На фото — Русские солдаты требуют поместить Николая кровавого в Петропавловскую Крепость, март 1917.
Их требование будет удовлетворено лишь спустя 80 лет.
В 1998 году состоялись торжественные похороны найденных останков в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, предположительно как останков царской семьи.
.
* * *
Обращение Священного Синода.
*
Из речи епископа Рыбинского Корнилия (Попова):
Тяжелым крестом для России, для русского народа было царствование Николая II: сколько крови пролито во время Японской и настоящей войны! Бессильному плохо плохо живется, на него больше нападают. А до бесилия русский народ доведен был старыми правительствами.©(Ярославские губернские ведомости, Ярославль, 1917, №9-10, с. 109-110).
*
Из речи епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) на собрании кадетской партии:
Николай II со своею супругою Александрою так унизили, так посрамили, опозорили монархизм, что о монархе, даже и конституционном, у нас и речи быть не может. В то время, как наши герои проливали кровь за отчизну… Ирод упивался вином, а Иодиада бесновалась со своими Распутиными, Протопоповыми и другими блудниками. Монарх и его супруга изменяли своему же народу.©(Енисейская церковная нива. Красноярск, 1917, №3, с. 20-22).
*
Из послания к пастве архиепископа Таврического и Симферопольского Дмитрия (князя Абашидзе):
Совершилось. Тот, без воли которого и волос не падает с головы нашей, положил предел царствования бывшего Государя. Бесчисленные губительные непорядке, допущенные бывшим правительством, крайне недобросовестно совершавшим свое служение, злоупотреблявшим властью, постоянно вводившим всех в заблуждение, повлекли за собой государственную разруху, расстройство во всех наших делах…© (Таврический церковно-общественный вестник. Симферополь, 1917, №8-9, с. 175-179).
*
Из воззвания епископа Вологодского и Тотемского Александра (Трапицына) и духовенства Вологды к пастве:
Свершилась воля Божия!
В жизни каждого народа бывают такие моменты, когда старые формы государственной жизни, как не отвечающие современным потребностям, рушатся и заменяются новыми.©(Вологодские епархиальные ведомости, Вологда, 1917, №8, с. 105-106).
*
Из проповеди епископа Тихвинского Алексия (Симанского) в Софийском соборе Новгорода:
В последнее время в России… внутри совершались неслыханные измены со стороны тех, кто был призван царем в качестве ближайших сотрудников в управлении государством… Постепенно воздвигалась между царем и народом все более и более плотная стена…
(Новгородские губернские ведомости, Новгород, 1917, №18, с. 2).
*
Обращение архиепископа Тверского и Кашинского Серафима (Чичагова) к членам духовной консистории и благочинным г. Твери:
…Милостию Божиею, народное восстание против старых, бедственных порядков в государстве, приведших Россию на край гибели в тяжелые годы мировой войны, обошлось без многочисленных жертв и Россия легко перешла к новому государственному строю….
(Тверские епархиальные ведомости, Тверь, 1917, №9-10, с. 75-76).
*
Из речи архиепископа Симбирского и Сызранского Вениамина (Муратовского) в кафедральном соборе Симбирска:
…Совершилось величайшей важности историческое событие! Волей Божией наша дорогая и многострадальная Родина вступила на новый путь своей государственной жизни.
Наш Всероссийский корабль был близок к погибели… Кормчие его оказались несостоятельными или по своему невежеству или, вернее, по своей нечестности. Не явись вовремя самоотверженные новые кормчие, я не знаю, что и было бы с нами!
(Симбирские епархиальные ведомости, Симбирск, 1917, №6, с. 75-76).
*
Из проповеди епископа Костромского и Галичского Евгения (Бережкова):
…Величие и мощь народного духа проявились удивительным образом: только плечом повел русский богатырь, и пали вековые оковы, исчезли все препятствия, стеснявшие его шествие по пути к свободе, солнце которой ныне во всем блеске засияло на святой Руси…
(Костромские епархиальные ведомости, Кострома, 1917, №7, с. 119).
*
Из проповеди епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (князя Ухтомского) в Казанском соборе Петрограда:
…Кончилась тяжкая, грешная эпоха в жизни нашего народа. В эту эпоху – все грешили: лгали, льстили, насиловали народ и в слове, и в деле… Теперь началась великая эпоха новой жизни…. Наступили дни чистой народной жизни, свободного народного труда; зажглась яркая звезда русского народного счастья. Самодержец погиб и погиб безвозвратно, но вместо самодержца пусть великий Вседержитель царствует над нами.
(Уфимские епархиальные ведомости, Уфа, 1917, №7-8, с. 193-196).
*
Из статьи епископа Уфимского и Мензелинского Андрея:
…Режим правительства был в последнее время беспринципный, грешный, безнравственный. Самодержавие русских царей выродилось сначала в самовластие, а потом в своевластие, превосходившее все вероятия. Самодержавие не охраняло чистоты православия и народной совести, а держало святую Церковь на положении наемного слуги.
Церковь подверглась явному глумлению. Она была заменена пройдохами, ханжами и т.п. С голосом Церкви не только не считались, но явно им пренебрегали.
(Уфимские епархиальные ведомости, Уфа, 1917, №5-6, с. 138-139).
*
Речь епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского):
Божией волей и волей народа дорогая наша Родина вступила на новый исторический путь. Обновленная и свободная Россия светло ликует и торжествует ныне…
(Екатеринославские епархиальные ведомости, Екатериносла,, 1917, №8, с. 108).
*
Из резолюции Полтавского епархиального съезда духовенства и мирян:
Старый порядок был гибельный для церкви и государства, для народа и духовенства, он душил все живое и возврата к прежнему порядку не может быть никогда. Необходимо добиваться учреждения в государстве демократической и федеративной республики.
(Владивостокские епархиальные ведомости, Владивосток, 1917, №3150, с. 3).
*
Из статьи епископа Нарвского Антонина (Грановского):
… грех православия в том, что его доселе заставляли нести солдатскую охрану государственного режима. Священное горение сердец были культивируемы на пропаганду и защиту общественного строя, именуемого «самодержавием». Этот полицейский мотив убил церковную искренность… Православие и самодержавие не только органически не связаны между собою, напротив, они взаимно отталкивают друг друга.
(Слово. СПб., 1905, №330, с. 5-6).