Дюрбе Джанике-ханым

 

Дюрбе Джанике-ханым

Когда мы создавали портал «Российские древности», нас часто упрекали: снова будут одни православные церкви. Максимум – древнерусские крепости. Но мы специально употребили термин «Россиийские». Поэтому у нас есть и памятники палеолита, и католические храмы, и, разумеется, памятники ислама, которых в нашей стране очень и очень много. В том числе – в Крыму. Сегодня мы отправляемся в один из древних пещерных городов полуострова, именуемый ныне Чуфут-кале. 

«Великая государыня» на страже крымского сепаратизма

Жизнь и смерть крымской правительницы Джанике, дочери хана Золотой Орды Тохтамыша, похороненной в окрестностях Бахчисарая, окутаны легендами и небылицами. По одной из них, она погибла юной и прекрасной, защищая родную крепость, где убитый горем отец воздвиг ей мавзолей. По другому преданию, ночью, во время нападения на Кырк-Ор во дворец Тохтамыша проник пастух Али, чтобы попросить дочь хана о помощи — пробраться сквозь стены и принести воду осажденным могла только такая стройная юная красавица, как Джанике. Всю ночь они вдвоем трудились, наполняя водой резервуары крепости, а к утру девушка умерла от изнеможения. По третьей легенде, Джанике погибла, воспротивившись воле родителей и не отказавшись выходить замуж за нелюбимого. И это мы даже не касались «творчества» альтернативных историков, которые на полном серьезе проводят параллели ее судьбы с жизнеописаниями Девы Марии… Глядя на ее мавзолей, мы постараемся отличить правду от вымысла в рассказах о жизни и смерти крымской принцессы

Дюрбе Джанике-ханымТуманные виды и осадный колодец пещерной крепости как бы намекают, что, вопреки легенде, серьезные проблемы с водой там были маловероятны. Фото: Екатерина Мищенко


Дюрбе Джанике-ханымТуманные виды и осадный колодец пещерной крепости как бы намекают, что, вопреки легенде, серьезные проблемы с водой там были маловероятны. Фото: Екатерина Мищенко

Война — дело семейное

Все эти истории сходится в одной точке под Бахчисараем — небольшом восьмигранном строении в пещерном городе, который сегодня называют Чуфут-Кале. В мавзолее год смерти Джанике значится как 1437-й, а отец ее покинул наш мир еще в 1406-м. Согласно архангелогородской летописи, он погиб в сражении с мужем своей дочери, Едигеем. Учитывая возраст жениха и невесты и их судьбу, напоминающую турецкие сериалы и «Игру престолов», семья их вряд ли была счастливой, но после свадьбы жена прожила еще лет сорок, так что и здесь легенды оказались далеки от истины.

Но не будем забегать вперед. Матерью Джанике была Тогайбек (в русских летописях — Тавлин-бек), дочь крымского хана. О детстве Джанике мы ничего не знаем, тем более, что выдали замуж ее совсем девочкой, лет в 10-12 (сестру Джанике, имя которой потеряно для истории, постигла та же участь — ее супругом стал Базан, эмир Тохтамыша). Для Едигея, на тот момент более чем сорокалетнего и женатого уже не раз, новый брак оказался редкой удачей: так он породнился с линией чингизидов. Если его отец Балтычак состоял на службе у правителя Синей Орды Урус-Хана, то дети Едигея от юной жены могли претендовать на золотоордынский престол.

Несмотря на такой широкий жест, и трех лет не прошло, как Едигей встал на сторону его врага, самаркандского правителя Тамерлана, который решил пойти на Тохтамыша войной. Едигей служил в армии самаркандского правителя, был его шурином и подстрекал его . В 1397 году, через два года после первого крупного сражения между врагами, которое Тохтамыш проиграл, Едигей недвусмысленно выступил на стороне победителя. Это привело хана в такую ярость, что, когда ему не удалось напрямую покарать зятя-предателя, он убил свою супругу Тогайбек. Но поражение следовало за поражением, и Тохтамышу пришлось скрываться в Литве. Несмотря на помощь князя Витовта, который пытался восстановить хана в Золотой Орде, Едигей с двумястами тысячами всадников разгромил своего тестя и его союзников и долго преследовал его армию. Отец Джанике погиб в 1406 году, после полутора десятков поражений, нанесенных ее мужем.

