Союз воинствующих безбожников СССР

Образование советской России

У каждого явления есть предыстория. В данном случае без нее не обойтись.

Сразу после того, как большевики взяли власть, тема взаимодействия с религией имела большую значимость, учитывая тот факт, что главной целью было отделение церкви от государства и школы от церкви. Подробнее о начальном периоде отделения вы можете прочитать в статье «Большевики и РПЦ».

Но простого отделения церкви от государства, понятное дело, мало. Ведь, что очень важно, советскому государству в наследие от царской России досталось абсолютно бесправное и необразованное население.

Фактически, была необходима культурная революция с ликвидацией безграмотности во всех смыслах этого слова. По разным оценкам безграмотных в советской России было около 80% (в официальной статистике РИ не учитывались самые неграмотные области изначально). Поэтому работа предстояла большая. Тем более что часто грамотность была условная. Если человек был «развит» на уровне одного начального класса, то он считался уже грамотным, и это тоже необходимо было исправлять.

22-122

Агитационные плакаты на тему ликбеза

Из-за сложностей в самом начале (мировая и гражданская война, интервенция, голод) реализовать в полной мере ликвидацию безграмотности было невозможно. На начальном этапе получали образование в основном только солдаты рабоче-крестьянской красной армии. Интересно, но именно там был центр просвещения тех лет. Даже в крупных городах не было такого уровня. Но в масштабах всей страны этого было, понятное дело недостаточно.

Первые попытки просвещения

Когда ситуация более-менее нормализовалась (завершилась мировая война, гражданская подходила к концу) речь уже пошла о массовом образовании, а также просвещении (культурная революция). Это означало открытый доступ простого человека ко всем плодам культуры, иногда даже прямое участие в общественно-политической жизни (издавались рабочие и крестьянские газеты, книги).

Понятно, что религия, целью которой всегда было «закрепить» некие положения в застывшем виде, ныне неактуальна. Поэтому отдельно было важно проводить антиклерикальную политику. Освобождать людей от предрассудков. Ведь в школах воспитывали человека не религиозного, а образованного, тут не могло обойтись без основ научно-материалистических знаний. Однако главный вопрос здесь заключается в том, как это реализовывать. Для нового государства, у которого и так очень много проблем и задач - это особенно сложная задача.

Первый блин комом, как говорится. Первые атеистические кружки вроде общества «атеист» были слишком интеллектуальны для «широких масс». Проще говоря, их не понимали. Там не разоблачалась религия как явление знакомое крестьянам, а были попытки разоблачить религию посредством марксисткой методологии. Для крестьян, что религия, что суеверие – это идентичные понятия. Они не понимали марксизм, и поэтому аргументы «против» не могли расценивать вообще никак. Тем более что в большей своей массе они не могли ничего прочитать.

Все это происходило лишь по той причине, что за основу критики религии было взято положение Ленина, сформулированное еще в 1909 году:

«надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс»

Понятное дело, что такой подход не совсем подходит для большей части населения бывшей Российской империи. Люди, которые еще верили в языческие атрибуты вроде домовых, приметы, в связке с «обязательной религией», которая навязывалась населению по закону, не очень-то интересовались вообще источником веры или даже историей возникновения какого-то явления. Для них было просто объяснить непонятные явления действием духов или божеств.

Ленин это прекрасно понимал. Его реакция была своевременна:

«Бойкая, живая, талантливая, остроумно и открыто нападающая на господствующую поповщину публицистика старых атеистов XVIII века сплошь и рядом окажется в тысячу раз более подходящей для того, чтобы пробудить людей от религиозного сна, чем скучные, сухие, не иллюстрированные почти никакими умело подобранными фактами пересказы марксизма, которые преобладают в нашей литературе и которые (нечего греха таить) часто марксизм искажают»

После этого стали достаточно активно издавать сочинения Гольбаха, Дидро, Ламетри и остальных. Именно такая критика религии в большей мере понятна простому человеку.

Однако простая трансляция взглядов материалов XVIIIвека, понятное дело, недостаточна. Нужны новые идеи. Тем более что в своих статьях этого периода (например, серия «черные вороны» за 1919-22 годы) Емельян Ярославский указывал, что приблизительно 10 – 20% людей в советской России «не религиозны». «Не религиозны» не значит, что атеисты. Но, с другой стороны, царская перепись вообще не учитывала того фактора, что человек может быть не религиозен или даже атеист. Там такого пункта даже не было.

Поэтому, в целом, очень сложно определить точные цифры в этом плане. Вероятно, именно атеистов в стране к 1920 году было порядка 10%. В то же время религиозность значительно снижалась. Само православие раскололось на группы и физически не могло функционировать в том виде, что ранее. А вот некоторые «секты» и другие христианские культы, наоборот, в первые годы советской власти (до 30-х) буквально расцвели. Поскольку во времена империи они преследовались, а теперь они были уравнены в правах со всеми остальными культами (если, конечно, не являлись деструктивными, вроде «скопцов»).

Газета «Безбожник»

Самым ярким и доступным для широких масс материалом стала газета «Безбожник». Это было именно то, что могло простым языком объяснить крестьянам и рабочим некоторые научные истины, а также дать ответы на многие, казалось бы, сложные вопросы. В газете пытались «элементарно» объяснить достаточно сложные природные процессы для простых крестьян, а также распространяли критические материалы в отношении религии и суеверий. Там же была рубрика «ответы на вопросы», где часто отвечали на простые крестьянские вопросы. Беда в том, что огромная часть населения (крестьяне – это большинство населения на тот период), верили буквально, что дождь вызывает Илья пророк.

По началу сотрудниками газеты являлись всего несколько человек. Это, во-первых, бессменный лидер Емельян Ярославский, а во-вторых, некоторые другие партийные деятели. Газета вполне восполняла возложенную на нее ответственность. По многим материалам Ярославский консультировался с крупными советскими учеными.

Надо сказать, что Емельян Ярославский к этому делу подошел очень серьезно. Даже само название «Безбожник» принадлежало ему. Он сказал, что такие названия как «атеист» и многие другие, просто будут непонятны для крестьянина, который только научился кое-как читать. Именно поэтому в большей части статей «Безбожника» старались писать «понятно», а для слов непонятных сам Ярославский находил синонимы, причем делал он это даже когда цитировал Ленина (указывал в скобках синонимы).

Первые выпуски газеты были нерегулярными и малотиражными. Но интерес к газете возрос очень быстро, и вскоре там появлялись статьи известных литераторов, поэтов, философов, историков, ученых и партийных деятелей. Буквально за несколько лет газета подтвердила, что является центральным просветительским органом в СССР.

1924

Газета "Безбожник"

Через полтора года активной работы появилась «Общество друзей газеты «Безбожник». И на первом съезде было решено образовать всесоюзную организацию под названием «Союз безбожников» для участия в культурной революции и просвещенческой деятельности.

Союз безбожников

Официально организация «Союз безбожников» появилась в 1925 году. Многие задачи к этому периоду уже были решены. «Ликбез» стал уже широко распространяться. Однако, к сожалению, в деревнях проблема непросвещенности все еще выступала резко. А уровень ликбеза был достаточно слабый. Обучали грамоте, как правило, около 7-8 месяцев по 6 часов в неделю. Людей обучали элементарно читать и писать. Только в 1930 году появилось всеобщее и обязательное начальное образование. Так что работы было очень много.

Лозунг союза: «Борьба против религии – борьба за социализм». Выдержка из устава:

«Союз безбожников есть добровольная пролетарская общественная организация, ставящая своей задачей объединение широких масс трудящихся СССР для активной систематической и последовательной борьбы с религией во всех ее видах и формах, как тормозом социалистического строительства и культурной революции».

Сама организация принимала в свои ряды любых энтузиастов. Де-факто организация была добровольной с членскими взносами. На начальном этапе издавалась и распространялась просветительская литература. Стоит отметить, что издательство «Союза Безбожников» издавало не только антирелигиозную литературу, но также и просто художественную и научную. Но вскоре стало понятно, что этого мало для просветительской деятельности, поэтому курс был взят на массовую пропаганду. Члены организации начали посещать деревни, заводы и пытались там устраивать просветительские лекции. Вскоре на этой волне к организации начали присоединяться студенты. Поскольку деятельность в деревнях во многом напоминала героические «походы в народ» народовольцев.

-L-HNtjp5

Союз безбожников (в центре Емельян Ярославский)

Поэтому вскоре организация взяла на себя функции обучения крестьян грамоте. Сам Емельян Ярославский писал своим сторонникам:

"неграмотного обучить грамоте, нуждающемуся помочь устроить кредит или достать подсобную работу, помочь товарищу в беде"

Важно помнить, что также организация проводила крупную антиалкогольную кампанию. А также контролировала реальное исполнение законов об отделении церкви от государства. Члены союза неоднократно обращались к декрету об отделении и знакомили с ним крестьян. Часто организовывались диспуты «вопрос – ответ», в ту пору также случались споры с попами на этих вечерах. К сожалению, эти случаи не так широко освещены (лишь отрывками), но наиболее известный – это диспут митрополита Введенского с Луначарским.

Дальнейшая деятельность «Союза безбожников» все больше расширялась. Буквально за год в организации состояли сотни тысяч человек по всему союзу. Участники уже могли содействовать созданию изб-читален, небольших музеев и даже школ в деревнях.

В печатном органе организации за 1927 год было написано, что безбожники:

«строят мосты, ремонтируют дороги, школы, собирают металлолом, организуют запашку земли беднейшего крестьянства, организуют ясли, детские сады, избы-читальни, собирают средства на пополнение библиотек и школ литературой, наглядными пособиями, помогают приобрести для кооперативных хозяйств трактора».

А с другой стороны антиалкогольная пропаганда. Ярославский в той же газете «Безбожник» писал:

"Нужно воспитать себя как трезвое, совершенно враждебное потреблению спиртных напитков поколение".

Ну а в 1928 году в подобную деятельность активно включили комсомольцы. Был начат «культпоход», где силами широкой общественности обучали грамотности. За 2 года они сумели обучить основам грамотности около 10 млн. человек.

29-28241cac4a8768e2cac0677e968041315418558

Антиалкогольная агитация

Союз воинствующих безбожников

1929 год для «Союза безбожников» выдался во многом переломным. Ведь отныне на него возложены новые обязательства. Значительный рост организации, социальная и пропагандистская работа среди населения повысили общий авторитет. Теперь уже, скорее всего, каждый житель СССР знал, во всяком случае, что такая организация существует.

А в то же время в СССР готовились значительные перемены, причем радикальные. В ходе которых были как положительные явления, так и явные перегибы. Но если отметить именно сторону образования, то тут скорее только плюсы. И поскольку тема уже не могла ждать, то в повестку дня образование и просвещение населения были включены уже на партийном уровне.

Естественно, что не заметить деятельность безбожников, никак не могли. Партийные деятели это только приветствовали. И, вероятно, с этого момента решили увеличить поддержку организации, а также включить их сотрудников в общую работу в сфере просвещения.

В том же 1929 году прошел IIсъезд организации. На съезде присутствовало 1200 делегатов (среди участников 109 крестьян, 264 рабочих, 575 служащих и учащихся). Также на съезде присутствовали делегаты из разных стран (Германии, Франции, Австрии). С речами выступили такие люди как Горький, Маяковский, Демьян Бедный, Луначарский и Бухарин.

Было понятно, что это совершенно новый путь развития организации. Для закрепления этого положения, было решено большинством делегатов переименовать организацию в «Союз воинствующих безбожников». Стоит отметить, что это вовсе не означало, что с религией будут «воевать». Это означало, что будут воевать с безграмотностью и невежеством, которое еще окончательно не было искоренено.

29-5Bild13

Книжка и значок члена "Союза воинствующих безбожников".

Буквально сразу после съезда стало понятно, что безбожники могут заниматься самой разной деятельностью. Сама газета «Безбожник», которая по началу выходила нерегулярно и малым тиражом, отныне стала выходить раз в неделю, и порой тираж превышал миллион копий. Причем, помимо этой газеты у союза появились другие газеты и журналы («Безбожный крокодил», «Безбожник у станка» и другие).

29-357189068 1270044064 IMG 0100

Издания СВБ

Хочется отметить, что все собранные средства СВБ расходовала идейно. Т.е. в организации не было людей, которые бы там в буквальном смысле «работали». Все члены СВБ также занимались и другой деятельностью. Хочется привести один значительный пример расходов:

Безбожники собрали деньги на советский легкий бомбардировщик и разведчик Р-1, с одноименным названием «Безбожник». Самолет тождественно передан ВВС красной армии.

edaffDVNXKU

Самолет "Безбожник"

И если в 1929 году в союзе было 465 тысяч членов, то уже в 1930 их число выросло до 3,5 миллионов человек! Тем самым деятельность расширялась глобально. Появилась возможность просвещать среднеазиатские области, переводить материалы на различные языки. Плакатов стало значительно больше.

1930 bezbozh 0

Здание одного из отделений совета СВБ

2929-1

Агитация для крестьян из "Азбуки безбожника".

Dml Me5Ts38

Агитационный плакатак того периода

Интересно, но в то же время некоторые члены партии (например, Галактионов) обвиняли СВБ в «мягкости». Они считали, что очень важно ликвидировать религию именно как реакционную идеологию. Однако такие взгляды широкого одобрения не находили. Отвечали ему в журнале «антирелигиозник» так:

"Ни один провокатор- белогвардеец другого не посоветовал бы Галактионову, как закрыть в течение девяти месяцев все церкви и мечети"

А Емельян Ярославский всегда уточнял для членов организации:

"нужно терпеливо разъяснять, нужна упорная и настоящая работа, а не простой административный наскок - давай закроем церковь, давай упрячем, давай упечем и т. д. Из этого ничего не выйдет"

С другой стороны, в критике была доля истины в том плане, что часто на местах кроме пропаганды в виде плакатов ничего и не было. А этого не вполне достаточно для борьбы с религией.

СВБ и II пятилетка

В рамках новой кампании государства по «ликвидации капиталистических элементов и классов вообще», а также усиленной и резкой коллективизации и индустриализации деятельность СВБ взяли «под контроль».

Интересно, но некоторые активисты пытались это дело даже критиковать. Например, Лукачевский (фактически второй человек в СВБ, заместитель Ярославского) писал:

«Мы не изживем религиозного мышления, если будем постоянно повторять, что бога нет, мы должны преодолевать не только религиозный, но и всякий тип авторитарного мышления»

Говорил он формально о «культе личности Иисуса Христа». Однако он мог в данном случае иметь в виду и не только этот культ, но и другой. Не удивительно, что в 1937 году он был обвинен в шпионаже и участии в антисоветской троцкистской террористической организации. По решению суда расстрелян.

К сожалению, именно эти начавшиеся процессы в стране, которые с каждым годом становились все «острее» действовали на организацию скорее негативно, чем позитивно. Медленно, но верно, энтузиазм, революционное рвение сменялись коньюктурщиной. Некоторые карьеристы теперь уже шли в СВБ, чтобы в дальнейшем подняться по партийной линии.

Вообще, все эти процессы гнетуще действовали на все население в целом, подчас деморализуя людей. И те успехи, что были достигнуты кропотливой работой долгих лет, стали под большой вопрос. С другой стороны, многие люди понимали, что это необходимые шаги для развития страны, для отражения внешних угроз. Что это все закончится, когда определенный уровень будет достигнут.

Сам Ярославский, несмотря ни на что, деятельность не сворачивал. В 1932-36 годах он проделал крупную научную работу. Вышло 5 томов под рабочим названием «Против религии и церкви», где были систематически подобраны лучшие материалы по антирелигиозной пропаганде.

799

Емельян Ярославский. Председатель "Союза воинствующих безбожников".

Большой террор и конец СВБ

Когда начинались времена, уже близкие к большому террору, с одной стороны оставались какие-то осколки людей «первого состава», которые до сих пор искренне пытались проводить антирелигиозную пропаганду, а с другой целая куча проходимцев, желающих через СВБ попасть в партию.

1937 год, когда репрессиям подверглись любые члены общества, очень серьезно задел и СВБ. Многие ячейки безбожников были «вычищены» подчистую (например, СВБ Татарии). Как уже упоминалось, был расстрелян и заместитель Ярославского.

Под вопросом стало само существование СВБ. Вот что писал нарком внутренних дел Ежов Сталину:

«в совете Союза Безбожников троцкистская организация, по заданию Гестапо, развалила антирелигиозную работу»

Стоит отметить, что совет СВБ – это высшая инстанция организации. И если бы Ежова вовремя не сняли с должности, то, возможно, что он бы успел истребить всех центральных активистов, в том числе и Ярославского.

После большого террора и с началом войны 1939 года, деятельность СВБ была уже «на волоске». Формально организация существовала, но фактически ее деятельность уже не была заметна. Рядовым участникам было непонятно, что и как делать. Тем более что с присоединением западных земель к СССР начались «договоры» с религией. Т.е. там не проводилась антирелигиозная пропаганда.  

Вместе с тем началось плавное использование попов на международной арене. Их высылали в капиталистические страны, а они говорили, что в СССР никаких гонений нет и вообще все отлично. Такие попы, понятное дело, уже получали зарплату от государства и критике не подвергались. Если зайти чуть дальше, то именно такие функции в СССР выполняли будущие российские патриархи - Алексий II и Кирилл.

С началом Великой Отечественной войны деятельность СВБ была свернута полностью. Оставшиеся активисты, лекторы и другие участники СВБ были направлены на фронт. Как правило, они занимались антифашистской агитацией среди населения.

Надо отметить, что против СВБ стойкую позицию заняли страны-союзники. Фактически они сыграли достаточно весомую роль в том, чтобы никакой деятельность у организации не было. Хотя формально она все еще существовала.

Сразу после войны неоднократно предпринимались попытки восстановить СВБ. Однако попытки безуспешные. У правительства было очень много работы по восстановлению страны, что, вероятно, было не до СВБ. В 1947 году было принято решение окончательно распустить СВБ.

Общество «Знание»

Однако это вовсе не означает, что просвещение в СССР прекратилось. В действительности все вышло на новый уровень. Научное сообщество СССР неоднократно направляло обращения к руководству страны о том, что необходимо создать просветительский центр. Основные причины создания:

  • значительный ущерб, нанесенный Великой Отечественной войной всей системе советского образования;
  • вызванная войной массовая депрофессионализация населения;
  • курс на скорейшее создание советского ядерного щита;
  • холодная война, актуализировавшая рост конкурентоспособности советской индустрии высокого передела.

В скором времени руководство СССР согласилось с правомерностью требований ученых, и дало добро на создание «Общества Знание». Постановление Сталина:

«Одобрить обращение группы ученых и общественных деятелей ко всем деятелям советской науки и культуры о создании Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний и разрешить опубликовать обращение в центральной печати. Утвердить рекомендованный инициативной группой ученых организационный комитет Всесоюзного общества…»

Костяк «Знания» составляли:

«те старые кадры, которые назывались раньше безбожниками»

Причем все материалы, которые раньше были у СВБ, в том числе имущество, оборудование, фонды и функции, переданы этому обществу.

Стоит отметить, что помимо популяризации науки и политики общество занималось «научно-атеистической пропагандой». На первом собрании было заявлено:

«Наше Общество должно быть посредником и проводником настоящих, высоких, передовых научных знаний от специалистов к народу»

masen

Инициатор и первый председатель Всесоюзного общества «Знание» Сергей Вавилов

Надо отметить, что эффективность общества не подвергалась сомнению. Уровень образования и доступ к знаниям самых широких масс достиг больших высот. Что уже к 1959 году можно было констатировать, что безграмотность ликвидирована полностью. Не последнюю роль общество «Знание» сыграло в общей популяризации науки в обществе СССР.

Именно на этой волне произошел значительный приток ученых, интерес к науке. Все главные научные открытия освещались, в том числе при участии общества «Знание». Появились журналы, газеты, книги популяризующие науку. Причем были даже издания для детей малого возраста. И это было больше, чем просто «директива свыше». Общество на долгое время было искренне заинтересовано наукой (а еще точнее, научным прогрессом), это была, можно сказать, национальная идея и «позитивная программа».

big 1756

Наука СССР

На этом фоне атеистическая пропаганда отходила на второй план. Явление религии все еще изучали, издавали соответствующую литературу, но это уже было интересно только определенной группе людей, а для большинства населения эта тема была неинтересна вовсе (как мифология древней Греции или Египта). Уже не было нужды разоблачать действия «пророков» на природу или безумные суеверия, необразованность уже, к счастью, стала проблемой неактуальной.

И то, что впоследствии называлось «научный атеизм», в действительности являлось обыкновенным религиоведением. Если прочитать работы тех лет вроде «настольная книга атеиста», то можно среди авторов найти различных ученых, в том числе археологов, социологов, философов и историков. Которые не «доказывали, что бога нет», а изучали именно материальную сторону вопросу, как завещал Ленин: «материалистически объяснить источник веры и религии у масс».

Источник ➝

Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

Историк Алексей Муравьёв рассказал, как изучают христианский Восток, почему ученые считают армян православными и как происходит смена верований

 
Codice Casanatense Saint Thomas Christians // commons.wikimedia.org 

Издатель ПостНауки Ивар Максутов поговорил с Алексеем Муравьёвым — историком, руководителем ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ — про христианский Восток.

— Алексей, что же такое христианский Восток? Где он начинается и где заканчивается?

— Мы называем Востоком то, что с Запада опознается как Восток.

Так происходит начиная с эпохи Древней Греции. Именно тогда возникла географическая и культурная область, которую назвали Востоком (греч. Anatole). Это Африка, юго-восток Евразии, включая Китай, Японию, Индию, Центральную Азию и Монголию. Но христианский Восток — это не географическое и даже не религиоведческое понятие, скорее культурологическое, один из сегментов «большого» Востока. Возникновение этого культурного типа связано с проповедью христианства на упомянутой территории.

— Понятие христианского Востока ограничено во времени?

— Это вневременное понятие. Мы начинаем изучать христианский Восток до появления христианства. В тот период, во II–I веке до нашей эры, за пределами Палестины началось распространение монотеистических представлений. Практически одновременно в Египте, Эфиопии и на юго-западном побережье Индии появилась еврейская диаспора. Это и было временем возникновения культурного феномена. Первоначально христианские проповедники пришли в те места, где уже были иудейские общины, и сказали, что мессия, которого там ждали, и есть конкретный Иисус, часть общины в него поверила. Так возник определенный тип людей, тип культурного населения, связанного с христианством. Когда в VII веке на Восток пришел ислам, христиане все равно остались там жить — в арабских странах, в Китае, Иране. И теперь они являются объектом изучения лингвистов, этнографов, религиоведов. Поэтому христианский Восток — это вневременное понятие, которое началось до христианства и продолжается по сей день.

— Для большинства людей христианство — это католики, протестанты и православные, а к какой группе относятся христиане на Востоке? 

— Ответ прозвучит парадоксально. Если мы хотим всерьез понять, что такое христианский Восток, надо перестать размышлять в контексте бинарных оппозиций. Католики и православные, католики и протестанты — эти оппозиции работают в западной культуре, но для христианского Востока они не подходят. Христианский Восток — это поликультурная и поликонфессиональная общность, где существует одновременно шесть-восемь разных религиозных групп, а в некоторых случаях и несколько религий. Вот классический пример: часть христианского Востока расположена на юго-западном побережье Индии, это Малабар. Там сосуществуют христиане трех-четырех разных церковных организаций, индусы, мусульмане, джайнисты и другие. Если мы хотим понять, как все устроено, нужно оставить в стороне разделение внутри христианства. Тогда мы увидим, что в оппозиции находятся не католики и православные, а христиане и индусы, например. Но если рассматривать с точки зрения религии, то большинство христиан на Востоке принадлежат к церковным организациям, которые не входят ни в католическую, ни в православную семью. Они являются отдельной восточноправославной семьей христианских церквей.

— Постоянно встречаю вопрос, даже с примесью удивления: армяне православные или нет?

 

— В научном употреблении правило гласит: мы должны изучать людей исходя из того, кем они сами себя считают. С точки зрения самосознания армяне, безусловно, православный народ. Слово ortodoxos греческое, оно употребляется в разных переводах, армянском и грузинском, а в арабском и сирийском так и звучит — ortodox. Обозначает человека верующего правильно. И больше ничего. Другой вопрос, что армяне и византийцы начиная с VI–VII веков по-разному понимали ряд богословских вопросов и спорили на эту тему. А почему они разошлись и оказались в разных лагерях — это уже вопрос не философский и не богословский, а политический.

 

— Как политическая и экономическая среда повлияла на развитие той или иной религии? Или как сами религиозные концепции повлияли на это?

 

— В истории событий всегда присутствует взаимодействие нескольких факторов. Рынок идей — это надстройка. Общество можно представить в виде лестницы. Всем известна пирамида Маслоу, и такого же типа структуру использует историк при анализе общественных конструкций. На первом уровне — биологические и физические мотивации: что и как люди будут есть. На втором — социальная организация. Это вопрос доминирования, власти, экономического распределения. И наконец, на третьем уровне — рынок идей. Мы не можем навязать его людям, которым нечего есть. Для них эти идеи ничего не значат. Но когда мы перемещаемся в Византию, например, то видим хорошо организованное общество и, соответственно, большой рынок идей.

 

— Давайте поговорим о том, кто и в какой момент выбирает религию. Князь Владимир выбирал, выбирал и выбрал?

— Это сказка, конечно, будто бы Владимир решил, и все стали верить. Так не было ни при Константине, ни при Владимире, ни в Армении при царе Трдате, ни в Грузии при святой Нине. Это все происходило сложно, долго, через взаимодействие факторов. Такой выбор — это всегда очень сложная эволюция религиозных представлений. Если мы посмотрим внимательно назад, то поймем, что было много переходных стадий. Существует такой термин — дипсихия, двоеверие, когда присутствуют элементы и того и другого. И это может долго существовать, отчасти продолжается и сейчас. Есть феномен народного православия, который сочетает магические и православные практики.

— Потому что любая религия, как слоеный пирог, состоит из разных форм религиозного.

— Да. Поэтому, если вернуться к вопросу о том, почему разошлись армяне с византийцами, мы увидим, что в 451 году нашей эры состоялся Халкидонский собор, но армянам в то время было не до высоких материй: на них напали персы. Там шла Аварайрская битва, восстание Мамиконяна — огромное количество армян было убито, им просто было не до баталий греков по поводу природы Христа. К тому времени, как война закончилась, греки уже все решили без армянской диаспоры, и армяне обиделись, что их не спросили. Это если сильно упрощать.

— Почему христианство не смогло надежно укрепиться на Ближнем Востоке, как в Европе, и со временем уступило главенствующее место исламу?

— Самый простой ответ — статистический. Когда начались исламские завоевания, христиане на Ближнем Востоке составляли примерно 90% населения. Может быть, 85%, если считать, что были зороастрийцы и другие. Если включать Иран и Центральную Азию, то 50% населения Востока были христианами. Через два века существования арабского халифата христианство на Востоке стало занимать примерно 30%, а ислам — 70%.

В 1977 году моя любимая, покойная ныне, коллега и автор нашумевшей книги “Hagarism: The Making of the Islamic World” Патрисия Кроун вместе с соавтором Майклом Куком предложила рассматривать ислам как реализацию восточнохристианского монотеизма — концепции, которая просто приобрела очень своеобразную форму. С их точки зрения, эта форма ближе к самаритянской форме иудаизма, то есть такой неправославный иудаизм hagarism. Книга начинается с понятия imperial civilisations. Когда возникает ислам, он берет наработки восточнохристианской цивилизации, в частности концепции религиозной власти, и реализует их. Поликонфессиональность и даже взаимодействие через диалог разных религиозных традиций — это была одна из главных особенностей Омейядского халифата. Поэтому в культурном смысле исламская цивилизация — это и есть христианская цивилизация на Востоке. Но, правда, концепции различаются.

 

— Мы поговорили о том, что такое христианский Восток. Теперь давайте обсудим, как происходит изучение христианского Востока.

— В идеале мы хотим прийти к тому, чтобы ученые разных специализаций — этнографы, лингвисты, историки, филологи — составили вместе модель в трех, четырех или даже пяти измерениях. К примеру, этнографы, которые сейчас занимаются христианскими группами в регионах Мардин и Диярбакыр, на границе современной Турции и Сирии, изучают, как живут христиане в курдском окружении, как они пытаются сопоставить свое мировоззрение и бытие с тем, что их окружает. Этнографы приезжают туда, говорят с людьми, записывают их рассказы. Многие из этих людей уже близки к тому, чтобы ассимилироваться, они теряют свой язык, переходят на курдский.

В Индии тоже интересная история. В Малабаре христианские кварталы — это чистые кварталы европейского типа. Так, например, выглядит город Тривандрум, там нет мусора на улицах. И граница между индийским и христианским кварталами — это граница между чистым и грязным отрезком. Эпидемиологическая обстановка в индусских кварталах очень сложная, там постоянно объявляется красный уровень тревоги. А в христианских кварталах все по-другому. И это вызывает трения между людьми. Индийцы начинают маргинализировать христианскую группу, говоря, что те неправильно живут. Но они так живут, потому что у них иная социальная программа, иные социальные установки.

 

— Существует миф о том, что католики — богатые, а православные — бедные. Что вы об этом скажете?

— Действительно, в западном христианстве есть установка на индивидуальную состоятельность. Она возникла в результате эволюции внутри западного католицизма. На Востоке же основным является коммунитарный тип организации, то есть главное — интересы общины, а личная состоятельность не на первом месте. Но на христианском Востоке это не всегда так. Например, очень интересно изучать, как устроены коптские элиты в Египте. Многие копты сделали фантастическую карьеру в адвокатуре, медицине, политике, несмотря на то что копты — это угнетаемое в Египте меньшинство. Например, один из коптов стал генеральным секретарем ООН — Бутрос Бутрос-Гали.

Еще один интересный сюжет — мусорные кварталы на окраинах Каира, которыми занимаются христиане, копты. Сортируют и перерабатывают мусор. Для мусульманского населения это бессмысленно. Те, кто был в Каире, знают, что там выкинуть что-то на улице считается нормальным. Но есть целые христианские традиционные семьи, которые взяли на себя эту тяжелую, малоприятную задачу.

— Что нужно знать, чтобы изучать христианский Восток?

— Основа востоковедных компетенций (а христианский Восток — это часть востоковедения, конечно) — язык. Во-первых, не получив в руки этот базовый механизм, мы ничего не сможем сделать. Во-вторых, опыт общения с текстами и умение филологически смотреть на культуру как на текст, медленное чтение. Читать тексты не только священные, но и те, в которых люди пишут о себе, выражают мысли. Это исторические, богословские, философские, полемические, магические, научные тексты — все, что производил христианский Восток. Третий момент связан с умением запрятать поглубже свои собственные убеждения. Как известно, исследования христианского Востока начинались в Риме миссионерами. И только к XX веку ученые договорились: изучая христианский Восток, необходимо оставить такую дистанцию в отношении личных убеждений или убеждений тех, кого ты исследуешь, которая позволила бы тебе правильно увидеть и понять соотношение разных элементов. 

Также для исследователей важно умение работать не только с плодами чужих научных трудов, но и с документами, артефактами культур. Умение расшифровать надпись, прочитать рукописи: сирийские, коптские, эфиопские. До сих пор эфиопская культура развивается в рукописном режиме. Каждый священник имеет личную рукописную библию, а рукопись — это ведь целый мир. Это текст, который воспроизводится, в котором допускаются ошибки. В рукописях существуют надписи их владельцев, так называемые колофоны. И поэтому умение работать в поле с материалами очень важно для исследователя христианского Востока.

И поскольку все упирается в исторический контекст, то без знания истории, без умения видеть историю на разных уровнях мы не поймем, что происходило на самом деле.

 

— Что бы вы могли порекомендовать тем, кто хочет глубже изучить вопрос? Помимо вашего курса на ПостНауке «Культура христианского Востока».

— На ПостНауке есть еще много всего интересного, помимо моего курса. Там в конце список литературы. Также рекомендую книгу Нины Викторовны Пигулевской 1979 года «Культура сирийцев в средние века». Можно почитать и статьи в православной энциклопедии, которые написаны с нейтральной позиции: несмотря на то что это конфессиональный ресурс, они привлекли серьезных ученых. И еще я бы посоветовал поискать в Сети, там много можно найти про сирийское христианство.

 

 
Алексей Муравьёв
кандидат исторических наук, руководитель ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project

Популярное в

))}
Loading...
наверх