Беговаткин А.А. — Древнерусский меч X в. из окрестностей села Пурдошки.

Беговаткин А.А. - Древнерусский меч X в. из окрестностей села Пурдошки.

В конце 1980-х гг. в окрестностях с. Пурдошки Темниковского района Мордовии при разработке карьера по добыче щебня был обнаружен железный меч с бронзовой рукоятью, относящийся по классификации А. Н. Кирпичникова к типу А-местный и датирующийся около 1000 г. Судя по словам жителя г. Темникова Н. А. Казабаранова, работавшего в то время в карьере, данный меч находился в погребении с железным топором и шлемом, а также с накладками на поясной набор или на уздечку. Меч поступил на хранение в Темниковский историко-краеведческий музей имени адмирала Ф. Ф. Ушакова (ОФ №2380). Судьба остальных предметов из этого захоронения неизвестна.

В 1992 г. меч из окрестностей с. Пурдошки был опубликован В. Н. Шитовым совместно с сотрудником Мордовского республиканского краеведческого музея В. Д. Артемовой. Позднее им же был подготовлен свод мечей, обнаруженных на территории Мордовии. В этих работах всесторонне анализируются представленные в Мордовии разновидности данного клинкового оружия, определяется хронология, а также делается предположение относительно путей проникновения его в мордовские земли.

С середины 1990-х гг. в своих исследованиях к мечам А-местный обращался литовский археолог В. Казакявичус. В частности, он опубликовал результаты металлографического анализа фрагмента перекрестия меча подобного типа из Visetiskes (северо-восточная Литва) и подобрал аналогии мечам типа А-местный с растительным орнаментом на территории Восточной Европы и Северной Европы.

Меч из окрестностей с. Пурдошки — четвертая опубликованная находка подобного рода на территории Европы. Среди ближайших аналогов В. Казакявичус указывает на фрагмент меча с утраченным навершием из Киева, а также на фрагмент перекрестия меча, который происходит из Kungs Husby в Швеции. К тому же это наиболее хорошо сохранившийся образец мечей типа А-местный, для которого характерна богатая орнаментация в виде растительной плетенки, расположенной на рукояти. Необходимо добавить, что меч из окрестностей с. Пурдошки — единственный древнерусский меч X в. типа А-местный, который находится в Государственном Музейном Фонде Российской Федерации.
Беговаткин А.А. - Древнерусский меч X в. из окрестностей села Пурдошки.
Кроме упомянутого В. Казакявичуса в работе, вышедшей в 2008 г., «К истории контактов между Швецией и Южной Русью в XI-XII веках» Ф. А. Андрощук выделил на основании орнаментации три варианта мечей типа А-местный. Первый вариант условно назван «Киев». Эти мечи отличают орнамент на перекрестии, состоящий из переплетения сдвоенных растительных побегов, и бронзовая рукоять с орнаментальным мотивом в виде чешуи. Наверший ни на одном из мечей этого варианта на момент написания статьи Ф. А. Андрощуку не было известно. Второй вариант в рассматриваемой статье назван «Карабичев-Рязань». Данная разновидность выделена на основании находок в Восточной Европе рукояти меча в Карабичеве и навершия в Рязани. Этот вариант отличает оформление растительным мотивом в византийском стиле. В качестве оснований для подобного вывода автор приводит аналогичные мотивы некоторых росписей Софийского собора в Киеве. И наконец, третий вариант, по классификации Ф. А. Андрощука, выделен как «Глуховцы». Данная разновидность представлена одним мечом, обнаруженным на территории Украины. Рукоять глуховецкого меча богато декорирована двумя различными орнаментами. Основание навершия и перекрестие имеют следы серебряной инкрустации с мотивом переплетающихся лент. Бронзовая рукоять украшена комбинацией растительного мотива и узлов. По мнению Ф. А. Андрощука, стиль декорирования данной рукояти очень близок орнаментации варианта «Киев».
Беговаткин А.А. - Древнерусский меч X в. из окрестностей села Пурдошки.
Детальному рассмотрению навершия с территории бывшей Рязанской губернии (известному в археологической литературе как навершие из Старой Рязани) посвящена статья «Навершие меча из собрания Государственного Исторического музея». Соглашаясь с возможностью выделения внутри типа А-местный нескольких вариантов, авторы считают необходимым отметить следующее. Мечи, включенные А. Н. Кирпичниковым в тип А-местный, неоднородны по морфологии, технологии изготовления и орнаментации деталей рукояти. В отдельную группу, по мнению С. Ю. Каинова и С. А. Стефутина, следует объеденить мечи из Карабичева, Киева и с территории Рязанской губернии. Для них характерны единые: а) технология изготовления — полое литье из латуни; б) технология исполнения орнаментации — чернение; в) морфология навершия — четкое разделение, подчеркнутое выпуклым валиком (или валиками), на основание и головку, в свою очередь, также поделенную на три сегмента.

В типологии А. Н. Кирпичникова включенные в тип А-местный мечи из Глуховцов и Краснянки отличаются двухчастными навершиями, деталями рукояти, изготовленными из железа, а также технологией орнаментации — инкрустация или плакировка.
Беговаткин А.А. - Древнерусский меч X в. из окрестностей села Пурдошки.
Внутри этой группы, как и предлагает Ф. А. Андрощук, исходя из орнаментации, можно выделить несколько вариантов мечей типа А-местный: вариант 1 («Карабичев»); вариант 2 («Киев»); вариант 3 (бывшая Рязанская губерния). И с некоторыми оговорками можно добавить еще вариант — вариант 4 («Паланга»).

Однако, несмотря на столь подробное рассмотрение в археологической литературе мечей типа А-местный и их вариантов, вне поля зрения основной массы специалистов остается меч, найденный в Мордовии.

В 2009-2010 гг. меч из с. Пурдошки в числе других уникальных предметов археологии из фондов Мордовского республиканского музея был отреставрирован во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И. Э. Грабаря. Реставрация меча была осуществлена в отделе металла заслуженным работником искусств, художником-реставратором В. Е. Петровым и художником-реставратором А. И. Сивовым.
Беговаткин А.А. - Древнерусский меч X в. из окрестностей села Пурдошки.
В процессе реставрации клинок меча был расчищен от продуктов коррозии металла, затем после термической обработки осуществлено восполнение утрат. Для этого с целью придания первоначального облика на сохранившуюся основу был нанесен дополнительный слой, имитирующий железо, покрытое коррозией. Детали рукояти были очищены от окислов меди и свинца. Перекрестие меча было склеено, а затем все детали рукояти были закреплены на клинке.

При реставрации меча в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря заведующая сектором отдела физико-химических методов исследований А. Я. Мазина провела металлографический анализ клинка и деталей рукояти. При исследовании клинка меча из с. Пурдошки для выяснения состава металла был применен метод рентгенофлуоресцентного спектрального анализа. В результате был определен следующий состав клинка: железо (99,30, медь (0,40), цинк (0,30), марганец (0,03.

Как уже отмечалось в публикациях В. Н. Шитова, все детали рукояти полые внутри. Толщина стенок составляет 2 мм. Взвешивание показало, что общий вес деталей рукояти составляет 326,5 г. Навершие весит 152,2 г., трубка рукояти — 75,4, перекрестие — 98,9 г.

Для определения состава металла были взяты пробы отдельно с каждой детали рукояти. Также были сделаны пробы для выяснения состава черни на отдельных частях рукояти. Исследование проводилось несколькими методами: а) микроскопии в отраженном свете; б) микрохимии; в) рентгено-флуоресцентного спектрального анализа. Была осуществлена и фотофиксация проб.

Металлографический анализ показал, что перекрестие и навершие выполнены из похожего сплава, представляющего собой бронзу с низким содержанием олова. В составе сплава трубки олова еще меньше, чем в бронзе перекрестия и навершия. Черневой орнамент нанесен с помощью сплава, содержащего свинец в значительно большем количестве, чем бронза основы. Он представляет собой темные окислы свинца и меди.

Изложенные факты позволяют вновь обратиться к рассмотрению данного артефакта, поскольку выявились новые обстоятельства относительно технологии изготовления и хронологии мечей типа А-местный.

Обратимся к орнаментации рукоятей мечей типа А-местный. По мнению В. Н. Шитова, орнамент состоит из неглубоких бороздок, заполненных чернью. В. Казакявичус считает, что первоначально элементы рукояти были протравлены кислотой, затем углубления были заполнены смесью медного порошка и серы. Рукоять была затем нагрета и отполирована. Похожий метод нанесения черни описан в работе Т. И. Макаровой «Черневое дело Древней Руси».

Детальный осмотр рукояти меча из с. Пурдошки показал, что наиболее вероятной представляется точка зрения, высказанная В. Н. Шитовым. В верхней части навершия до реставрации были отчетливо видны канавки, в которых черновая смесь отсутствовала. Глубина и характер стенок канавок свидетельствует, что детали рукояти отливались с заранее нанесенным контуром углублений под орнамент.

Для сравнения в качестве примера можно привести данные металлографического анализа фрагмента перекрестия меча из Visetiskes, опубликованные В. Казакявичусом. В случае с перекрестием меча из Visetiskes применялось чернение медными сплавами, содержащими большое количество серы и небольшие доли свинца, кальция, олова и цинка.

Сравнение результатов металлографических анализов деталей рукояти меча из с. Пурдошки и фрагмента перекрестия меча из Visetiskes показывает, что исследованные образцы, несмотря на различное содержание элементов все-таки близки по составу. Это позволяет предположить, что перед нами, вероятнее всего, продукция одного из ремесленных центров Древней Руси. К этому же выводу пришел и В. Казакявичус. Ранее точка зрения о древнерусском проихождении мечей типа А-местный была высказана польским археологом В. Сарновской и поддержана литовской исследовательницей Р. Волкайте-Калискаускиене.

Для определения времени изготовления меча из с. Пурдошки большое значение имеет орнаментальная композиция рукояти. Центральное место на навершии рукояти занимает стилизованное изображение лица. Круги, расположенные в центре, символизируют глаза, а ромб, находящийся ниже, по всей видимости, рот, окаймленный усами и бородой. На боковых частях навершия — помещены триквестры с завернутыми в спираль концами, представляющие собой, по мнению В. Д. Артемовой и В. Н. Шитова, солярные знаки.

В. Д. Артемова и В. Н. Шитов акцентировали внимание на семи знаках, расположенных в нижней части навершия, при пересечении орнаментальных линий. Знаки расположены слева направо в такой последовательности: кольцо; темный овал, повернутый верхней частью влево; кольцо с точкой посередине; большое кольцо со смещенной влево точкой; светлый овал с двумя перемычками, повернутый верхней частью вправо; малое кольцо; светлый овал с одной перемычкой посередине, повернутый верхней частью вправо. Однако авторы не дают интерпретации указанных знаков. Вполне возможно, в данном случае мы имеем дело либо с зашифрованной надписью — оберегом владельца, либо с символами семи определенных объектов.

Трубка рукояти пурдошанского меча покрыта орнаментом в виде чешуи. Это дает основание считать общую композицию рукояти художественным отображением либо мифа о схватке Перуна с его змееподобным врагом Змилуаном, либо мифической схватки Тора и мирового змея Ёрмунганда перед концом мира. Битва Тора с мировым змеем была широко распространенной темой изображений на щитах, о чем свидетельствуют щитовые драпы (стихотворения, в которых описываются картины, воспроизведенные на дорогом щите, подаренном конунгом скальду). Сложность ситуации заключается в том, что миф о Перуне восстанавливается лишь частично по его следам в белорусской и некоторых других славянских традициях. К тому же военные дружины на Руси были в большинстве своем полиэтничными, что приводило к смешению различных культов.

Представляется логичным, что излюбленный сюжет изображений на щитах послужил основой для орнаментальной композиции бронзовой рукояти меча из Пурдошек.

В качестве подтверждения данного утверждения может служить меч из Фощеватой, где рукоять, орнамент которой выполнен в скандинавской традиции, смонтирована с клинком, изготовленным древнерусским мастером Людотой.

Появление мечей с рукоятями, орнаментированными в традициях дружинной культуры, можно связать с попыткой в 980 г. киевского князя Владимира I, опиравшегося на дружины наемников, утвердить новый пантеон языческих богов во главе с покровителем воинских дружин — богом грома Перуном. Предпринятая религиозная реформа потерпела в итоге неудачу. В 988 г. Киевская Русь приняла христианство. К последовавшему за принятием христианства периоду можно отнести мечи с наличием на клинке вместо традиционного клейма мастера — фрагмента христианской молитвы.

Находки, связанные происхождением с дружинной средой Восточной Европы, определенно свидетельствуют, что часть мордовской территории в конце X — начале XI в. оказалась под сильнейшим влиянием древнерусского государства. Об этом также могут свидетельствовать и религиозные верования мордовского народа — в частности, культ бога-громовика Пурьгинепаза у мордвы-эрзи. По мнению мордовского фольклориста А. М. Шаронова, мордва в период формирования мифа о Пурьгинепазе вначале в составе Новгородского княжества, а затем и Киевской Руси имела активные этнические, военные и культурные контакты с прибалтийско-литовскими и финскими племенами, а также с древнерусской народностью. Эти контакты и обусловленные ими связи могли в известной мере способствовать появлению сходства в мифологии названных народов, в том числе в имени и образе эрзянского Пурьгинепаза, литовского Перкунаса, русского Перуна, финского Пиру, эстонского Пикне.

Как известно, в дружинах Владимира I и его сыновей было много скандинавов, балтов и финно-угров. Безусловно, наемники принимали самое активное участие в военных походах. Исходя из изложенного, можно предположить, что в составе войска древнерусских князей на правах наемников-федератов вполне могли оказаться и представители мордвы. Следовательно, такое дорогостоящее оружие, как пурдошанский меч, а также предметы со знаками Рюриковичей, могли проникать на мордовскую территорию непосредственно с их носителями.

На основании изложенных фактов наиболее вероятным представляется, что меч, обнаруженный в окрестностях с. Пурдошки, был изготовлен в одном из ремесленных центров Киевской Руси в период между 980-988 гг. Это не противоречит фактам, изложенным в работе А. Н. Кирпичникова, датировавшего киевский меч около 1000 г., на основании орнамента в виде ленточного плетения с восточной пальметкой, известной на поясных бляшках из погребений дружинников. Также предложенная в данной статье датировка не противоречит и хронологии кургана №12 в Visetiskes, комплекс которого датируется в пределах X и XI столетий. По мнению В. Казакявичуса, в конце X или начале XI столетия, меч, сделанный в Киевской Руси, был привезен в Visetiskes, где при неизвестных обстоятельствах он был разбит, и фрагмент его перекрестия попал в курган №12.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб