Сочетание элементов скандинавского и скифо-сарматского искусства в находках из древнерусского Супрутского клада (X век).

Сочетание элементов скандинавского и скифо-сарматского искусства в находках из древнерусского Супрутского клада (X век).

Клад найден в 1969 году на раскопках Супрутского городища, расположенного на реке Упе в Щёкинском районе Тульской области вблизи деревни Супруты. Это самый богатый из 4 кладов найденных на городище, комплекс находок уникальный всаднический клад, включает удила и псалии (часть уздечного набора), накладки на седло, украшения для узды и воинского пояса. Наиболее близкий этому кладу по типологии набора вещей Саркельский клад из Хазарии. Тем не менее удила украшены характерным для северных германцев (варягов) мотивом рогатых драконов, пригнувших голову, и имеют множественные параллели в Скандинавских находках Эпохи викингов и даже более ранней Вендельской эпохи. Например, удила и псалии из кургана 1 Борре в Норвегии, псалии с острова Готланд у берегов Швеции, резные фронтоны из дерева, Швеция, 8 век и т.д. https://vk.com/wall-65599587_1020

https://vk.com/album-65599587_197748361 — драконы в Древнескандинавском искусстве.

В Супрутском кладе также найдены ременные серебряные наконечники со сценами, близкими к скифо-сарматскому звериному стилю, общему для украшений знатных родов Великой Скифии, и представляют собой изображения ключевых для стиля сцен терзания хищником своей добычи. На первом типе изображения хищный зверь терзает пойманную птицу, например, такой же сюжет представлен на сарматских древностях из Зауралья. На втором типе хищная птица терзает зайца, такой же сюжет, на скифской золотой накладке из Прикубанья, Семибратный курган (5 век до н.э.). Изображения с подобными терзаниями в зверином стиле в тот же период, к которому относится Супрутский клад, встречаются в Салтово-Маяцкой культуре (юг России и юго-восток Украины), относимой к территории подвластной Хазарскому каганату и населенной аланами, булгарами, хазарами и т.д.

При этом стиль изображения хищной птицы с наконечника из Супрутского клада тождественен скандинавскому, например, такую птицу мы видим на Стура-Хаммарском руническом камне начала 8 века с острова Готланд (Stora Hammars III runestone). Птица изображает Одина, обернувшегося орлом, и укравшего мёд поэзии.

Читать: Троицкая Татьяна Николаевна «Сцены терзания в Скифо-Сибирском и Хунно-Сарматском искусстве», статья из «Вестник археологии, антропологии и этнографии» Выпуск № 1 / 1997 год
http://cyberleninka.ru/article/n/stseny-terzaniya-v-s..

Иллюстрации:
1-2). Ременные наконечники из Супрут (прорисовка)
3). Орёл на Стура-Хаммарском руническом камне 8 века. о.Готланд
4). Сарматское искусство Зауралья, терзание хищником птицы
5). Скифская золотая накладка из Прикубанья (5 век до н.э.)
6). Ременные наконечники из Супрут (фотография)
7). Часть уздечного набора из Супрут, украшена скандинавскими драконами
8). Часть уздечного набора из Супрут (прорисовка)
9). Резные фронтоны из дерева, Швеция, 8 век
10). Удила и псалии из кургана 1 Борре в Норвегии, псалии с острова Готланд
https://vk.com/photo-65599587_402443378

Первые жители Супрутского городища III—VIII веков принадлежали к Мощинской культуре, и были идентифицированы как балтское племя голинды (летописная «голядь»). Обилие предметов скандинавского происхождения позволяет предположить, что городище в IX веках было занято некой варяжской дружиной, превратившей его в административный центр и пункт сбора дани. Существует версия, что эти варяги находились в IX веке под протекцией Хазарского каганата, либо были хазарскими наёмниками, призванными охранять этот стратегически важный пункт.

В конце IX века городище было подвергнуто разгрому, что было, по-видимому, связано с походами князя Олега с целью устранения конкурирующих варяжских группировок и хазарского влияния, а также подчинения земель вятичей и северян.

Походы Олега на время подчинили вятичей, однако вскоре хазарское влияние здесь восстановилось, а Супрутское городище было вновь заселено, о чём свидетельствуют находки арабских монет X века.

Окончательный разгром Супрутского городища произошел в 910—915 годах, после чего Донской торговый путь угасает и основное движение серебра осуществляется только через Волгу. Вероятными инициаторами похода на Супруты могли быть дружины русов-варягов, контролировавших Волжский торговый путь в Верхнем Поволжье (Тимерёво, Михайловское, Петровское).

Сочетание элементов скандинавского и скифо-сарматского искусства в находках из древнерусского Супрутского клада (X век).

Сочетание элементов скандинавского и скифо-сарматского искусства в находках из древнерусского Супрутского клада (X век).

Ременные наконечники из Супрутского клада (Из раскопок 1969 г.). Найдены на городище Супруты (Тульская область), Древняя Русь, X век.

Сочетание элементов скандинавского и скифо-сарматского искусства в находках из древнерусского Супрутского клада (X век).

Один, обернувшийся орлом, приносит мёд поэзии в Асгард
Стура-Хаммарский рунический камень начала 8 века с острова Готланд (Stora Hammars III runestone)

Сочетание элементов скандинавского и скифо-сарматского искусства в находках из древнерусского Супрутского клада (X век).

Сарматские древности Зауралья (Свердловская область).

Сочетание элементов скандинавского и скифо-сарматского искусства в находках из древнерусского Супрутского клада (X век).

Сцена терзания в скифо-сарматском зверином стиле
6 — Прикубанье, мог. Семь Братьев, кург. 4, золото

Сочетание элементов скандинавского и скифо-сарматского искусства в находках из древнерусского Супрутского клада (X век).

Ременные наконечники из Супрутского клада (Из раскопок 1969 г.). Найдены на городище Супруты (Тульская область), Древняя Русь, X век.

Сочетание элементов скандинавского и скифо-сарматского искусства в находках из древнерусского Супрутского клада (X век).

Из клада X в., найденного на городище Супруты (Тульская область)

Сочетание элементов скандинавского и скифо-сарматского искусства в находках из древнерусского Супрутского клада (X век).

Удила из Супрутского клада, Древняя Русь, 10 век

Сочетание элементов скандинавского и скифо-сарматского искусства в находках из древнерусского Супрутского клада (X век).

Резные фронтоны из дерева, Швеция, 8 век

 

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб