25 июля 1930 — принято постановление ЦК ВКП(б) о введении всеобщего начального обучения.

25 июля 1930 — принято постановление ЦК ВКП(б) о введении всеобщего начального обучения.

О всеобщем обязательном начальном обучении. (Утверждено Политбюро ЦК ВКП(б) 25.VII.1930 г.) Приложение № 1 к п. 10 пр. ПБ № 2.

О всеобщем обязательном начальном обучении.

(Утверждено Политбюро ЦК ВКП(б) 25.VII.1930 г.).

Развитие социалистического строительства и связанные с этим огромные задачи по подготовке кадров, ликвидации культурно-технической отсталости и по коммунистическому воспитанию широких масс требуют скорейшего проведения всеобщего обязательного начального обучения, как важнейшей предпосылки дальнейшего развития культурной революции.

Успешное осуществление всеобщего обязательного обучения — “будет величайшей победой не только на культурном, но и на политическом и хозяйственном фронтах” (СТАЛИН).

Несмотря на значительно возросший по сравнению с дореволюционным положением охват детей начальной школой, ЦК признает совершенно неудовлетворительным темп подготовки и проведения всеобщего обязательного начального обучения. Отмечая слабую работу по введению всеобщего обучения со стороны советских органов, в особенности наркомпросов, их органов на местах и исполкомов в большинстве республик и областей, а также совершенно недостаточное внимание и содействие этой работе со стороны партийных, профессиональных и других организаций, ЦК признает необходимым:

1. Ввести с 1930/31 года повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8‑9‑10 лет, с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/32 г.

В связи с особыми бытовыми и организационными трудностями допустить для внегородских поселений отдельных национальных республик и областей и некоторых отдаленных районов отступление (не более, чем на 1‑2 года) от указанного выше срока проведения обязательного начального обучения, с разрешения в каждом случае правительств соответствующих союзных республик.

Ввести с 30/31 года обязательное обучение переростков (от 11 до 15 лет, не прошедших курса начальной школы) на основе ускоренных форм обучения — 2‑годичные и 1‑годичные школы-курсы.

Приступить с 30/31 г, к введению всеобщего обязательного обучения в объеме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках, установив обязательность обучения в школе-семилетке для кончающих в этом году начальную школу (1 ступень).

Обратить особое внимание на развертывание фабрично-заводских семилеток.

Усилить развертывание школ колхозной молодежи (как дневных, так и вечерних) с таким расчетом, чтобы к концу пятилетки охватить ими основную массу колхозной молодежи.

2. Для обеспечения осуществления всеобщего начального обучения, наряду со значительном увеличением бюджетных ассигнований, всемерно привлечь к финансированию всеобщего обучения, а также к строительству, ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственные, профсоюзные, кооперативные и другие общественные организации, а также инициативу широких масс (в порядке соц. соревнования, специальных отчислений, поступлений от культурных гектаров коллективных запашек, помощи шефов, бесплатного трудового участия и проч.).

Установить, что в промфинпланах хозорганоз по крупному капитальному строительству, должны быть предусматриваемы, по решениям СНК Союза и СНК’омов союзных республик, капитальные вложения на строительство школ всеобщего обучения.

Значительно усилить с 30/31 года размеры ассигнований по центральному и местному судостроительным фондам на школы начального обучения со специальными дотациями, в связи с введением всеобщего обязательного обучения, со стороны общесоюзного бюджета для союзных республик. Размеры этих дотаций устанавливаются СНК’омом СССР в соответствии с планом всеобщего обучения.

Освобождать для использования по прямому назначению школьные здания, занятые для других надобностей, а также использовать в первую очередь под школы бывшие помещичьи усадьбы, конфискуемые кулацкие дома и т. п.

При расходовании средств на школьное строительство иметь в виду первоочередное удовлетворение нужд основных индустриальных районов, рабочих центров и районов сплошной коллективизации, а также всех культурно-отсталых национальных районов.

3. В целях обеспечения школ всеобщего обучения необходимыми педкадрами:

а) Срочно развернуть сеть и контингенты пединститутов, педтехникумов, а также специальных педагогических курсов и прочих форм подготовки педагогов.

б) Учитывая растущие новые задачи, возлагаемые на учительство, значительно улучшить материальное положение педкадров начального обучения, Обеспечить для педагогов сельской школы нормы рабочего снабжения.

в) Обратить особое внимание на марксистско-ленинскую подготовку и политехническую квалификацию педкадров.

Принять меры по усилению коммунистического и рабочего ядра среди педагогических кадров. Предложить ЦК комсомола в течение 3‑х лет выделять и направлять в порядке мобилизации ежегодно не менее 20.000 членов ВЛКСМ для работы в школах всеобщего обучения и для комплектования педучебных заведений.

4. В целях обеспечения действительной доступности школы, повышения качества обучения и решительной борьбы с второгодничеством и отсевами в начальной школе, значительно усилить с 30/31 года материальную помощь (в виде бесплатного снабжения учебными пособиями, обувью, одеждой, питанием, транспортом и проч.) учащимся, детям менее обеспеченных рабочих, батраков и бедноты, путем увеличения бюджетных ассигнований на эту помощь, привлечения средств из общественных организаций, а также за счет средств от специально для этого образуемых фондов в порядке, устанавливаемом СНК’омом Союза. Одновременно с этим широко развернуть в порядке культпохода практику подготовительных (нулевых) групп и занятий до поступления в школу для детей рабочих, батрачества и деревенской бедноты.

5. В целях усиления руководства делом подготовки и введения всеобщего обучения со стороны парторганизаций, ЦК предлагает всем парторганизациям:

а) Рассматривать введение всеобщего обязательного начального обучения как важнейшую политическую кампанию на весь ближайший период;

б) Добиться систематического и активного участия членов партии в работе комитетов содействия всеобщему обязательному обучению и в выборных организациях школы (школьные советы, совсоды, родительские комитеты и проч.);

в) Парткомам не реже 2‑х раз в год заслушивать доклады фракций исполкомов и советов о работе по развертыванию всеобщего обучения; на общих собраниях партячеек ставить систематически вопросы практического проведения всеобщего обязательного обучения применительно к местным условиям (фабрично-заводского района, поселка, села).

6. Осуществление в кратчайший срок всеобщего обязательного начального обучения связано с рядом крупнейших трудностей. Решительное преодоление этих трудностей может быть достигнуто лишь при условии когда дело проведения всеобщего обучения превратится в массовую общественно-политическую кампанию, опирающуюся на инициативу и самодеятельность всей пролетарской общественности и на широкое использование таких методов работы, как культпоход, соц. соревнование, шефство предприятий над школами, общественные смотры, массовые конференции и т. п.

В целях мобилизации средств и сил в работе по осуществлению всеобщего обучения, ЦК считает необходимым создание при городских и сельских советах и исполкомах, а также при советах фабрично-заводских поселений комитетов содействия всеобщему обязательному обучению, с участием в них отделов народного образования, профсоюзных организаций, комсомола, ОДН, ОДД, активистов культурников из передовых рабочих и колхозников.

ЦК предлагает центральной и местной печати широко развернуть кампанию по вопросам проведения всеобщего обязательного обучения, систематически освещая ход этой работы.

Без опубликования.

1. Принять к сведению, что проведение всеобщего обязательного начального обучения с учетом дополнительных расходов по ликвидации неграмотности среди переростков и обязательной семилетке в промышленных городах и рабочих районах требует на ближайшие три года (1930/31‑32/33 г.г.) ориентировочно 3.600 млн. руб. (по всем источникам покрытия).

2. В отношении 1930/31 г. установить общую сумму расходов на всеобщее обязательное начальное обучение в 1.010 млн. рублей со следующими источниками покрытия этой суммы: 160 млн. рублей — специальная субвенция союзным республикам из бюджета Союза на всеобщее обязательное обучение; 530 млн. рублей по местному бюджету; 45 млн. руб. — по самообложению; 56 млн. руб. — мероприятия НКПС, передаваемые местным бюджетам и компенсируемые доходными источниками от транспорта; кроме того внебюджетные источники в сумме 199 млн. рублей, а именно: 25 млн. рублей от промышленности, 23 — от кооперации, 22 — от профсоюзов, 14 — от прочих источников и 115 млн. руб. за счет трудового участия населения и использования конфискуемых домов кулачества.

3. Придавая особое значение введению всеобщего начального обучения и необходимости обеспечения школы квалифицированными педагогами, установить среднюю тарифную ставку учителя 1‑й ступени на 1930/31 г. в 68 рублей, а также приравнять учительство в отношении натурального снабжения к индустриальным рабочим.

4. Для реального обеспечения плана всеобщего обучения поручить СНК СССР:

a) в соответствии с основными установками по всеобщему обучению дать директивы правительствам союзных республик и местным органам о разработке в срочном порядке планов всеобщего обязательного начального обучения по отдельным районам и нац. автономиям с обеспечением реального финансового покрытия этих планов, а также разработать и издать декреты о порядке осуществления всеобщего обязательного начального обучения;

б) определить минимум необходимых средств, подлежащих отпуску в текущем бюджетном году для подготовки проведения всеобщего начального обучение в будущем учебном году, а также источники их покрытия, обеспечив срочное их раз’ассигнование;

в) предусмотреть по общесоюзной части единого госбюджета на 1930/31 г, специальную субвенцию на мероприятия по проведению всеобщего обязательного начального обучения в сумме 180 млн. рублей;

г) в отношении расходов на 1931/32 и 1932/33 г.г., принимая в основном расчеты комиссии (при возражении со стороны НКФина против размеров ставок заработной платы учителей), уточнить эти расчеты при составлении финпланов и бюджетов на каждый в отдельности год;

д) обеспечить своевременное снабжение начальных школ строительными материалами, оборудованием, учебниками, тетрадями и писчебумажными принадлежностями.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб