кто, когда и при каких обстоятельствах предавал книги огню

Проповедь Джироламо Савонароле. Изображение: De Agostini / Getty Images / fotobank.ru

Проповедь Джироламо Савонароле. Изображение: De Agostini / Getty Images / fotobank.ru

7 февраля 1497 года на центральной площади Флоренции сторонники итальянского монаха-радикала Джироламо Савонаролы сожгли тысячи предметов роскоши, музыкальных инструментов, картин и светских книг; акция вошла в историю под названием «Костер тщеславия».

Костер тщеславия

Родившемуся в семье врача Джироламо Савонароле было уготовано поприще целителя людских болезней, однако Ренессанс, воспринятый консерваторами как падение нравственности в итальянском обществе, настолько возмутил его сердце, что Джироламо принял решение лечить человеческие души. В 23 года он вступил в орден монахов-доминиканцев, где предавался аскезе, параллельно сочиняя труд «О падении церкви». Проповедовать Савонарола начал в 1482 году, сразу же покорив итальянцев своим красноречием. Глава Флорентийской республики Лоренцо Медичи пригласил его во Флоренцию. Монаху предстояла трудная задача превратить город роскоши, науки и праздности в град Божий.

Яростные обличения представителей церкви и зловещие предсказания сделали Савонаролу пророком в глазах флорентинцев. Когда к нему пришло видение о подвешенном карающем мече божественной справедливости, его авторитет стал неоспорим. После изгнания Пьеро ди Лоренцо Медичи в 1494 году Савонарола стал правителем Флорентийской республики.

Королем Флоренции был провозглашен Иисус Христос, а пришедший к успеху монах был объявлен его ставленником. Град Божий принял республиканскую конституцию и множество законов, которые запрещали азартные игры, убийства и супружескую измену. Свободный от плотского греха Савонарола изгнал из города проституток, постановил сжигать содомитов и призывал женщин прекратить кокетство и украшение себя. Фанатичный правитель объявил, что гуляющая по Италии эпидемия сифилиса – это наказание ее народу за грехи и вероотступничество. Гонению подверглись ростовщики, ученые, а также люди с большим весом из-за греха чревоугодничества.

Для контроля за соблюдением десяти заповедей активно использовался шпионаж: дети заглядывали в окна домов, высматривая, не едят ли там выпечку, не имею ли предметов роскоши – причины социального расслоения и зависти, подлежащей уничтожению на очистительных кострах. По улицам ходили отряды фанатиков, называющих себя священной полицией.

Направленный на избавление от так называемых «возбудителей греха» и призванный уничтожить тщеславие богачей  в пламени ненависти бедняков и аскетов ритуал в 1497 году проводился в Жирный вторник, последний день перед Великим постом. Он показал всю силу, которой Савонарола достиг к тому моменту как агитатор. 1,3 тысячи детей ходили из дома в дом, требуя выдачи всех имевшихся в них излишеств. Шелковая одежда, музыкальные инструменты, ковры, духи, зеркала, игральные карты, тома «Декамерона» Джованни Боккаччо и других неправедных книг, пирожные и картины с частично обнаженными фигурами – все было сложено в одну огромную кучу и подожжено. Девушки с оливковыми венками на головах танцевали вокруг костра в духовном экстазе, призывая  горожан бросать в него свои драгоценности, парики, нарядную одежду, расчески и даже искусственные зубы.

По преданию, флорентийский живописец Сандро Боттичелли лично сжег несколько своих полотен на мифологические темы. Писатель XVI века, автор «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари отмечал, что Ботичелли был настолько рьяным приверженцем Савонаролы, что пожертвовал своими картинам, несмотря на то, что после этого ему было не на что жить.

В марте сторонники Пьеро ди Лоренцо Медичи устроили во Флоренции беспорядки. Общество оказалось расколото на приверженцев Савонаролы – «плакс», и его недоброжелателей – «беснующихся». В мае папа римский Александр VI отлучил религиозного диктатора от церкви. Но городские власти ему благоволили, поэтому монах продолжал проповедовать, несмотря на запрет. В марте 1498 он написал «Письмо к государям», в котором требовал низложения папы.

Савонаролу могла погубить политика, но вместо этого подвела фанатичность «плакс». «Беснующиеся» убедили одного из сторонников диктатора, что его истинность его учения необходимо испытать огнем.  7 апреля толпы народа собрались на площади Синьории, однако монах-францисканец, который должен был вместе с Савонаролой пройти через костры, не явился. Людской гнев обрушился на некогда популярного диктатора, которого обвинили в трусости, схватили вместе с ближайшими сторонниками и подвергли жестоким пыткам. В мае после вынесения смертного приговора Савонарола был повешен, а его тело сожжено.

Сожжение книг и погребение книжников

Савонарола был не первым правителем, который взялся уничтожать печатное слово. В 221 году до н.э. первым императором объединенного Китая стал Цинь Шихуанди. Одной из его заслуг стало объединение царств, которые до этого на протяжении двух веков находились в постоянной войне друг с другом. Он ввел на территории Китая единую валюту, меру весов и систему иероглифики, а также сформировал бюрократическую систему.

Амбициозность императора имела известные недостатки. Цинь Шихуанди любил строить, поэтому сотни тысяч его подданных были вынуждены трудиться в этой сфере. Так, они проложили по всей Циньской империи (почти половина территории современного Китая) сеть трехполосных дорог, где центральная полоса предназначалась лично для императора. Как и царь Мавсол, Цинь Шихуанди еще при жизни озаботился вопросом своей гробницы. Подземный город площадью около 60 квадратных километров вместил в себя тело императора и десятков тысяч погребенных заживо слуг, а также больше восьми тысяч статуй китайских воинов и лощадей в полный рост, которых археологи окрестили «терракотовой армией».

Снося стены между царствами, Цинь Шихуанди приказал оставить их северные участки, которые затем были объединены и укреплены, впоследствии став основой Великой Китайской Стены. Это сооружение защищало земли империи от кочевников.

С самого детства Цинь Шихуанди мечтал о вечной жизни. К моменту создания империи ему было уже 38 лет – самое время озаботиться поиском эликсира бессмертия. С 220 года до н.э. он начал предпринимать поездки в разные уголки своего государства, опрашивая монахов, мудрецов и целителей. Экспедиции отплывали от берегов Китая на поиски волшебных трав.

Большие территории требовалось держать в узде и беречь от сепаратистских настроений, поэтому наказания были соответствующими. Любое неповиновение новым законам каралось смертной казнью, версии которой были довольно изощренными: выламывание ребер, варение в котле, четвертование с помощью колесниц или топора. Отрубленные головы после казни насаживали на шест и в назидание выставляли в местах скопления людей. Особо тяжкие преступления влекли за собой казнь всех родственников провинившегося в трех поколениях.

В 213 году до н.э. главный советник императора Ли Сы стал подсказывать Цинь Шихуанди, что адепты частных школ смеют выражать собственное мнение и обсуждать указы монарха, которые не вызывают у них одобрения. Кроме того, они осуждают действия императора перед простолюдинами. Чтобы пресечь подобное безобразие, Ли Сы предложил запретить школы, особое внимание уделив конфуцианству.

Большинство книг подлежало изъятию под страхом смерти и сожжению. Под указ не попадали книги по фармакологии, медицине, садоводству, земледелию и гаданию. Помимо трудов Конфуция с особой тщательностью были уничтожены все летописи и книги завоеванных царств, так как история до империи Цинь была объявлена неактуальной. Несогласные с такими решениями императора 460 ученых-конфуцианцев были заживо закопаны.

Основатель династии Цинь провозгласил, что его потомки будут править Китаем на протяжении десяти тысяч поколений. Сам император, так и не достав эликсира, намеревался продолжить царствование в загробном мире. В 210 году до н.э. во время очередного объезда своих владений Цинь Шихуанди тяжело заболел и через некоторое время умер.

Акция против негерманского духа

В первую очередь сожжение книг ассоциируется с нацистской Германией, где подобные действия были частью программы по насаждению нацистской идеологии. 12 апреля 1933 года, с момента публикации «Двенадцати тезисов против негерманского духа» началась масштабная пропагандистская кампания. В ее рамках Немецкий студенческий союз при поддержке Гитлерюгенда занимался расклейкой плакатов, распространением листовок, выступлениями в прессе и на радио.  Студенты создавали комитеты, которые занимались увольнением профессоров-евреев на основании «Закона о восстановлении профессиональной гражданской службы» и превращением университетов в оплот нацизма.  

26 апреля началась повсеместная конфискация внесенных в черный список книг из магазинов, библиотек и частных собраний. Спустя две недели был выпущен циркуляр, позволявший исполнителям кампании произвольно расширять списки «подрывных» книг. Также был установлен перечень из 15 авторов, которые должны были быть изъяты в обязательном порядке. В него вошли Генрих Манн, Карл Маркс, Карл фон Осецкий, Эрих Мария Ремарк, Теодор Вольф, Эрнст Глезер, Карл Каутский, Альфред Керр, Георг Бернгард, Эрих Кестнер, Эмиль Людвиг, Курт Тухольский, Фридрих Вильгельм Ферстер, Вернер Хегеман и Зигмунд Фрейд.

кто, когда и при каких обстоятельствах предавал книги огню

Сожжение «негерманских» книг на Оперной площади в Берлине, 10 мая 1933 года. Фото: AP

10 мая 1933 года во время выступления рейхсминистра народного просвещения и пропаганды Йозефа Геббельса на Оперной площади в Берлине студенты сожгли больше 20 тысяч томов «негерманских» и «разлагающих» книг. Наблюдать, как сгорают произведения мировой литературы, обязали  всех сотрудников университетов. Члены Немецкого студенческого союза, бросая книги в огонь, выкрикивали «огненные речевки», поносящие литераторов из установленного дополнительным циркуляром списка. Например: «Нет – писакам, предающим героев мировой войны. Да здравствует воспитание молодежи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка» или «Нет растлевающей душу половой распущенности! Да здравствует благородство человеческой души! Я предаю огню сочинения Зигмунда Фрейда».

Среди других вошедших в черный список писателей, чьи произведения Геббельс окрестил «интеллектуальным мусором прошлого», были Максим Горький, Джек Лондон, Бертольд Брехт, Карл Маркс, Генрих Гейне, Эрнест Хемингуэй, Стефан Цвейг и другие.

В тот день подобные события происходили еще в 20 городах Германии.

22 сентября 1933 года правительство приняло закон о создании Имперской палаты культуры, в ведение которой были поставлены литература, печать, радиовещание, кинематограф, театр, музыка и изобразительное искусство. К 1939 году палате литературы подчинялись 2,5 тысячи типографий, редакций и издательств, а также 23 тысячи книжных магазинов.

Через 1,5 года после окончания Второй мировой войны 10 мая в Германии было объявлено Днем книги. В 1995 году на площади Бебеля (бывшей Оперной площади) был установлен памятник уничтоженным нацистами томам. Через квадратное стекло посреди брусчатки можно увидеть комнату с пустыми книжными шкафами, в которых могло бы поместиться примерно 20 тысяч книг – столько, сколько было сожжено 10 мая 1933 года.

Не сжигать, но топить

В современной России традицию борьбы с неугодными авторами путем сожжения их книг продолжают прокремлевские молодежные движения и маргинальные борцы за «православные» ценности.

В 2002 году активисты движения «Идущие вместе» во главе с Василием Якеменко соорудили на Театральной площади большой унитаз из пенопласта. Конструкция предназначалась для самиздатовских брошюр с цитатами из романа «Голубое сало» Владимира Сорокина. Около 500 пенсионеров из Подмосковья и активистов движения протестовали против контракта, подписанного между Большим театром и Сорокиным, по которому писатель должен был сочинить либретто для оперы. Причиной для возмущения стала нецензурная лексика и «полная бессмыслица текстов» автора.

В течение нескольких дней «Идущие вместе» продолжали погружать облитые хлоркой книги в унитаз, пока члены никому до этого неизвестной организации «Красные партизаны» не взорвали его с помощью тротила.

кто, когда и при каких обстоятельствах предавал книги огню

Акция «Идущих вместе» у Большого театра в 2002 году. Фото: Татьяна Балашова / ИТАР-ТАСС

Сорокин подал на движение в суд за нарушение авторских прав, «Идущие вместе» ответили писателю иском о распространении порнографии. Оба дела так и не были рассмотрены судом, и на какое-то время «Идущие вместие» отвлеклась на роман Баяна Ширянова «Низший пилотаж», в котором она обнаружила пропаганду наркомании.

Споры вокруг книг Владимира Сорокина переместились в студию к Владимиру Соловьеву. На этот раз Василия Якеменко в сжигании книг обвинила Ирина Хакамада. Руководитель «Идущих вместе» утверждал, что активисты движения никогда не жгли книги, приводя в качестве аргумента тот факт, что «нет ни одного свидетеля, ни одной фотографии». По его словам, акция заключалась в следующем: «Был большой и прекрасный унитаз. Туда прекрасно сложили книги Сорокина, после чего их вынули из этого пластикового унитаза и отправили Сорокину домой». Выступая от имени «десятков тысяч людей» глава «крупнейшей молодежной общественной организации в России» объявил Владимира Сорокина «известным порнографом, матершинником и калоедом».

В 2008 году Союз Православных Хоругвеносцев, поддерживающий «давнюю традицию по сожжению кощунственной, богопротивной, русофобской и безнравственной продукции современной массовой псевдокультуры», провел акцию против всего перечисленного на Берсеневской набережной напротив Храма Христа Спасителя. Помимо «Дня опричника» и «Сахарного Кремля» Сорокина огню были преданы «Евангелие от Соловьева» за авторством вышеупомянутого телеведущего, а также книга Эдварда Радзинского о Николае II. Писателей обвинили в издевательстве над устройством «возрожденной России», популяризации антихриста и русофобии соответственно.

Годом ранее хоругвеносцы на том же месте под Патриаршим мостом показательно порвали и сожгли «оккультную» книгу «Гарри Поттер и тайная комната». Акция была приурочена к скорому выходу русской версии последнего (седьмого) тома серии книг о юном волшебнике, с помощью которых «чернокнижница» Джоан Роулинг наполняет злом детские души.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб