Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России

Где они находятся, официально старейшие сохранившиеся храмы России?

 

Древнерусское зодчество, как мы помним, официально «отсчитывают» с Десятинной церкви Киева, построенной в последние годы X века, но уже к XIX веку представлявшей собой лишь фундаменты, на которых была отстроена почти с нуля — и в 30-е взорвана снова…  А на территории России мы имеем Софию Новгородскую — это середина XI века. Теперь, впрочем, раз уж вышло, что #крым оказался #наш, можно вспомнить еще и керченский храм Иоанна Предтечи, который датируют второй половиной X века — началом XI, интересный «средневизантийский образец» (сколько на территории полуострова более ранних христианских построек в, так сказать, археологическом состоянии, судить не берусь — думаю, что много).

 

И все же официально старейший храм в РФ находятся не там, а на Кавказе, в землях древней Алании, и относится к первой трети X века — времени официального крещения алан византийскими миссионерами. Всего до наших дней «в целости» дошла группа из пяти аланских (а в действительности, скорее всего, построенных пришлыми зодчими) крестово-купольных храмов первой половины X-XI веков, и все они находятся территории современной Карачаево-Черкессии. Это, прежде всего, комплекс из трех храмов в Нижнем Архызе между Карачаевском и Тебердой — одновременно самый значимый с историко-архитектурной точки зрения и самый «раскрученный» в туристическом плане, затем — два других «одиночных» храма, «Шоанинский» и «Сентинский», оба — в окрестностях Карачаевска.

 

К сожалению, до Сентинского храма нам по ряду причин доехать в весеннюю поездку не удалось — по поводу чего я по сей день кусаю локти: он единственный из всей группы, сохранивший до наших дней остатки средневековых росписей. Без него отчет, конечно, получается неполным. Но — как говорится, будет повод вернуться…

 

И еще, нам можно сказать, повезло с датой: официальным «днем рождения» Аланской церкви считается 914 год — так что мы знакомились с христианским зодчеством Карачая в год ее тысячестолетия. Но это уже частности…

 

ВВЕДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ

 

Сама по себе Кавказская Алания — любопытное явление мировой истории. По сути — осколок древнего скифо-сарматского мира, не только получивший в свое время «путевку в Средневековье», но и, через ираноязычных осетин, сохранивших языковую преемственность древним аланам, в некотором смысле дошедший и до наших дней… В средние века аланы создали мощное государство, с которым пришлось считаться всем «соседям по региону» — но знаем мы о нем, в основном, из довольно скупых источников, оставленных этими самыми соседями, ну и путешественниками, конечно. Даже границы Алании на пике ее развития с точностью определить непросто. При этом аланы, часть из которых сперва на волне Великого переселения народов, а затем и под давлением монголов, волною тронулась на Запад, оставили немалый след не только на Кавказе, но и в Европе. В Венгрии, например, до сих пор существует область Ясшаг, население которой еще пару столетий назад помнило родной язык, чрезвычайно близкий осетинскому…

 

На Кавказе «аланское наследство» остается предметом спекуляций и споров. Сам бренд «Алания» вкупе со статусом главных наследников древнего государства безоговорочно присвоила себе Осетия, где сохранилась языковая преемственность древнему народу (осетины — единственный ираноязычный народ Центрального Кавказа). Однако «аланская карта» — важный фактор конструирования современного «национального мифа» и у соседей, особенно у карачаевцев (ведь именно в Карачае находятся самые знаковые аланские памятники). Впрочем, исторические спекуляции и дележ исторического наследия на Кавказе — тема столь же занятная, сколь и не вызывающая желания в нее залезать, а особенности и нюансы этногенеза кавказских народов — предмет темный и исследованию не подлежит поводов для этих самых спекуляций может дать немало…

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

«Аланский менгир» — раннесредневековое изваяние, найденное близ Нижнеархызского городища

 

Тысячу сто лет назад Алания была, повторюсь, крупной по тогдашним меркам горно-степной страной, простиравшейся от Кавказского хребта на юге до придонских степей на севере. И, естественно, являлась «зоной повышенного интереса» для Византийской империи — хотя бы потому, что в аланах Константинополь рассчитывал получить союзников против беспокоившего ромеев Хазарского каганата.

 

Христианская миссия, которая была отправлена к аланам в начале X века, в патриаршество Николая Мистика, должна была, очевидно, помочь византийцам «навести мосты» в этом направлении. Впрочем, к хазарам, верхушка которых к тому времени успела принять иудейскую веру, миссионеры также были посланы.

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Раннесредневековый могильник. Окрестности Нижнеархызского городища

 

Аланы не были к тому времени народом, вовсе незнакомым с христианством: в конце концов, на юге под боком у них было крещеное Абхазское царство и грузинские государства, да и среди соседей — зихов и касогов, то есть адыгов, миссионерскую деятельность греки вели уже не первую сотню лет. Опять же, не первую сотню лет работали на Северном Кавказе и миссионеры других восточных церквей. Так или иначе, в самом начале X века — то есть накануне активизации аланской миссии — персидский ученый Ибн Русте писал, что «Царь алан — христианин в душе», хотя «все люди, населяющие его царство — кяфиры, поклоняющиеся идолами».

 

Поэтому неудивительно, что вскоре усилия монахов-миссионеров в конце концов увенчались созданием в Алании епархии и, вслед за тем, официальным принятием христианства аланским «архонтом». Однако, сказать, что утверждение новой веры прошло среди алан легко, нельзя — спустя буквально пару десятилетий после учреждения аланской церкви христиан вновь изгоняют из страны, часть построенных храмов оказывается разграблена, а сами аланы выступают против византийцев в союзе с хазарами. Лишь к середине века аланы возвращаются к христианству вновь. Церковь же аланская патриаршим изволением получает статус митрополии.

 

Культурное вхождение Алании в «византийский круг» благотворно сказалось на ее искусстве и культуре — настолько, что следующий, XI век исследователи аланской культуры иной раз называют «золотым»: развивается и архитектура, и живопись. Расцвет, однако, оказался недолгим: уже в XII веке некогда единое царство распадается на части, а затем случается и монгольское нашествие, которое для Алании как политического явления стало «началом конца»: с равнин Предкавказья они были загнаны в горные ущелья. Финальную точку в этой истории поставил Тамерлан, уничтоживший остатки аланской государственности и Аланскую церковь как организацию…

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Средневековый крест. Нижнеархызское городище

 

Христианство среди простых алан так и не успело за триста лет «прорасти вглубь», теперь же, когда церковная иерархия перестала существовать, оно стало постепенно забываться, превращаясь в призрак себя самого. Христианские храмы еще возводятся — но традиции, воспринятые от Византии, уходят в прошлое — церковное зодчество возвращается в «аборигенные» формы, а храмы этой поры порою трудно отличить от языческих святилищ. Забываются и литургические традиции. В конце концов, древние церкви пустеют — хотя в них и спустя несколько столетий приходят давать клятвы, приносить жертвы и вершить суд, но никто не помнит уже, как в них молиться. Предания о христианских святых перемешиваются с незабытыми еще рассказами о богах предков… О «каноническом» христианстве горцам пытаются напомнить заезжие миссионеры из Грузии — но в конце концов на фоне постоянных вражеских набегов грузинам становится не до просвещения северных соседей…

 

Наиболее прямые потомки алан, осетины, которых в основном обошла позднейшая исламизация Кавказа, сохранили этот язычески-христианский синкретизм до наших дней — я писал в своих постах об Осетии об не изжитой до последнего времени традиции жертвоприношений и поклонения божествам-хранителям дзуарам. А Уастырджи, святой Георгий, и Уацилла, святой Илья в осетинской традиции — вполне себе узнаваемые индроевропейские боги: один — покровитель путников и воинов, другой — громовник…

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Изображение Уастырджи у Шоанинского храма. Осетинское село Коста-Хетагурово близ Карачаевска

 

ШОАНИНСКИЙ ХРАМ

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Первым посещенным нами храмом в эту поездку стала Шоанинская Георгиевская церковь, прилепившаяся одном из скальных склонов кубанского ущелья неподалеку от Карачаевска — второго по величине города республики.

 

Окрестности гора Чуана (или Шоана), по которой обычно и называют храм богаты на средневековые могильники и селища: ясно, что такое серьезное сооружение, как каменный крестово-купольный храм, который сейчас датируют второй половиной X века, едва ли мог быть построен на пустом месте. Сейчас же ниже древней церкви находится село, основанное полтораста лет назад переселенцами-осетинами и предсказуемо называющееся Коста-Хетагурово. Ошибиться сложно — село встречает стелой с изображением Уастырджи (святого Георгия) — национального святого Осетии. Впрочем, с «каноническим» св. Георгием Уастырджи, как я уже оговаривался выше, имеет немного общего — в осетинской «иконографии» это пышнобородый пожилой воин на коне (и даже странно, что у коня не восемь ног, а у самого Уастырджи не один глаз, и при нем нет двух вещих воронов). Уастырджи — покровитель мужчин (женщинам в традиции даже запрещено было поминать его этим именем) и защитник в пути, верный помощник и посланец «Большого Бога» — Стуыр Хуыцау…

 

«Дорога к храму» — такой же важный момент для настоящего зодчего, как и архитектурная композиция самого здания. Безымянные строители Шоанинского храма, судя по всему, прекрасно это понимали:

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Да и от самого храма виды открываются удивительные — особенно, если вы только первый день в горах, а позади — долгая и серая московская зима…

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

В XIX веке на руины храма пришли монахи, восстановившие его и приспособившие к службам. Вокруг древней церкви был заложен скит в честь св. Георгия — его руины сохранились и по сей день.

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Храм открыт, несмотря на отсутствие людей поблизости — но явно содержится в порядке: чисто, на стенах — иконы. Несколько лет назад, говорят, церковь кто-то пытался поджечь. Обошлось, впрочем, без серьезных последствий…

 

Некоторое время назад осетинская община провела и ремонт храма — чем, правда, весьма раздосадованы реставраторы: без контроля со стороны специалистов были уничтожены еще сохранявшиеся в интерьере остатки росписей и средневековые граффити.

 

Впрочем, не все. Вот, к примеру, родовые знаки-тамги на одной из колонн и, судя по всему, русские надписи XIX века:

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

А мы тем временем возвращаемся в Черкесск, чтобы два дня спустя отправиться с кунаками в Нижний Архыз.

 

ЗЕЛЕНЧУКСКИЕ ХРАМЫ

 

По хорошему, именно с нижнеархызского комплекса, или «Зеленчукских храмов», логичнее было бы начинать рассказ. «Тройник» церквей на древнем городище на берегу реки Большой Зеленчук — это самые крупные и самые главные памятники аланского христианства, а центральный из них — «Средний Зеленчукский храм» — еще и, очевидно, самый древний.

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

«Северный» Зеленчукский храм. Нижнеархызское городище

 

Нижнеархызское городище любят отождествлять с Магасом, легендарной столицей алан, в честь которой, к слову, названа и ингушская столица, самая молодая в России. Прямых подтверждений этой гипотезе нет. Тем не менее, город, как бы его ни называть, явно процветал, находясь на одной из ветвей Шелкового пути, которая вела через Марухский перевал в Абхазию. И, очевидно, он и был выбран в качестве резиденции сперва епископа, а затем и митрополита новообразованной Аланской церкви.

 

Храмы Нижнеархызского городища располагаются на некоем подобии символической оси, и поэтому для удобства зовутся просто — «Северный», «Средний» и «Южный». «Южный» — самый скромный из всех и единственный, в котором проводятся службы — тем самым, официально он считается «старейшим действующим в России». До наших дней здание дошло в сильно «русифицированном» виде — полуразрушенный древний барабан был разобран и заменен деревянной главкой в этаком «псково-печерском» духе.

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Перестройка храма — дело рук монахов, основавших в 1880-х годах при древних церквах Александро-Афонскую «нештатную общежительную пустынь». Комплекс построек обители дошел до наших дней — правда, в «частично заброшенном» состоянии.

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

«Средний» и «северный» храмы куда масштабнее и эффектнее «южного». Один из них, говорят исследователи, вероятнее всегостроился как митрополичий кафедральный собор, другой — как ядро монастырского комплекса. Но вот в том, какой из храмов конкретно исполнял какую функцию, исследователи вопроса к единому мнению не пришли.

 

«Северный» храм — самый дальний, стоит «на отшибе», фактически за пределами городища:

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Всей своей композицией этот храм, построенный во второй половине X или начале XI века — и особенно большими открытыми притворами с севера, юга и запада — напоминает современный ему знаменитый Успенский храм в Лыхны (Абхазия). Вообще, абхазское происхождение зодчих, работавших в митрополичьей столице, вполне вероятно, особенно учитывая то, что правители Абхазии на протяжение деятельности миссии, судя по сохранившейся переписке, вообще содействовали ей весьма активно…

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Еще в XIX веке на стенах храма сохранялись остатки средневековых фресок — их в свое время успел зарисовать, весьма, правда, приблизительно, обследовавший храмы Архыза реставратор Дмитрий Струков (его рисунки можно посмотреть, например, здесь).Сейчас храм стоит после недавнего ремонта — но внутри пусто.

 

Акустика тысячелетних сводов завораживает.

 

Коллега antplat играет на адыгском камыле собственного изготовления.

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Раскопки вскрыли внутри храма также крещальню и несколько аристократических захоронений…

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

А мы тем временем движемся к Среднему храму -очевидно, старейшему в комплексе: есть мнение, что возведен он одним из первых в Алании — еще до «отступничества» алан в середине X века.

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Рядом с храмом — средневековый некрополь:

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Храм, в отличие от «северного» стоит без дверей, открытый всем ветрам, стены частично извандалены — притом, надо сказать, на такой солидной высоте, что упорство и акробатические способности неизвестных художников почти восхощают…

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

В отличие от «северного» храма, который до советской реставрации стоял в руинах, «средний» храм был отремонтирован монахами и до революции использовался в качестве соборного храма обители. Следы этого ремонта видны до сих пор — это и фрагменты штукатурки с остатками росписей, и часть арочных перекрытий и проемов, и фабричный кирпич, которым укреплялись подпружные арки (которые, кстати, выложены плинфой — хотя сам храм построен из песчаника.

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия
// conlaich.livejournal.com

 

 

 

Средний Зеленчукский храм. Фото до ремонта и освящения, XIX век

 

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб