Культ св. Олава в Новгороде

Культ св. Олава в Новгороде

Впервые церковь св. Олава в Новгороде упоминается в рунической надписи из Шюсты (Упланд, Швеция), высеченной мастером Эпиром, который работал в последних десятилетиях XI в., может быть, и в первом десятилетии XII в. Эта стела установлена в память о некоем Спьяльбуди, который умер в Хольмгарде в церкви Олава. «Варяжская» церковь (без указания патрона) называется в числе церквей, сгоревших во время пожаров 1152 и 1181 гг. В проекте договора Новгорода с немецкими городами (вторая половина XIII в.) указан и святой патрон этой церкви — Олав. Как явствует из того же документа, церковь св. Олава принадлежала Готскому двору: по договору от налогов освобождаются Готский двор с церковью св. Олава, кладбищем и окрестными лугами. Наконец, о наличии в Новгороде скандинавских священнослужителей свидетельствует «Вопрошание Кирика» (XII в.), которое предусматривает наказание для тех, кто носил «к варяжскому попу дети на молитву». Последнее косвенно указывает на определенную популярность церкви св. Олава среди местных жителей — ибо именно на них, а не находившихся в Новгороде скандинавов, распространяется наказание.

Быть может, с расширением культа и популярностью церкви св. Олава в Новгороде связана отличительная особенность трех из четырех «русских» чудес, где молящими о помощи и получающими ее являются местные жители, а не скандинавы. Это несколько противоречит традиции, поскольку в подавляющем большинстве новелл, в том числе и возникших вне Норвегии, Олав оказывает помощь своим соотечественникам.

Возможно, не случайным совпадением является включение имени Олава в литанию «Молитвы св. Троице», которая, как показало ее подробное исследование, была составлена неким клириком в середине XII в. Наряду с Олавом «Молитва» перечисляет ряд скандинавских святых: Магнуса (убит в 1115 г., канонизирован в 1135 г.), Кнута (убит в 1086 г., канонизирован в 1101 г.), его брата Бенедикта, убитого и канонизированного одновременно с ним, Албана, англо-саксонского святого, останки которого были перевезены в Данию св. Кнутом.

Мельникова Е.А. Культ св. Олава в Новгороде и Константинополе. С. 97-98.

В русской рукописной традиции (начиная с XIII в.) сохранилась молитва Св. Троице, в которой упоминаются западнославянские (св. Вячеслав, св. Войтех) и скандинавские святые. В частности, здесь говорится:

«никито. мино. христофоре. вячеславе. магнуме. конуте. венедикте. албане. олове. ботулве. созоне… борисе и глѣбе… вси с̃тіи мученици молите бога за мя грѣшнаго…»

Живов В.М. Особенности рецепции византийской культуры в древней Руси // Петрухин В.Я. — Древняя Русь. Народ. Князья. Религия. Из истории русской культуры. Т. I. (Язык. Семиотика. Культура) 2000. С. 599.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб