СИНЯЯ БОРОДА

 

  Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Ре, граф де Бриен, сеньор д`Ингран и де Шанту, потомок старинных и влиятельных родов, маршал Франции, один из вернейших сподвижников Жанны д`Арк.

СИНЯЯ БОРОДА

    Он должен был стать одним из национальных героев Франции, но вместо этого больше всего ассоцируется с персонажем сказки Шарля Перро и фольклорных баек  — Синей Бородой.
СИНЯЯ БОРОДА

    Где правда, и где вымысел? Давайте попробуем разобраться.

  Составлено в Нанте 29 июля 1440 года:

  «Всех тех, кто сии послания увидит, мы Жан, с Божьего соизволения и по милости Святого Апостольского Престола, епископ Нантский, благославляем именем Господа нашего и просим доверять послниям сим.
    Настоящими посланиями да уведомим, что посещая приход св. Марии в Нанте, где Жиль де Ре нижеупомянутый часто бывает в доме, обыкновенно называющемся Ла-Сюз, ибо он прихожанин помянутой церкви, и посещая иные приходские церкви, ниже указанные, столкнулись мы вначале со многими слухами, а вслед затем с жалобами и заявлениями немалого числа людей добрых и благоразумных, показания коих подтверждены были свидетелями и иными осмотрительными, благоразумными людьми, не вызывающими подозрения.
    Посещая по долгу нашему эти самые церкви, мы кропотливо их обследовали, и из поазаний, между прочим, с достоверностью убедились, что дворянин, мессир Жиль де Ре, рыцарь, сеньор помянутой местности и барон, наш подданный и нам подсудный, вместе с некоторыми из своих соощников, зарезал, лишил жизни и истребил бесстыднейшим образом множеств невинных отроков, что он предавался с этими детьми противоестественному сладострастию и греху содомскому, часто совершал ужасные заклинания демонов, приносил им жертвы, заключал с ними договоры и совершал иные тяжкие преступления, что нам подсудны; и мы узнали из расследования посланников наших и доверенных лиц, что помянутый Жиль содеял и совершил вышеуказанные преступления и иные учинил оргии как в нашей епархии, так и во многих иных областях, к ней относящихся.
    По поводу каковых проступков помянутый Жиль де Ре был обвинен и ныне обвиняется людьми серьезными и благонадежными. Дабы предотвратить всяческие сомнения по этому поводу, составили мы настоящие послания и скрепили их своей печатью».

  С этого документа началась заключитльная часть довольно короткой — 36 лет, — но весьма богатой событиями жизни Жиля де Ре.

    Он был богат. Правда, злые языки утверждали, что значительная часть его огромного остояния за последние годы перекочевала в карманы тех, кто торговал свинцом, ртутью, бромом, акульими зубами и другими материалами, совершенно необходимыми для получения философского камня.

  Он был образован. В эпоху, когда многие знатные люди не вполне твердо писали свое имя, он знал несколько языков, много читал, владел прекрасной библиотекой, на пополнение которой тратил большие средства.

  Он был дерзок. Женился на двоюродной сестре, что не одобрялось церковью, тайно венчался, а затем выпросил у папы прощение. Женитьба значительно увеличила его владения и упрочила его знатность: благодаря браку он стал свойственником дофина, будущего короля Карла VII.

    Он был смел и искусен в военном деле, что неудивительно, ведь он был внучатым племянником великого Бертрана Дюгеклена, «грозы англичан». Поверив в миссию Жанны д`Арк, он стал одним из наиболее эффективных командиров ее войска, сыграв значительную роль в снятии осады с Орлеана и в сокрушительном разгроме англичан при Пате. В Реймсе после коронации Карла VII 25-летний полководец стал маршалом Франции и получил право добавить в свой герб знаки, свидетельствующие об особой королевской милости.

    После пленения Орлеанской девы именно Жиль де Ре предпринимал наиболее последовательные попытки освободить ее, во главе своего отряда предприняв наступление на Руан, где шло судилище. Он опоздал. Жанну казнили…

СИНЯЯ БОРОДА

    Вероятно, это сочетание качеств и привело маршала на скамью подсудимых.
    Его богатство не могло не вызвать недобрых чувств у его сеньора, герцога Бретонского. Суд был еще в разгаре, а тот повелел поменять межевые знаки на границах барона с тем, чтобы земли «колдуна, убийцы и распутника» отошли сыну герцога.
    Его дерзость вызвала враждебное отношение короля: во-первых, Жиль де Ре почтитльно просил вернуть ему немалые средства, затраченные на то, чтобы привести дофина в Реймс, а во-вторых, он подозрительно радушно принимал у себя в замке сына Карла, будущего Людовика XI, интриговавшего против отца.
    Его образованность и склонность к наукам не могла не создать ему репутацию чернокнижника. А тут еще и дети в окрестностях замка пропадают…

СИНЯЯ БОРОДА

  Надо заметить, что в те времена во Франции ежегодно пропадали примерно 20 тысяч детей. Большинство из них убегали из дома в поисках лучшей жизни и приключений, многие становились жертвами семейного насилия или добычей грабителей, когда ходили собирать милостыню; кого-то похищали с целью продажи в бордели (именно там за два с лишним века до описываемых событий оказалась немалая часть участников «Крестового похода детей», добравшихся до Италии, но не дождавшихся, что море расступится перед ними).

СИНЯЯ БОРОДА

  В момент выдвижения первого обвинения против  Жиля де Ре в распоряжении епископа Нантского было только одно заявление от родителей пропавшего ребенка, которое косвенно указывало на баронский замок как место пропажи. Однако затем подобные жалобы посыпались пачками, что неуждивительно: родители исчезнувших мальчиков и девочек, помимо прочих соображний, рассчитывали на компенсацию.

    Впрочем, алхимией маршал, несомненно, занимался.

СИНЯЯ БОРОДА

  Об этом свидетельствует хотя бы то, что в замке у него несолько лет жили и работали Жан де Силле и Франческо Прелати, обнаруженное в принадлежащих ему помещениях оборудование, да и собственное заявление обвиняемого, следанное им в самом начале процесса, еще до пыток и отлучения: он признался в чтении одного алхимического сочинения, разговорах на алхимические темы и постановке опытов.
    Само по себе это тянуло на церковное покаяние.
    Но обвиняли-то его в связях с дьяволом, в убийстве детей и ужасающем разврате…

СИНЯЯ БОРОДА

    Главные пункты обвинения были подсудны разным судам. Все, что касалось связи с дьяволом и прочего чернокнижничества, подлежало ведению инквизитора Бретани Жана Блуэна. Содомский грех и прочие извращения находились в юрисдикции епископального суда епископа Нантского Жана де Малеструа. Наконец, убийства подлежали сеньориальному светскому суду, находившемуся в ведении герцога Бретонского Жана V.
    Сочетание трех юрисдикций и трех процессуальных моделей было чрезвычайно удобным для достижения конечной цели: сеньориальный суд не мог применять пытку, а инквизитор — мог, церковный суд не мог казнить раскаявшегося грешника, а светский мог казнить убийцу, независимо от раскаяния.
   
    Что и было исполнено.
    Жиль де Ре был казнен 26 октября 1440 года в Нанте.

СИНЯЯ БОРОДА

    В XV веке в ходе расследования прилагались значительные усилия к тому, чтобы найти останки жертв, ведь маршал Жиль де Ре под пыткой признался аж в восьмистах убийствах, хотя ему милостиво «скостили» до 150. Услилия успехом не увечались. Тогда слуги признались, что по приказу своего господина уничтожили все следы.
    Современная криминалистика скептически относится к возможности быстро и бесследно избавиться от останков полутора сотен людей. Современные археологи перерыли все, что можно, в замке Тиффож (развалины замка сохранились о наших дней), но нашли только скелеты двух взрослых людей, вряд ли имеющих отношение к тем событиям.

СИНЯЯ БОРОДА

    Полемика о виновности Жиля де Ре обострилась в ХХ веке.

    В 1992 году по инициативе адвоката и масона Жана-Ива Го-Бриссоньера и писателя Жилбера Пруто состоялся общественный «пересмотр» процесса 1440 года. Жиль де Ре был оправдан. Юридического значения это решение не имеет, но аргументы защиты позволяют усомниться в выводах судей XV века.

    Широко известно, что история Жиля де Ре легла в основу знаменитой сказки Шарля Перро «Синяя борода».
    Правда, Синяя борода убивал чрезмерно любопытных жен, а маршал, у которого была всего одна жена, — ни в чем не повинных детей, да и то, это далеко не факт. Но народное сознание способно еще и не на такие перемены обстоятельств.

    И вообще-то, у Жиля де Ре борода было не синей, а темно-русой…

СИНЯЯ БОРОДА

    К тому же, неутомимые исследователи нашли бретонские варианты сказки (сюжет которой, кстати, был общеевропейским), которые восходят к легенде о Кономоре Проклятом, бретанском графе VI века  и короле Думнонии, якобы убившем четырех своих жен, причем четвертая (Трифина) незадолго до своей смерти обнаружила тела трех предыдущих.

СИНЯЯ БОРОДА

    Сергей Воробьев.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб