Свежие комментарии

  • Александр
    Никакого вреда от ГМО до сих пор не обнаружено.Голод 1230 года —...
  • КУАТ
    На "Пульсе" дал ссылку на сайт. Может кого-то заинтересует.Наказание женщин ...
  • Алексей Наседкин
    Хоть это, коли не способны на более полезные открытия.В Новгороде найде...

Женские божества пермского звериного стиля

Среди героев пермского звериного стиля кого только ни встретишь, но особое место в нем занимают богини с элементами хищных птиц и зверей в своем облике – грозными клювами, мощными крыльями и острыми когтями на ногах или руках. Ко всему прочему, еще и стоящие на ящерах, лосях и пауках.

Эти персонажи связаны с пермской мифологией. Древние племена Прикамья верили в существование трех миров: Верхнего небесного, Срединного земного и Нижнего подземного. И большой властью в этих мирах обладали женские божества, они же могли влиять на судьбы простых смертных. Композиции на бронзовых пластинах с изображениями богинь всегда состоят из трех частей (по количеству миров), поэтому "читать" их удобнее сверху вниз.

Многоликая богиня на ящере (или бобре)

Прорезная пластина с изображениями животных и орнитоантропоморфных персонажей. VIII–IX вв. н.э. Собрание Чердынского краеведческого музея

Прорезная пластина с изображениями животных и орнитоантропоморфных персонажей. VIII–IX вв. н.э. Собрание Чердынского краеведческого музея

В этом трехголовом женском божестве некоторые исследователи видят черты Тарэн, богини войны, опустошительных пожаров и безумия у хантов и вогулов:

"Три Лика у девы Тарэн, потому что огонь горит во всех трех мирах: во дворцах небесных богов, в жилищах людей и в подземельях Нижнего мира".

Над головами грозной богини – хищные птицы. На руках и ногах – острые когти, а стоит она то ли на ящере, то ли на бобре, которые охраняют границу нижнего, хтонического мира.

Богиня на лосях

Прорезная пластина с барельефными антропоморфными и зооморфными фигурами VI–VII вв. н.э. Собрание Чердынского краеведческого музея

Прорезная пластина с барельефными антропоморфными и зооморфными фигурами VI–VII вв. н.э. Собрание Чердынского краеведческого музея

Одноликая богиня с солярным символом стоит в окружении прильнувших к ней людей. Над их головами – лоси (а может, единороги). Под ногами богини – тоже лоси, вероятно, принесенные ей в жертву. Скорее всего, почиталась как богиня огня, но не разрушительного и несущего смерть, а мирного и укрощенного.

Богиня на пауках

Прорезная пластина с антропоморфными, зооморфными и орнитоморфными фигурами VII–VIII вв. н.э. Собрание Чердынского краеведческого музея

Прорезная пластина с антропоморфными, зооморфными и орнитоморфными фигурами VII–VIII вв. н.э. Собрание Чердынского краеведческого музея

Эта крылатая богиня считалась покровительницей рода, заступницей перед верховным создателем. Наверху – собственно лик владыки небесного мира. На крыльях богини стоят ее сыновья: полулюди-полуптицы. У ее ног – люди, взывающие о покровительстве. Стоит женское божество на пауках, которые ткут паутину в подземном царстве. По ней, как по мосту, души умерших смогут переправиться над кипящей рекой (под пауками видны волны этой реки). Во всяком случае, именно так интерпретируют эту композицию исследователи пермской мифологии.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх