Выборы в Сельсоветы в 1922-1923 годах

Выборы в Сельсоветы в 1922-1923 годах

В августе 1922 г. была издана инструкция ВЦИК «О перевыборах городских и сельских Советов и о созыве волостных, уездных и губернских съездов Советов». В целях организованного проведения выборов в строгом соответствии с действовавшим законодательством было решено создавать избирательные комиссии. В конце 1922 г. впервые выборы в сельские Советы проводились одновременно по всей территории РСФСР сроком на один год, что позволило более тщательно организовать их подготовку.

Однако сразу преодолеть недостатки, имевшиеся в первой широкой избирательной кампании, было невозможно. Этому мешали многие обстоятельства. Наивно было бы надеяться, что сразу после окончания гражданской войны вчерашние бывшие солдаты красных и белых армий, разного рода бандитских формирований дружными колоннами пойдут на выборы сельских Советов. С прекращением боевых действий на фронтах не сразу удалось остановить политическое противостояние разных групп крестьянства. Для этого необходима была целенаправленная работа всех органов Советской власти в самых разнообразных сферах. На выборы Советов отрицательным образом влияли такие факторы, как всеобщая разруха, последствия голода, недостаток квалифицированных кадров. Самым отрицательным образом сказалась не изжитая в деревне многовековая традиция посылать для участия в различного рода собраниях только глав семей. Крестьянство в массе своей еще не научилось использовать избирательные права, предоставленные ему советской Конституцией. Особенно отрицательно это сказалось на политической активности женщин, составлявших более половины населения деревни.
Все эти обстоятельства привели к тому, что на выборы сельских Советов 1922 г. явилось только 22,3% граждан республики, имевших право голоса. Всего в 1922 г., по приблизительным подсчетам, в РСФСР было переизбрано около 120 тыс. сельских Советов (500 тыс. депутатов). Подавляющее большинство избранных в сельские Советы депутатов составляли крестьяне — 94,3%.

Дальнейшие успехи в этой области в огромной мере зависели от активности партийных организаций в деревне. Партийное руководство деятельностью государственных органов осуществлялось главным образом через коммунистические фракции в Советах и их исполнительные комитеты. Порядок работы этих фракций впервые был определен Уставом РКП (б), принятым VIII Всероссийской партийной конференцией в декабре 1919 г. Фракции создавались во всех внепартийных учреждениях и организациях, на съездах и конференциях — везде, где было не менее трех членов Коммунистической партии. В задачи фракций входило «всестороннее усиление влияния партии, проведение ее политики во внепартийной среде и партийный контроль над работой всех указанных учреждений и организаций». В 1922 г. XI съезд РКП (б) обязал местные партийные организации широко использовать фракции для улучшения руководства Советами, не допуская при этом мелочной опеки. «Сохраняя за собой общее руководство и направление всей политики Советского государства, — говорилось в резолюции, — партия должна провести гораздо более отчетливое разграничение между своей текущей работой и работой советских органов, между своим аппаратом и аппаратом Советов» .
Принятые партией меры уже в 1923 г. дали ощутимые положительные результаты. Это нашло отражение прежде всего в увеличении явки избирателей. На выборы сельских Советов в 1923 г. явилось на 14,9% граждан больше, чем в 1922 г. В 1923 г. на территории РСФСР было переизбрано около 80 тыс. сельских Советов, в которых насчитывалось почти 500 тыс. депутатов.
Однако на выборы сельских Советов по-прежнему являлось значительно меньше половины имевших право голоса. Этот факт вызывал серьезное беспокойство. Необходимо было еще и еще раз проанализировать причины этого и принять эффективные меры, чтобы поднять активность избирателей. Серьезным препятствием совершенствованию деятельности местных органов власти являлся недостаток денежных средств. Из-за этого правительство вынуждено было пойти на резкое сокращение количества сельских Советов— со 120 тыс. в 1922 г. до 80 тыс. в 1923 г. Это дало определенную экономию денег, что позволило несколько увеличить оплату труда членов исполнительных комитетов. Но в то же время сокращение количества сельских Советов было чревато серьезными последствиями. Территории сельских Советов увеличились в размерах, а это означало, что многие деревни оказались более отдаленными от центров, в которых располагались исполнительные комитеты Советов. При этом сельские общины, или, как их чаще всего именовали в годы Советской власти, земельные общества, не меняли своих границ. Таким образом, они становились ближе крестьянам, чем сельские Советы, деятельность которых серьезно осложнялась. Попытка найти финансовые средства для сельсоветов за счет их укрупнения, а следовательно, и сокращения их количества оказалась, в общем, безуспешной и, более того, вредной. Ущерб, нанесенный советскому строительству в деревне, пришлось устранять несколько лет.

Источник: Ю.С. Кукушкин, Н.С. Тимофеев. Самоуправление крестьян России. М.: Изд-во МГУ, 2004

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб