Вольный город Данциг как одна из причин польско-германского противостояния 1939 года.

Вольный город Данциг как одна из причин польско-германского противостояния 1939 года.

В первой половине 20-го века, после окончания Первой Мировой войны  в Европе появилось необычайное государственное образование, которое своим названием чем то напоминало средневековые времена, это был Вольный город Данциг (нем. Freie Stadt Danzig; польск. Wolne Miasto Gdańsk) — город-государство, образованный 10 января 1920 года согласно 11-му разделу 3-й части Версальского договора 1919 года. :p>

Помимо самого Данцига, территория города-государства включала в себя его предместья Цоппот (Сопот), Олива, Тиегенхоф (Новы-Став). Кроме того, Данцигу подчинялись 252 деревни и 62 хутора. Вся территория имела площадь 1 966 км² и вся она ранее входила в состав бывшей Германской империи Кайзера.

После окончания ПМВ,  Данциг с прилегающей территорией в соответствии с решением Лиги Наций больше не являлся частью Германии. Однако город  не отошел  и в состав вновь образованной  Польши.

В дальнейшем, полностью  независимым Данциг так и не стал, так как он попал под протекторат Лиги Наций и еще оказался  в составе таможенного союза с Польшей.

Поляки при этом получили   особые права в этом городе-государстве, и это понятно почему, в то время, по итогам проигранной войны, побежденной Германии пришлось уступать даже свои исконные территории,  не смотря на то, что население этих самых территорий  в своем подавляющем большинстве  составляли в основном немцы.

И, тем не менее, определенные признаки суверенности у Данцига были, так например, в соответствии с польско-данцигским соглашением от 9 ноября 1920 года в городе появился польский дипломатический представитель. В соответствии со ст. 6 этого соглашения, польское правительство обязалось не заключать международные договора, затрагивающие Данциг, без предварительных консультаций с властями Вольного города.

Все население Вольного города на 1919 год составляло 357 тыс. человек, из которых 95 %  были немцами, оставшиеся 5 % — в основном составляли кашубы и поляки.

Вскоре после отделения
На фото демонстрация жителей Данцига в поддержку немецкого языка 1936 год.

Данцига и его окрестностей  от Германии, жители города получили свое отдельное, данцигское гражданство, потеряв при этом гражданство Германии. При этом первые два года существования Вольного города жителем было предоставлено право получить немецкое гражданство, однако, для этого требовалось покинуть Данциг, и переселиться в Германию.

На 1924 год 54,7 % населения Данцига были протестантами, 34,5 % — католиками.

http://orujie-ww2.ru/?p=1267

Не смотря на то, что права Польши в пределах Вольного города Данциг были ограничены Версальским договором,  поляки, тем не менее, неоднократно пытались эти самые права расширить, естественно в свою пользу, тем самым постоянно пытаясь всячески  ограничить суверенитет Данцига. 

В ответ, представители Вольного города всячески отстаивали свою автономию,  неприязнь между немецким населением Данцига и польскими властями  иногда зашкаливала,  так например,  во время советско-польской войны 1920 года местные портовые рабочие объявили забастовку, отказавшись разгружать боеприпасы, которые предназначались для польской армии.

В итоге снаряжение было разгружено британскими войсками, а полякам пришлось строить  свой специальный военный склад на Вестерплатте, и мало того приступить  к строительству морского порта в Гдыне, в итоге в проигрыше оказались немцы, так как торговый оборот нового польского порта уже в мае 1932 года превысил оборот основного  Данцигского порта.

В ответ Вольный город заявил протест против строительства польского военного склада в Вестерплатте, размещения в городе отделений польской почты, и присутствия в данцигской гавани польских военных кораблей.

Вскоре поляки отыгрались, это когда Данциг попытался вступить в Международную организацию труда (МОТ). Однако эта попытка была признана недопустимой Постоянной палатой международного правосудия Лиги Наций, естественно сразу  после протестов польских представителей МОТ.

Скандалы и споры между Данцигом и Польшей следовали один за другим, так известно, что только до июня 1933 года комиссар Лиги Наций разобрал 66 споров между Данцигом и Польшей.  

В дальнейшем,  по всем спорным вопросам стороны договорились обращаться в международный суд,  вскоре,  летом 1933 года были заключены и соответствующие соглашения.

Так, за спорами с крошечным Данцигом, попытками участия в перекройке  карты Европы и увлечением великой политикой, Польша совсем не заметила восстановления своего соседа — Германии. Польские правители, вероятно, посчитали, что январский Договор 1934 года о ненападении между Германией и Польшей полностью их защитит от агрессии с запада.

Германцы в интересах своих дальнейших планов в отношении Польши,  перед началом своей агрессии временно  прекратили все свои наиболее активные анти — польские акции проводимые их пятой колонной на территории Данцига.

В ответ, поверив в дружелюбие третьего рейха, в качестве жеста доброй воли польские политиканы перестали  поддерживать антифашистскую оппозицию, не замечая при этом, что   нацификация Данцига все больше и больше  набирает обороты, остановить которую было уже просто невозможно.

А вскоре немцы сразу после Мюнхенского соглашения 1938 года открыли все свои карты, это когда они вдруг резко изменили всю свою политику в отношении Данцига.

В марте 1939 года правительство гитлеровской Германии, до этого уже проведшее ряд мероприятий по бескровному «аншлюсу» («присоединению» по-немецки) территорий, ранее входивших в состав Германии (ремилитаризация Рейнской области, захват Мемеля, тогдашней и нынешней литовской Клайпеды), а также некоторых тех, которые никогда в состав собственно Германии не входили, обратило внимание и на Данциг с коридором. Данциг предлагалось присоединить к Германии, а через коридор, чьё наличие, по  мнению Гитлера, затрудняло хозяйственные связи Германией с Восточной Пруссией, через него предлагалось провести экстерриториальную автостраду и железнодорожную магистраль, подконтрольные Германии. Однако, такая экстерриториальная полоса отрезала бы Польшу от её упомянутого выше единственного морского порта Гдыни, так что поляки отказались.

Из телеграммы бюро имперского министра иностранных дел Германии посольству Германии в Великобритании известны подробности предложений по так называемому урегулированию проблемы дангцинского коридора и вопроса о немецком меньшинстве в Польше. http://www.katyn-books.ru/archive/year/600.htm

В октябре 1938 года министр иностранных дел Риббентроп уже открыто потребовал включения Данцига в состав Германии.

Поляки, чувствуя себя защищенными обязательствами западных союзников ответили,  что любые попытки Германии изменить статус Данцига вызовут вооружённое сопротивление Польши.

В июне 1939 года события начали развиваться по немецкому военному сценарию, на полную катушку заработала пятая колонна и спецвойска,  в Данциг тайно прибывает целый батальон СС, который на базе местных добровольцев развёртывается в хаймвер (ополчение) «Данциг».

Именно с началом штурма  Вестерплатте 1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война. Перед этим  Гауляйтер Форстер вошёл в резиденцию уполномоченного Лиги Наций, и кратко, почти по военному потребовал, чтобы польские власти и польская армия  покинули вольный город в течение двух часов.

Накануне нападения, еще  25 августа 1939г.  в целях достижения внезапности в Гданьскую бухту якобы с «дружеским визитом» вошел германский учебный линкор «Шлезвиг-Гольштейн». Официальной причиной прибытия линкора являлось 25-летие гибели здесь одного из германских судов в ПМВ.

В действительности линкор представлял собой плавучую батарею для атаки польского побережья. Вооружение «Шлезвига» включало в себя 4 орудия 280 мм, 10 орудий 150 мм и 4 орудия 88 мм. А на его борту в трюмах была спрятана специальная  штурмовая команда  морских пехотинцев (Marinesturmkompanie) численностью почти в 500 человек

Своими мощными орудиями линкор должен был обеспечить артиллерийскую поддержку наступающим германским штурмовым отрядам морских пехотинцев и другим спецвойскам, в районе Данцига на момент нападения уже присутствовали немецкие подразделения численностью до шести тысяч человек, из них около 2 тысяч входили в состав специальной бригады SS-Heimwehr Danzig, и все это под самым носом у польского командования, практически на их территории.

Немцы планировали начать наступление рано утром с массированного артиллерийского обстрела, после чего в атаку должны были пойти батальон СС Heimwehr, две роты полицейских сил и рота морской пехоты.

В начале у немцев пошло все по плану, обстрел с линкора начался в 4:45 и пришелся на пост «Пром» и в район КП №6. После чего в бой вступили штурмовые отряды.     Неожиданно для себя немцы вдруг столкнулись с мощной обороной и были остановлены огнем пулеметов с позиций «Вал» и «Пром».

В течении всего первого дня германские войска предпринимали многочисленные попытки сломить оборону поляков. Атаки проводились с разных направлений, однако польским силам удавалось успешно отбить все попытки немцев продвинуться вперед.

По итогам первого дня польские потери составили всего лишь 4 человека убитыми и несколько раненых. Немецкие штурмовые отряды потеряли около 100 человек, значительная часть которых пришлась на морских пехотинцев.  Германцы оказались в растерянности, их морская пехота, лучшие спецвойска того времени так и не смогли сломить сопротивление простой польской пехоты, обороняющиеся во всю использовали укрытия и укрепления своих позиций, у поляков также оказались  довольно хорошо  подготовлены  и расчеты пулеметов.

Немцам пришлось еще более активно применять тяжелую артиллерию и авиацию, залпы с линкора грохотали не переставая, в воздухе зависли германские штурмовики, так только  2 сентября с 18:05 по 18:45 47 пикирующих бомбардировщика Ю-87 сбросили в общей сложности 26,5 тонн бомб. Как оказалось, немецкие летчики имели гораздо больше боевого опыта, нежели их сухопутные войска, явно сказывался их опыт войны в Испании.

Так, во время очередного налета прямым попаданием был полностью разрушен КП №5, а все находившиеся там польские бойцы погибли.

Однако куда больший был психологический урон от атаки. Осажденные польские солдаты  запаниковали, внезапно среди обороняющихся возник стихийный бунт. Однако польское командование предприняло самые жесткие меры по наведению порядка и по поддержанию дисциплины в своих рядах, в итоге  тут же были расстреляны четверо военнослужащих.

Впрочем, немцы не сумели воспользоваться достигнутым эффектом и начали новую атаку лишь в 20:00, когда польские бойцы сумели прийти в себя. После вечерней атаки командир гарнизона Хенрик Сухарский принял решение о сдаче. Заместитель Франтишек Домбровский отстранил его от командования и принял управление гарнизоном на себя. Легионер Ян Гембур, вывесивший белый флаг по приказу командира был расстрелян, а флаг был снят.

Ожесточенные бои длились весть последующий, третий день. Немцы разработали специальный план атаки, в которой приняли участие два батальона полка Краппе, рота морпехов и 45 моряков, вооруженные четырьмя пулеметами. Артподготовка чередовалась штурмовыми атаками, которые, впрочем, полякам удавалось успешно отбить. Ночью немцы попытались незаметно прорваться на лодках через канал, но были обнаружены и расстреляны из пулеметов. Третий день прошел для поляков без потерь, к тому же объявление Англией и Францией войны Германии подняло боевой дух личного состава.

Четвертый день начался с мощного артиллерийского удара, в котором, помимо прочего, принимали участие 210 мм мортиры и 105 мм корабельные орудия немецкой флотилии. Один из снарядов германского миноносца чуть было не угодил в цистерну с нефтью в Гданьском порту, поэтому немцы отказались от использования флота и отозвали свой миноносец. К концу дня в гарнизоне начались проблемы с продовольствием, питьевой водой и медикаментами. В этот день так же никто из польских солдат не погиб, однако уже заметно ощущалась усталость и майор Сухарский  вновь заговорил о сдаче.

В пятый день немцы перенесли свой огонь на деревья, окружающие бункеры. Они считали, что там могут укрываться снайперы. Были предприняты несколько атак со стороны КП №1, 4, а так же поста Форт, но какого либо видимого эффекта они не принесли. Моральное состояние солдат продолжало падать.

6 сентября немцы вновь попытались сжечь лес. Для этого по железной дороге разогнали цистерну с бензином, однако защитникам удалось подорвать ее вдали от своих позиций. Подобные попытки продолжались и вечером того же дня, но успеха не имели. Майор Сухарский вновь созвал совещание, на котором призвал сдаться. Командующий капитан Домбровский и поручик Гродецкий приняли решение о продолжении обороны, их поддержало и большинство личного состава.

Немцы предприняли генеральное наступление на ослабленный гарнизон утром 7 сентября. Штурм Вестерплатте начался с массированного артиллерийского обстрела из всех имеющихся у немцев тяжелых орудий. Основной удар пришелся на КП №2, который вскоре был полностью уничтожен. Обстрел продолжался около двух часов, после чего германские штурмовые отряды перешли в наступление с юго-восточного направления. Входе полуторачасового боя поляком удалось откинуть немцев и не допустить рукопашной схватки, на которую защитники попросту не имели сил.

Майор Сухарский, наблюдавший за уничтожением КП №2, вновь поднял вопрос о капитуляции. Он убедил защитников сдать оружие и в 10:15 отдал приказ о капитуляции. О своем решении Сухарский оповестил маршала Рыдз-Смиглы, который присвоил всем защитникам гарнизона военные награды и очередное воинское звание.

На фото  германский генерал принимает капитуляцию  у польского майора Сухарского

Известно, что всего защитники Вестерплатте потеряли 16 человек убитыми и 50 раненными. Многие из них были направленные в трудовые лагеря, где трудились на немецких фабриках и заводах. Часть из них впоследствии сбежала и воевали на стороне Армии Крайовой, а так же в других воинских формированиях как Запада, так и СССР. Из 182 защитников Вестерплатте до конца войны дожили 158. Майор Хенрик Сухарский до конца войны провел в немецком офлаге,  скончался 20 августа 1946 года в Неаполе.

По итогам штурма Вестерплатте, немцы потеряли до 200-300 солдат убитыми и раненными, по другим данным потери немцев составили 400 человек из них половина убитыми, а их наступление на Хель задержалось почти на неделю.  http://weapon2.ru/news/oborona-vesterplatte.html

Помимо армии  немцам в Данциге оказали сопротивление еще и обыкновенные гражданские служащие польской почты, они прошли военную подготовку, имели запас оружия, и в итоге обороняли помещение своей почты в течение почти 15 часов. После капитуляции все они были казнены. К 7 сентября польские войска оставили вольный город.

На фото немецкие солдаты штурмуют почтово-телеграфное отделение Данцига.

Вскоре Данциг вместе с округой опять вошел в состав Германии, он  был включён в состав новообразованного округа Данциг-Западная Пруссия. Дальнейшая судьба этого немецкого города сложилась почти, как и у большинства  городов  Европы военного времени.

К концу Второй мировой войны около 90 % Данцига превратилось в руины. 30 марта 1945 года город был занят Красной Армией. К этому времени до 90 % довоенного населения Данцига погибли, или бежали. Несколько тысяч беженцев из числа жителей Данцига во время эвакуации в большую Германию погибли в результате атаки на судно «Вильгельм Густлофф».

Послевоенная Потсдамская конференция установила, что бывший Вольный город Данциг станет частью Польши (Ялтинская конференция не пришла к единому мнению на этот счёт).

 
Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб