Бахчисарайский мирный договор: как Киев стал русским

Взятие русскими войсками и казацкими полками турецких и татарских крепостей. г. Гравюра Л. Тарасевича.

23 января 1681 года Россия добилась от Османской империи признания Левобережной Украины неотъемлемой частью Российского царства

Двадцатилетний мирный договор между Россией, Оттоманской Портой и Крымским ханством, подписанный в столице крымчаков — Бахчисарае — 23 (13) января 1681 года, стал последней крупной уступкой русского государства своим давним противникам в Северном Причерноморье. Добившись признания Левобережной Украины — то есть прежде всего Киева и его окрестностей — частью России, Москва не сумела настоять на признании воссоединения с нею Запорожской Сечи.

Что, впрочем, в конечном счете сыграло на руку русским царям: измученные османской оккупацией жители Правобережной Украины вскоре сделали все, чтобы по примеру запорожцев воссоединиться с братским русским народом, нанеся серьезный урон Порте.

Как и многие войны на юго-востоке Европы в XVII веке, русско-турецкая война 1676–1681 годов началась, по сути, в результате неудачной внешней политики Речи Посполитой. Когда от поляков отложились запорожцы, принявшие в январе 1654 года на Переяславской раде решение о воссоединении с Россией, недовольная таким положением дел Варшава начала военные действия. Их итогом стали фактический раскол Гетманщины и установление русско-польской границы по Днепру. Но Андрусовское перемирие, которое и определяло эту границу, не устраивало гетмана Правобережной Украины Петра Дорошенко, который во что бы то ни стало хотел возглавить объединенную неважно какой ценой Украину. В поисках новых союзников, более сильных и последовательных, чем поляки, Дорошенко признал себя в 1666 году вассалом турецкого султана.

Такой внезапный и предательский, по сути, шаг правобережного гетмана привел к началу польско-турецкой войны. Как только Польша отправила свои войска для вразумления Дорошенко, Стамбул немедленно вступился за нового и очень выгодного для него вассала. Война окончилась быстро и вполне предсказуемо: 300-тысячное войско османов нанесло сокрушительное поражение полякам. В итоге турецкие войска появились фактически на границе Левобережной Украины, которая уже была частью русского государства. В Москве угрозу потери Киева и его окрестностей восприняли всерьез, и вскоре началась русско-турецкая война 1676–1681 годов.

Ход этой войны был не всегда удачным для России и ее союзников — запорожских казаков. Неоднократная смена гетманства, «качельная» политика Петра Дорошенко, вмешательство и двурушничество Речи Посполитой — все это не раз приводило к тому, что русские победы оказывались бесплодными или оборачивались поражением. Но и Порта не могла похвастаться успехами, как и ее главный союзник в Северном Причерноморье — Крымское ханство.

Ханский дворец Бахчисарай

Ханский дворец Бахчисарай. 

В итоге уже к середине 1679 года все стороны конфликта были серьезно утомлены бесплодным противостоянием, и на смену сражениям пришли дипломатические баталии. Русские послы вынуждены были договариваться сначала с крымским ханом Мурат-Гиреем, а затем и с турецким султаном Мухаммедом IV. Эти трудные переговоры растянулись почти на полтора года, и за это время русское посольство сменилось дважды. Первыми в конце 1679 года в Крым отправились стольник Сухотин и дьяк Михайлов, но они не сумели добиться существенных результатов, а под конец своей миссии еще и вступили в конфликт, в результате которого Михайлов в одиночку отправился обратно в Москву. Поэтому 26 августа 1680 года в Крым им на смену были направлены новые русские послы. Ими стали резидент в Польше стольник Василий Тяпкин, письмоводитель Челобитного приказа дьяк Никита Зотов (воспитатель царевича Петра Алексеевича — будущего первого императора России Петра I) и генеральный писарь Войска Запорожского Семен Ракович.

Они прибыли на место 25 октября 1680 года и предложили новые условия мирного договора, которые не без существенных уточнений со стороны Стамбула, но были приняты Портой и Крымским ханством. Самой крупной уступкой, на которую пришлось пойти русским послам, стал вопрос о границе между сферами влияния Стамбула и Москвы. Тяпкин и Зотов предлагали провести ее по рекам Рось, Тясмин и Ингул (и таким образом оставить под российским покровительством земли в среднем и нижнем течении Днепра), но в итоге она прошла по днепровским берегам. Кроме того, договор устанавливал перемирие между сторонами на 20 лет, а также определял, что ни султан, ни хан не будут помогать врагам России (имелись в виду прежде всего Польша и Швеция, но эти условия Порта очень скоро нарушила).

Среди других условий договора были и такие: Порта и хан соглашались с тем, что Россия присоединяет Левобережную Украину, Запорожье и Киев с городами Васильков, Стайки, Триполье, Радомышль, Дедовщина. В ответ Москва соглашалась выплатить Мурат-Гирею дань за последние три года и в дальнейшем платить ее в прежнем объеме. Кроме того, на землях между Днепром и Бугом имели право беспрепятственно кочевать крымчаки и ногайцы; казакам же и русским поселенцам давалось право на рыбную ловлю, добычу соли и свободное плавание по Днепру и его притокам до Черного моря.

Единственный, но очень важный вопрос, в котором Москва так и не добилась уступок от Стамбула, касался воссоединения Запорожской сечи с Россией. Османы наотрез отказались признать его, и формально Запорожье становилось независимым. Впрочем, активное «освоение» турками правобережных украинских земель быстро привело к тому, что эта формальная независимость просто перестала соблюдаться, а население попавших под влияние Порты сел начало бежать на левый берег. И дальнейшие успехи в Северном Причерноморье нового русского царя — Петра Алексеевича, вскоре ставшего известным всему миру как первый русский император Петр Великий, были в немалой степени обусловлены поддержкой запорожских казаков и их соплеменников из Правобережья, оценивших все «прелести» османского ига.

Источник ➝

Пожар антишляхетских восстаний в Речи Посполитой (1648-1653 гг.)

 

Великое княжество Литовское, так же как и Польша, полыхало в огне антишляхетских восстаний. И в начале Тринадцатилетней войны территория, по которой проходили русские войска, была уже изрядно опустошена. Так, по свидетельству очевидцев, по «дороге до Кобрина опустошены костелы, все шляхетские усадьбы…разрушены», а шляхта бежала за Вислу «от внутренних врагов – казаков, крепостных крестьян и своих свинопасов». В 1648 г. русский гонец сообщил царю, что с появлением в Белоруссии отряда казаков полковника И.

Шохова «холопы их шляхетские и панские, пограбя пана своего животы, бегают к казакам», а вступившие в ряды казачества белорусские крестьяне и горожане «войско казакам приумножили».

Поветы разорялись вследствие как стихийных народных выступлений и действий казацких отрядов Головацкого, Кривошапки, Небабы, Голоты и др., так и карательных мер правительственных войск, немилосердно подавлявших мятежи в районах Гомеля, Чечерска, Пропойска, Пинска. Разорение Пинского повета и взятие Пинска, например, являлось полномасштабной войсковой операцией правительственных войск ВКЛ. Ворвавшиеся в город солдаты были встречены многочисленными баррикадами на узких улочках города. Подобным образом были взяты и разорены Туров, Бобруйск, Речица, Мозырь и др. Антифеодальные выступления были подавлены войсками Януша Радзивилла только к 1651 г. Даже когда Радзивилл почти «затушил» пожары восстаний, в тылу у него вновь заполыхало Мстиславский повет. Отдельные очаги восстания продолжали вспыхивать до 1653 г. «Хлопы» жестоко поплатились за свои выступления – по статусу посягательство на имущество шляхтича каралось смертью. Сколько погибло в этой братоубийственной войне 1648-1653 гг – не известно до сих пор.

Белорусским националистам неприятно будет узнать, что после такой кровавой расправы белорусские общины не раз отправляли делегации в ...соседнюю «Московию», ища у царя поддержки. Так, в 1651 г. в Москву прибыл А. Кржыжановский с просьбой к царю принять Белоруссию в «государскую оборону». В Посольском приказе он говорил, что как только русское войско появится на белорусской земле, «то белорусцы де, сколько их есть, все б те поры востанут на ляхов заодно. А чаят де тех белорусцов зберетца со 100 000 человек». Неудивительно, что вступление в 1654 г. армии «Тишайшего» царя на территорию Речи Посполитой только усилило глубокий раскол в ВКЛ.

Цитируется по: Лобин А.Н. Неизвестная война 1654-1667 гг.

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ТАТАРСКОГО КУПЕЧЕСТВА

 

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования такой категории торгового сословия как национальное татарское купечество. Автором делается попытка анализа причин формирования татарского купечества как прослойки торгового сословия.

С. С. МИХЕЕВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра новейшей истории России и краеведения

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования такой категории торгового сословия как национальное татарское купечество.

Автором делается попытка анализа причин формирования татарского купечества как прослойки торгового сословия.

Условно считается, что традиционным занятием представителей татарского этноса было занятие торговлей. Для того чтобы ответить на вопрос о том, почему сформировалось подобное мнение, необходимо проанализировать, было ли это следствием экономических предпосылок или же действительно результатом реализации предпринимательских способностей.

Для территории Пензенской губернии традиционным являлось занятие сельскохозяйственным трудом в качестве основного занятия населения, однако не всегда сельскохозяйственная ориентация являлась удобной и прибыльной для хозяев. В частности, для представителей татарского этноса с XVIII века началось ограничение их хозяйственной самостоятельности.

Во второй половине XIX - начале XX в. земледелие продолжало играть ведущую роль в крестьянских хозяйствах татар. Отмена крепостного права и реформы 1860-х годов не принесли с собой для крестьянства освобождения от экономической кабалы. Лучшие земли и угодья крестьян были отрезаны в пользу помещиков. По материалам статистики 1877 г. на территории Саранского, Наровчатского, Инсарского, Краснослободского, Спасского уездов во владении крестьян находилось лишь 53,5 % всего земельного фонда. Остальные 46,5 % принадлежали помещикам, казне, церкви, монастырям [1, Л. 13].

Количество земли на душу с каждым годом сокращалось в результате естественного прироста населения. Так, с 1863 по 1878 г. только по Саранскому, Инсарско-му, Краснослободскому уездам Пензенской губернии население увеличилось на 84,9 тыс. человек, а площадь пахотных земель у крестьян оставалась прежней [2]. Особенно пострадала от малоземелья та группа татарских хозяйств, где присутствовала подворно-наследственная форма землевладения, то есть та группа, где уже наметились тенденции к расслоению. С течением времени в связи с увеличением наследников и разделов между ними наследственные участки измельчали настолько, что владельцы этих земель оказались самыми несостоятельными хозяевами в крае.

Сокращение посевных площадей отрицательно сказывалось на имущественном положении татарских крестьян. Так, в январе 1870 г. в донесении помощника начальника Саратовского губернского жандармского управления Н. П. Пекарского «Татары Хвалынско-го уезда вследствие недостатка в хлебе находятся в самом бедственном положении. Из собранных мной по этому предмету сведений оказывается, что только незначительная часть крестьян употребляет в пищу чистый хлеб, и то не все собственный, а покупной; большая часть ест хлеб, испечённый из семян и растений просянки, с примесью муки ржаной и просяной: как первую, так и последнюю покупают... Бедственное положен крестьян ещё увеличивается от того, что с конца прошлого года энергически взыскиваются с них недоимки по окладным сборам, которые через бездействие административных лиц достигали громадной цифры; так, по Атлашинской волости, состоящей из 42 002 душ, числятся недоимки 38 тыс. рублей; подобная же цифра существует и в других татарских волостях» [3, С. 38].

О дополнительной купле земли крестьянство не могло и думать, так как цена на нее из года в год бешено росла. Продажа одной десятины земли возросла с 23 руб. 55 коп. в 1871 г. до 103 руб. в 1902 г. [4, С. 32].

Тяжёлое экономическое и социальное положение татар в конце XVIII - середине XIX века побуждало их искать выход в переселении и отходничестве на заработки. Часть из них нанималась на земледельческие работы, другие - чернорабочими к различным предпринимателям города или же уезжали в другие губернии. Отходники формировались разными социальными группами сельских жителей, однако основной базой была беднота: несостоятельная часть крестьянства представляла 58,6 %, середняцкая - до 30 %, 10 % - зажиточная часть [5, С. 68]. Существенную роль в мотивации отходничества играло растущее аграрное перенаселение, объяснявшее основные причины, пробуждавшие поиск дополнительного заработка: малоземелье, обременённость долгами и недоимками. Зажиточные же крестьяне ставили своей целью реализацию предпринимательской деятельности.

Татары занимались в основном неземледельческими промыслами, которые оплачивались выше, чем труд в сельском хозяйстве. У татар наибольшее распространение по сравнению с другими этническими группами получил дальний отход, то есть работа за пределами области. Весной и осенью 1892 года в д. Пензятка Пензятской волости Инсарского уезда жителями для отправления на заработки было выдано 556 паспортов (555 - мужчинам, 1 - женщине) в Астраханскую, Бакинскую, Нижегородскую, Симбирскую и Тамбовскую губернии. В отходе занимались сельскохозяйственными работами, извозом, работали на фабриках и заводах [6, Л. 92]. По данным архивных документов 700 человек уехали на заработки без паспортов на Илевский завод для обжигания угля [7, Л. 92]. В деревне Кривозерье Кривозёровской волости Саранского уезда в мае и сентябре 1892 года было выдано 1769 паспортов (1764 - мужчинам, 5 - женщинам) в Симбирскую и Бакинскую губернии на винокуренные заводские и фабричные заведения чернорабочими [8, Л. 220].

Удельный вес татар в торговле был равен 21,5 %, русских - 12,1 %, мордвы - 2,9 % [9, С. 50]. В Краснослободском уезде, насчитывающем 19 волостей, только из одной Усть-Рахманиновской волости, которую населяли татары, для торговли в разные города России в 1892 году отправились 2491 человек или 24,7 %, т. е. почти четверть всех отходников уезда. Женщинам паспорта не выдавали [10, Л. 194]. Главный контингент торговцев в 1887 году в Краснослободском уезде составляет татарское население [11, С. 23]. Среди татарского населения Краснослободского уезда Пензенской губернии свыше 75 % дворов было занято отходничес-ким промыслом [3, С. 38].

Развитие отходничества привело к подвижности населения татарской деревни, что сыграло значительную роль в формировании хозяйства и быта. Отходники привносили в свои деревни нововведения в сельское хозяйство, новые элементы в убранство жилья, в одежду и т. д.

Именно из среды отходников формировалась прослойка татарского купечества. Родоначальник видной торгово-промышленной династии Кулахметьевых Хантемир Бахтеевич (1793-1854) приехал в Пензу из Кузнецка в 1843 году и организовал торговлю свечами и мылом. В 1852 году унаследовал капитал своего отца Сайфетдин Яфарович Бабиков, взявший свидетельство на торговлю в Константинополе.

Татарские купцы активно развивали своё дело, брали в аренду предприятия. Так, в 1858 году в аренду кузнецкому купцу 1 гильдии Айнитидину Абдул-На-сыреву Дибирдееву была передана суконная фабрика, продукция которой продавалась на Симбирской и Саратовской ярмарках. Дубенско-Дибирдеевские сукна отправлялись исключительно в Казанскую комиссариатскую комиссию, и лишь небольшая часть поступала на ярмарки соседних губерний [12, С. 63].

Социально-экономическое и политическое положение татарского купечества в силу некоторых отличий в области этно-конфессионального характера в Российской империи, принимало автономный характер. В целом российское купечество не было монолитным, оно распадалось не только на внутренние групповые интересы экономического характера, но и на ряд более мелких групп, распределяющихся по принципу этнической принадлежности. Подобные отличия вынуждают рассматривать региональное купечество как профессиональную группу.

Определение «татарская» свидетельствует об обособленности, однако это даёт повод для рассмотрения их в качестве категории профессиональной группы, где доминирующим началом стала торговая деятельность. Татарское купечество - это не только лицо купеческого сословия, но и профессиональная группа, чья торговая специализация являлась доминирующим началом их деятельности.

Купец-предприниматель характеризуется в силу вышеназванных причин как член профессиональной группы. Узкая специализация - торговля, а также этно- конфессиональная принадлежность выделяют татарских купцов-предпринимателей из купеческого сословия в отдельную группу. Процесс политикоэкономической девальвации купеческого сословия в конце XIX-начале XX вв. вопреки политике русского самодержавия: занятие торговой и иной предпринимательской деятельностью, имело для них характер не только обогащения, но повышения уровня гражданских прав, обладания ими в полной мере.

Указанная специфика накладывала особый отпечаток на финансово-экономическое положение купцов и на их роль в торгово-промышленном развитии отдельных регионов. После реформы 1861 г. Россия, как известно, сложились более благоприятные условия для капиталистического развития. Буржуазные отношения активно проникали как в город, так и в деревню, захватывая все новые и новые территории. В орбиту капиталистических отношений втянулись и крестьянские хозяйства исследуемого района. Развитие буржуазных отношений проявлялось во всех отраслях народного хозяйства, во всех сферах крестьянской жизни.

Зарождалось татарское купечество в крестьянской массе. Крестьяне уходили в город, где занимались мелкой торговлей, не требующей разрешения, и, накопив необходимый капитал, брали свидетельство на занятие торговлей, которое означало, что они переходят в купеческое сословие. Большинство купцов имели крестьянские корни, а факт наследования торговых дел показывает наличие к 1917 году смены трёх поколений татарских купцов. Значительная часть купечества занималась торговым предпринимательством и лишь затем промышленным. В татарском купечестве преобладало торговое предпринимательство. Формирование татарского купечества со второй половины XIX века и до свержения самодержавного строя проходило в сложных условиях. Права и преимущества купечества не заключались в общепринятых гражданских свободах, а носили исключительный характер.

Картина дня

))}
Loading...
наверх