Свежие комментарии

  • злодей злодейский
    нет ничего тупее чем натыкать сканов с книги.ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • абрам вербин
    Можно покрупней сделать текст?ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • Михаил Ачаев
    Не было тогда всемирной китайской фабрики, всё стоило дорого.Сколько будет сто...

Екатерина II и ее «записки, касательно российской истории»

Екатерина II и ее «записки, касательно российской истории»
Екатерина II, по ее словам написала «Записки» в воспитетельных целях для своих внуков — Александра и Константина. В то же время публикацию «записок» надо рассматривать как реакцию на труды французских иториков Н. Леклерка и П. Левека, резко расходившихся в освещении истории России с официальной исторической концепцией правящих кругов во главе с Екатериной II.
Императрица понимала воспитательную роль истории в общественной жизни, в упрочении государства и феодальных порядков в России. Поэтому все содержание своих «Записок» она подчинила одной задаче — пропаганде монархических идей, обоснованию незыблемости самодержавия. Такой подход к изложению истории России был продиктован серьезными сдвигами в общественном сознании в связи с обострением классовых противоречий, столкновением охранительных и антикрепостнических направлений в идеологии, развитием национальной культуры.
В истории Екатерина II видела одно из средств идеологического и нравственного воздействия на человека, прежде всего на молодежь. Поэтому «Записки», предназначавшиеся для юношества, должны были содействовать успешному проведению политики Екатерины II в вопросах воспитания. «Для развития в детях умонаклонения к добру и добродетели, — пишет она в своей инструкции князю Н.
И. Салтыкову, — необходимо отдалять от воспитанников всякие разговоры, рассказы и слухи, умаляющие любовь к добру и добродетели, или умножающие пороки». Этим же установкам Екатерина II следовала и при создании «Записок»: те факты русской истории, которые по ее мнению не способствовали очищению нравов искажались или замалчивались. В русской истории императрицу интересовал. главным образом, тот назидательный материал, который мог быть использован в политических целях. Екатерина II стремилась убедить читателя в неизменности патриархальных «нравов и обычаев» русского народа, их органической связи с самодержавием в многовековой истории страны. Эти идеи и мысли Екатерина II развивала и в других своих сочинениях.
Императрица была высокого мнения о своем труде, стремилась представить его как образцовое сочинение по русской истории. Она была невысокого мнения об исторических трудах М. В. Ломоносова и М. М. Щербатова. «…Изыскания Ломоносова очень поверхностны. История князя Щербатова и скучна и тяжеловата, голова его не была способна к этой работе». Лишь для В. Н. Татищева «венценосная покровительница отечественной истории» сделала исключение: «История» Татищева — совсем другое дело; это был ум человека государственного, ученого и знающего свое дело».
В периодизации русской истории Екатерина следовала в основном Татищеву, но внесла в его чисто светскую концепцию истории церковно-христианские начала. Хронологические рамки отдельных глав «Записок» определяются временем правления очередного великого князя, каждая глава построена по строго определенной схеме: портрет-характеристика князя, важнейшие события во время его княжения. Здесь же называются имена царственных особ в других странах, что должно было указать на связь русской истории с историей этих стран.
Основное внимание Екатерина II сосредоточила на освещении фактов политической истории государства. Почти дословно повторяя в некоторых местах Татищева, она рассказывает о происхождении славян, крещении Руси, излагает легенду о призвании варягов. При этом она старается доказать, что корни самодержавия уходят в глубокую древность.
Главы «Записок», освещающие историю великих княжений, также во многом компиляционны и повторяют «Историю Российскую» Татищева. В то же время здесь Екатерина II нередко искажает исторические факты, прибегает к откровенной фальсификации истории русского государства, или вычеркивает их из истории как противоречащие ее исторической концепции.
Так, чтобы избежать рассказа об убийстве Олегом Аскольда и Дира, она приводит сведения об Олеге в главе о княжении Игоря, утверждая, что он «правил вместе и под великим князем Игорем». Об Аскольде и Дире в «Записках» вообще не упоминается, также как и легенда о предсказанной волхвом смерти Олега.
Уделив особое внимание великой княгине Ольге, автор «Записок» постарался опустить компрометирующие ее факты, например, расправу с древлянами. Рисуя образ княгини Ольги, Екатерина II выбирает отдельные фразы из разных глав «Истории Российской» и создает весьма идеализированный ее портрет, нужный ей не только для возвеличивания Ольги, но и роли монарха вообще.
В целом, «Записки» Екатерина II — труд в основе своей компилятивный. Их основным источником была «История Российская» Татищева. Екатерина II использовала не только летописный текст, помещенный в ней, но и те критические замечания, пояснения и выводы, которые Татищев помещал отдельно от основного текста. В то же время из «Истории Российской» были выбраны лишь те материалы, которые полностью соответствовали целям Екатерины II при составлении «Записок». Следуя этому принципу, Екатерина II неизбежно скатывалась на путь искажения и прямой фальсификации исторических событий. Поэтому научное значение ее «Записок» следует признать незначительным.
 

А. Г. Сукаев

 

А вот сами "Записки" 

http://dugward.ru/library/ekaterina2/ekaterina_ii_zapiski_ka...

 

 

Источник

http://www.ekaterina2.com/konf/konf_060.php

Картина дня

наверх