Впрочем, удивляться кровавым методам борьбы за власть в те годы не приходилось: когда сын Тохтамыша Джелал ад-Дин в 1411-1412 годах осаждал Хорезм, его тоже не смущало, что там находилась его родная сестра с мужем. Более того, его главным требованием к городу была выдача сестры и племянника. К счастью для Джанике, это нападение успехом не увенчалось.

Походы, интриги, преследования

К тому времени Едигей при помощи переворотов и интриг поставил на золотоордынский престол Шадибека, которого интересовали только пиры и развлечения, и фактически получил власть в свои руки. После победы над Тохтамышем он сходил в поход на Московское княжество, разорил там десятки городов и получил выкуп от Москвы после трехнедельной осады. Вернуться пришлось из-за смуты в Орде. Едигей захватил Хорезм и выгнал из Булгара брата жены Джелал ад-Дина, который и сражаться с ним за Хорезм позже. Войска последнего Едигей в конце концов тоже разгромил, несмотря на серьезный численный перевес противника.

Дюрбе Джанике-ханымНашествие Едигея на Русь, миниатюра из Лицевого свода


Борьба Едигея за престол для своих потомков продолжалась, пока Орду терзали междоусобицы. Хитрый и жестокий военачальник хотел быть уверенным, что на доставшуюся ему такой ценой власть, которую он прочил их с Джанике сыну Нураддину, не посягнет подрастающее поколение, поэтому решил избавиться от всех потенциальных наследников, до которых мог добраться. Учитывая, что у Тохтамыша было множество жен и десятки отпрысков, сделать это было непросто. И здесь Джанике, хоть она и переживала за будущее сына, спасла жизнь своего трехлетнего брата, Кабыр-Берды, тайно отослав его с верными слугами в Крым. Историки предполагают, что прятался он в том самом Кырк-Оре, который в XX веке начали называть Чуфут-Кале. Правда, мотивы поступка могли быть не только альтруистическими: возможно, она боялась, что ее, наследницу Тохтамыша, постигнет та же участь.

Тихой домоседкой Джанике тоже не была. Пока муж командовал армиями, младшая жена зарабатывала уважение в Золотой Орде. У женщин в те времена было не так много способов укрепить авторитет, но Джанике добилась своего, когда совершила хадж в Мекку в 1416 году. Даже сейчас путешествие в Саудовскую Аравию будет необычным и неблизким, а в те годы общественный резонанс был огромным: Джанике, как и мужчины-паломники, получила почетное звание ходжи, а о ее путешествии с караваном из 300 верблюдов упоминали арабские историки Такиюддин аль-Макризи и Ибн Хаджар аль-Аскаляни, жившие далеко за пределами Орды.

По иронии судьбы, причиной смерти ее мужа стал ее брат Кадыр-Берды, который в 1420 году — в четырнадцатилетнем возрасте! — стал ханом Золотой Орды, собрал в Крыму войско и выступил против него в поход. Едигей проиграл эту битву, ставшую для него последней, но и младший потомок Тохтамыша тоже погиб от ранений. А вот сына Джанике Нураддина, действительно ждало большое будущее и власть над ордой — правда, уже не распавшейся к тому времени Золотой, а Ногайской. После смерти отца он бежал в Туркестан, но потом вернулся и объединил под своим началом все ногайские кланы. Имя сына Джанике даже приобрело статус нарицательного — в его честь ногайских князей стали называть нурадинами.

Крымская независимость и исторические загадки

Если вы считаете, что Джанике после смерти мужа и младшего брата отошла от дел и вела скучную жизнь в безвестности, вы ошибаетесь. Оставшись старшей в роду, дочь Тохтамыша не стала бороться за власть в раздираемой распрями Орде. Вместо этого она уехала в Крым, в родной Кырк-Ор, подальше от бесконечных усобиц (хотя их отголоски порой докатывались и туда). Она фактически правила Крымом 17 лет и поддержала Хаджи Герая, или Хаджи-Гирея, который боролся за власть над Крымским ханством и его независимость с внуками Тохтамыша. В союзе с мангупскими князьями Хаджа Герай разбил генуэзцев, порывавшихся расширять заморские колонии, но от нападок ордынских ханов ему пришлось бежать в Польшу. После череды изгнаний (одно из которых совпало со смертью Джанике-ханым, сильно подорвавшей влияние Хаджи Герая) и триумфальных возвращений (не без помощи короля Сигизмунда) ему наконец-то удалось укрепить и свою власть, и статус Кырк-Ора как ханской ставки.

Дюрбе Джанике-ханымДюрбе Джанике-ханым в современном состоянии. Фото: Екатерина Мищенко 


«Великую государыню», благодаря которой Крымское ханство — Улуг Орда ве Дешт-и Кипчак, как называли его жители, — получило независимость, похоронили на родине, в Кырк-Оре. Ее гробница, или дюрбе, выполнена из известняка, и, как типичная постройка для малоазиатской архитектуры того времени, имеет восьмигранную форму с резьбой на ребрах и массивный портик, украшенный сельджукским узлом — традиционным орнаментом для золотоордынского зодчества средневекового Крыма. Ширина каждой грани — 3,5 метра, высота от карниза до куполообразной черепичной крыши — 5,4 метра. Судя по архитектурному стилю дюрбе Джанике-ханым, напоминающему мавзолеи в Бахчисарае и Салачике, некоторые историки относят дату постройки к более позднему периоду — правлению Менгли I Гирея в начале XVI века. Некоторые и вовсе предполагают, что царицу похоронили в уже существующем мавзолее.

Дюрбе Джанике-ханымГробница Джанике-Ханым


Изнутри усыпальница выглядит так, но туристы могут осмотреть ее только снаружи.

Мраморное надгробие украшено арабской вязью. Надпись гласит: Это — гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года»

Дюрбе Джанике-ханымКырк-Ор


Дюрбе Джанике-ханымСовременный вид мавзолея


Удивительно, что французский путешественник Жильбер Ромм, который побывал в Кырк-Оре в 1789 году, писал об остатках каменной гробницы Гайдар-хана, сына Хаджи-Гирея, в центре пещерного города. Но на изображениях XIX века видны сохранившиеся мусульманские надгробия, одно из которых действительно могло принадлежать Гайдар-хану. Более ранние авторы вносят мало ясности: одни говорят о мечети, но не упоминают никаких мавзолеев, другие Скорее всего, причиной ошибки француза стали трудности перевода слов гида — «ученого татарина». Найденное во время раскопок у Восточной оборонительной стены в 1988 года надгробие 1416 года тоже подтверждает эту догадку. Мавзолей Гайдар-хана, таким образом, остался историографическим мифом, хотя сам он, вполне возможно, был захоронен в этой же крепости.

Дюрбе Джанике-ханымМавзолей Джанике до реставрации, 1848 г.Рисунок М. Вебеля


Дюрбе Джанике-ханымЭлементы орнамента на входном портале. Chapultepec/Wikimedia Commons


Увы, в XIX веке первоначальный облик строения стал жертвой реставраторов. Как сегодня к приезду высокопоставленных особ перестраивают дома, переделывают памятники и раскатывают на снегу газоны, так и к визиту Александра III в Крым в 1886 году многие старинные постройки подверглись изменениям. В результате мавзолей потерял часть орнаментов, а на боковых пилонах появилась арка в ее теперешнем виде.

У входа в дюрбе сохранились выгравированные цитаты хадисов — жизнеописаний пророка Мухаммеда. «Этот мир есть жилище суеты, будущее же — жизнь вечная», — гласит одна из них. Насчет вечной жизни обещать не можем, но жилище суеты Джанике-ханым покинула давно и окончательно: даже ее останки там не сохранились до наших дней. О том, что прах в гробнице встревожен, писал еще поэт Василий Жуковский, путешествовавший в этих местах в 1837 году. Археологи исследовали мавзолей чуть более века спустя и нашли разрозненные кости нескольких человеческих скелетов, но первоначального захоронения там действительно не оказалось.

Текст: Екатерина Мищенко

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб