Свежие комментарии

  • Михаил Ачаев
    Не было тогда всемирной китайской фабрики, всё стоило дорого.Сколько будет сто...
  • Никифор
    А если бы ледяной щит закрыл бы переход то к прибытию Колумба в Новом свете могло и не быть людей..Про океанцев держа...Заселение Северно...
  • Никифор
    https://www.youtube.com/watch?v=SMNvqYhnckg РС 239 Заселение Северной Евразии Сергей Васильев в «Родине слонов»Заселение Северно...

23 декабря 1947 года 1-ое января объявлено праздничным и выходным днем.

23 декабря 1947 года 1-ое января объявлено праздничным и выходным днем.

В первые годы Советской власти все традиции зимних праздников (например, украшение ёлки) были приписаны Рождеству. С ними активно боролись как с имеющими религиозное происхождение. В СМИ и на плакатах распространялись соответствующие лозунги и стихи. Вот один из характерных примеров:

Скоро будет Рождество –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.

Традиции огромной страны нельзя переломить в короткий срок. Особенно если учесть, что большевикам в ту пору приходилось решать более важные задачи, нежели формирование идеологии в отношении зимних праздников. Неизбежно возникла путаница, во многих местностях Рождество продолжали праздновать вполне официально. Владимир Ильич Ленин порой посещал рождественские ёлки для детей, что оказалось отражено в официальных хрониках.

Когда новая власть приступила к формированию трудового законодательства, Рождество, как один из популярных народных праздников, даже было объявлено нерабочим днем (Постановление Пленарного заседания Совета профессиональных союзов от 2 января 1919 г.). И только в 1929 году это решение было отменено, а празднование Рождества запретили.

Ёлки были отменены в 1929 году и снова вернулись в 1935-м в качестве детского праздника.

Официальная "реабилитация" традиции зимних праздников состоялась в 1935 году. В номере от 28 декабря газета "Правда" опубликовала подробное письмо Первого секретаря Киевского обкома ВКП(б) Павла Постышева, посвященное возобновлению этой традиции. Постышев писал: "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?". В итоге встреча 1936 года была организована централизованно в масштабах всей страны, а наступление следующего, 1937, года отмечалось с большой помпезностью. В начале января 1937 года в Колонном зале Дома Союзов была торжественно поставлена первая советская елка. Дерево достигало 15 метров в высоту. Репортаж из зала показали в киножурнале «Советский Союз».

На следующий год по всей стране засияли сотни праздничных елок. В Москве установили две "главных" елки в парке Горького и на Манежной площади, в Доме Союзов провели Бал-карнавал отличников учебы. В 1939 году была издана знаменитая повесть Аркадия Гайдара "Чук и Гек", завершающаяся радостным празднованием Нового года.

Так Новый год стал официальным советским праздником. О Рождестве на государственном уровне никто больше не вспоминал. Старые рассказы и картинки про Ленина на ёлке прочно связали с Новым годом и только с ним. Потихоньку праздник обрастал советской атрибутикой: ёлку украсила красная звезда в сочетании с игрушками в виде пионеров, трактористов и "царицы полей" кукурузы. На новогодних утренниках детям рассказывали о величии СССР.

Одновременно широкую славу обрели такие архаические языческие персонажи, как Дед Мороз и Снегурочка. В отличие от образа Иисуса Христа, языческие мифы считались безобидными для атеистической идеологии. В 1953 году на елке в Доме Союзов Дед Мороз и Снегурочка пели:

В дружный круг у елки встанем
И споем со всей страной:
"Славься, наш великий Сталин!
Славься, Сталин наш родной!"

Стоит отметить, что первые попытки создания образа Деда Мороза, приносящего детям подарки на зимние праздники, предпринимались еще в XIX веке. Однако эта традиция приживалась плохо: языческий дух зимы и холода Мороз все же был по преимуществу злым персонажем. И лишь в советские годы добрый Дед Мороз стал общепризнанным символом Нового года.

31 декабря и 1 января долгое время оставались обычными рабочими днями. Новый год считался в первую очередь детским праздником, поэтому власти не видели смысла в освобождении взрослых от работы. Лишь 23 декабря 1947 года был выпущен Указ Президиума Верховного совета СССР "Об объявлении 1 января нерабочим днем". Тем же указом День Победы 9 мая (считавшийся выходным с 1945 года) был объявлен рабочим днем. Так или иначе, 9 мая снова объявили выходным днем лишь в 1965 году, когда пост генсека ЦК КПСС занимал Леонид Брежнев (Указ Президиума ВС СССР от 25 апреля 1965 г.).

При этом 1 января в 1965 году так и осталось нерабочим днем. За минувшие годы отношение к Новому году изменилось: теперь это было не столько время утренников и ёлок для детских коллективов, сколько семейное торжество. Именно тогда начали складываться позднесоветские новогодние традиции, знакомые большинству современных россиян: шампанское, салат "Оливье", песня "В лесу родилась елочка" (написанная поэтессой Раисой Кудашевой и композитором Леонидом Бекманом в 1903-1905 годах), фильм "Ирония судьбы" (1975 год), открытки с Дедом Морозом и сказочными зверушками. В отличие от 1 мая, 9 мая и 7 ноября, Новый год был не политизирован. Хотя попытки увязать праздник с государственной идеологией предпринимались. В частности, с 1941 года эпизодически озвучивались радиообращения представителей верховной власти к народу, а в 1971 году Леонидом Брежневым была введена традиция новогодних телеобращений главы государства, которая жива и в наши дни.

В целом же власть не пыталась изменить семейный характер праздника. Советские новогодние фильмы, как правило, были посвящены любви, дружбе, неформальным производственным отношениям и прочим темам, важным для частной жизни, а не для государства. Праздник остался детским в том смысле, что взрослым разрешалось в это время побыть детьми, подурачиться, поиграть в снежки, слепить снеговика, обратить взор на "простые" заботы вроде праздничного стола и подарков. Получается, что в середине XX века взрослые граждане СССР присоединились к празднику детей.

С 1947 года и до 1991 года нерабочим днем неизменно являлось только 1 января. В 1993 году выходным было объявлено также 2 января (Закон РСФСР от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"). Одновременно выходным днем стало 7 января. Несмотря на то, что 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ, закреплявшая светский характер государства, новая российская власть признала Рождество официальным праздником. Таким образом она отдала дань моде на возрождение христианских традиций, а также проявила солидарность с западными странами, где Рождество по-прежнему считалось более важным праздником, чем Новый год. Любопытно, что при этом сохранило свой праздничный статус 7 ноября (продолжавшее именоваться Днем Великой Октябрьской социалистической революции). Возрождая дореволюционные традиции, власти в то время еще не решались отказаться от советских и коммунистических традиций .

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх