В апреле 1719 гола началось строительство Ладожского (позднее Петровский и Староладожский) канала.

В апреле 1719 гола началось строительство Ладожского (позднее Петровский и Староладожский) канала.

В обход Ладоги. Как проект Петра I спас жизни тысячи моряков.

Ладожское озеро всегда доставляло множество проблем морякам торговых кораблей. Из-за постоянных штормов там утонуло немало судов. Чтобы не терять ценные грузы, Петр I принял решение прорыть рядом с южным берегом 117-километровый транспортный путь. На реализацию этой затеи ушло огромное количество времени и сил.

Непредсказуемая Ладога

Строительство Староладожского канала началось в 1719 году.

Буйный нрав Ладожского озера не позволял купцам наладить эффективный канал поставки товаров из средней полосы России в Европу. Переход по Ладоге считался самым трудным и опасным – мгновенные перемены погоды были причиной гибели множества кораблей с грузом. Страдал и Санкт-Петербург, до которого частенько не доходили строительные грузы, необходимые для интенсивного застраивания Северной столицы.



Петр I решил рыть канал, чтобы ветер и высокие волны перестали быть помехой судоходству. Императору не давал покоя тот факт, что за одно лето 1718 года на озере утонуло более тысячи кораблей! Он сам сделал первые наброски проекта и, по рассказам приближенных, наполнил землей первые три тачки с землей.

К строительству были привлечены тысячи крестьян, военных и вольнонаемных рабочих. Стоит ли говорить, что на объекте из-за невероятно тяжелых условий труда была очень высокая смертность. Протяженность канала составила 117 километров, ширина 20-25 метров. Начинался судоходный путь рядом с городком Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге. Изначально планировалось, что его построят за два года, но из-за Северной войны денег в казне катастрофически не хватало. Петр даже ввел обязательный канальный налог и для крестьян, и для купцов, поэтому вся Россия принимала участие в этой гигантской стройке. По объемам это была третья стройка петровского времени после возведения Петербурга и Кронштадта.

Сложности строительства

Через два года после начала работ царский контроль немного ослаб. В 1722-1723 годах Петр отвлекся на войну с Персией и не мог лично контролировать строителей. Этим воспользовались нечистые на руку руководители работ и подрядчики. По возвращении император предал их суду за многочисленные технические нарушения и просчеты. После этих жестких мер работы возобновились с прежней силой.

Для того чтобы поддерживать уровень воды в канале выше ладожского на 2,1 метра, были сооружены системы шлюзов, регулирующие водоспуски, плотины, резервуарные водоемы и другие инженерные сооружения. Это было сделано с целью устранения зависимости судоходства от колебаний воды в озере. Канал предполагалось запирать шлюзами у его выходов в Волхов и Неву.



На протяжении водной трассы построили 13 водоспусков. Рядом с водой оборудовали дорогу для лошадей, которые тащили по каналу корабли и баржи. Петр прибыл на стройку и проехал на ботике по готовой части канала от Новой Ладоги до деревни Дубно. Вскоре император скончался, поэтому это было его последнее посещение своего детища. На престол взошла Екатерина I, которая не так рьяно контролировала ход стройки, как ее муж. Лишь в 1728 году удалось вплотную приступить к работам на последнем участке канала от реки Кобоны до Невы. Лишь в 1729 году Староладожский канал был оборудован для прохождения судов. Весной 1731 года, ровно 285 лет назад, императрица Анна Иоанновна торжественно открыла весь канал целиком, лично разрыв лопатой земляную перемычку в Шлиссельбурге. На тот момент Староладожский канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы, его строительство продолжалось без малого 12 лет. А некоторые участки достраивали в течение последующих десятилетий.

Спасение для моряков

Суда непрерывным потоком пошли по каналу, теперь им не страшны были ветры и ладожские волны. Корабли проходили канал за 8 суток, плоты и баржи – за 12. Навигация продолжалась здесь от 100 до 200 дней в году в зависимости от погоды. В XIX веке он уже не справлялся с потоком кораблей, поэтому было принято решение строительства Новоладожского канала, а старый стал выполнять вспомогательные функции. Новое гидросооружение строилось в середине XIX столетия и располагалось значительно ближе к черте берега Ладожского озера. Он был шире – 50-60 метров и глубже – 2,5 метра старого прохода. Строили его побыстрее, в течение 5 лет, при открытии присутствовал император.



Кстати, в начале XX века роль обоих каналов заметно снизилась из-за строительства в том районе железной дороги. При этом Староладожский канал находился на балансе Волго-Балтийского водного пути вплоть до 1962 года. Он служил более 200 лет и за это время спас множество жизней моряков от ладожских штормов, снабжал Петербург товарами. Сегодня от него остались лишь некоторые участки, он зарос камышами и местами пересох.

Источник ➝

Известия немецких хронистов о битве русских с ордынцами в 1380 г.

 

Немецкие хроники конца XIV — начала XV века и позднейшие сочинения, основанные на их известиях, сообщают о битве русских с ордынцами, в которой нетрудно узнать знаменитое сражение на Дону. Детмар Любекский — монах францисканского ордена — жил в Торнском монастыре, где и вел хронику на латыни вплоть до 1395 года. Иоганн фон Позильге, чиновник из Помезании, живший в Ризенбурге, писал хронику на латинском языке с 60—70-х годов XIV века до 1406 года. Обе названные хроники впоследствии, около 1395—1419 годов, были переведены соответственно на нижненемецкий и верхненемецкий языки.

Ранние хроники использовал в своем труде "Вандалия" богослов и историк Альберт Кранц, родившийся в середине XV века в Гамбурге, где он служил соборным деканом (старшим священником храма) и умер в 1517 году. "Вандалия" доведена до 1501 года и была издана уже после смерти автора, в 1519 году. Детмар, Позильге и Кранц с небольшими вариациями повторили известие о битве русских с татарами, которое, возможно, попало в Германию благодаря купцам прибалтийских городов (союз этих городов назывался Ганзой), торговавших с Русью и Литвой. В 1381 году в Любеке проходил ганзейский съезд, и здесь же находился один из названных хронистов — Детмар.
      Известие немецких хроник нельзя целиком принимать на веру. Место битвы Позильге и Кранцем ошибочно перенесено с Дона к Синей воде — реке, притоку Южного Буга, где в 1363 году литовскому великому князю Ольгерду удалось разгромить ордынские отряды и тем самым остановить дальнейшее продвижение войск Джучиева улуса на запад. Рассказ о победоносной акции литовского войска ("литовцы отняли у русских добычу и множество их убили в поле") не подтверждается русскими источниками. Летописная повесть 1425 года свидетельствует лишь о том, что Ягайла, пришедший "всею силою литовскою Мамаю пособляти", опоздал на один день или меньше. Некоторые исследователи предполагают, что у Детмара и в сходных с ним известиях речь идет о малозначительном ограблении передовыми отрядами Ягайлы арьергардов русской дружины, возвращавшейся с поля боя. Однако, если вспомнить, что войска Дмитрия возвращались по территории Рязанского княжества, не участвовавшего в битве с Мамаем и потому сохранившего свое войско, возможны два предположения: Либо хронисты ошибаются, допуская беспрепятственное вторжение Ягайлы на земли Рязани, либо литовцы действительно, по договоренности с рязанским князем Олегом, ограбили на рязанской земле какие-то отряды Дмитрия Ивановича. В позднейших источниках князь Олег, объявленный "изменником", обвиняется в ограблении московских отрядов, возвращавшихся домой с Куликова поля. Возможно, в этих свидетельствах имеется какая-то доля истины.

 

ХРОНИКА ДЕТМАРА

      Там сражалось народу с обеих сторон четыреста тысяч. Русские выиграли битву. Когда они отправились домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были призваны на помощь татарами, и литовцы отняли у русских их добычу и множество их убили в поле.

ХРОНИКА ПОЗИЛЬГЕ

      В том же году была большая война во многих странах, особенно так сражались русские с татарами у Синей Воды, и с обеих сторон было убито около 40 тысяч человек. Однако русские удержали [за собой] поле. И, когда они шли из боя, они столкнулись с литовцами, которые были позваны татарами, туда на помощь, и убили русских очень много и взяли у них большую добычу, которую те взяли у татар.

"ВАНДАЛИЯ" А. КРАНЦА

      В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение на месте, которое называется Синяя Вода. Как обычно сражаются оба народа не стоя, а набегая большими вереницами, бросают копья и ударяют, и вскоре отступают назад. Победители русские захватили немалую добычу — скот, так как [татары] почти никакой другой [добычей] не обладают. Но не долго русские радовались этой победе, потому что татары, соединившись с литовцами, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли, и многих из русских, повергнув, убили. Было это в 1381 г. после рождения Христа. В это время в Любеке собрался съезд и сходка всех народов общества, которое называется Ганзой.

Текст печатается по изданиям: "Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла. К вопросу о времени написания "Слова". М.—Л., 1966, с. 507—509 (статья Ю.К. Бегунова); Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982, с. 160-161.

Популярное в

))}
Loading...
наверх