РУССКИЕ БОГИ – КТО ОНИ?

Автор: ВЕРА КОМАРОВА

МЕЧТЫ О ТАИНСТВЕННОЙ ДРЕВНОСТИ

Каждому человеку свойственно хотя бы в малейшей мере интересоваться прошлым, будь то прошлое его семьи, родного города или страны. Закономерен интерес к истории и в кругах защитников Отечества: Родина существует не только здесь и сейчас, но и в значительной, если не в большей степени, является совокупностью воспоминаний, дорогих сердцу каждого воина.

РУССКИЕ БОГИ – КТО ОНИ?

Однако есть у любви к истории одна особенность: прошлое (особенно далекое прошлое, иначе говоря, древность) представляется нам образцом идеальной жизни, эдаким «золотым веком» человечества, когда люди были чисты и могучи, их связь с природой и Богом теснее, их традиции загадочнее, а решение проблем — проще.

Древность оказывается тем более привлекательна, чем меньше мы о ней знаем. Взять, к примеру, вопрос о происхождении «национальной» славянской письменности (IX век). Мне случилось быть на лекции, посвященной истории возникновения и развития двух славянских азбук (так называемых «кириллицы» и «глаголицы»), где подробно обсуждалась тема первичности глаголицы относительно кириллицы, говорилось о том, что глаголицу изобрел Кирилл, а кириллицу — чуть позже его ученики и т. д.

Так вот, в конце полуторачасовой лекции один из любителей древности встал и, недоумевая, спросил: «Так я не понял, а какая письменность была у славян до Кирилла и Мефодия?» И лектор снова начал объяснять, что до IX века письменности у славян не было, что богослужения проводились на греческом, что в 864 году солунские братья Кирилл и Мефодий получили заказ на изобретение азбуки, пригодной к записи славянского языка, от моравского князя Ростислава… Мечты о таинственной древности просто так не отпускают.

«ВЕЛЕСОВА КНИГА». МИСТИФИКАЦИЯ

Особенно трудны взаимоотношения с древностью в наше время. Если в СССР история была одна на всех, утвержденная Партией и Государством, то сейчас можно самому выбрать, в какой ее вариант верить: точки зрения разнятся от учебника к учебнику. Академическая наука считает, что так и должно быть, что только в споре рождается истина, но непрофессионал в этом море вариантов может и утонуть.

На проблему выбора накладывается и всеобщее увлечение субкультурами: ведь это так романтично — собраться в ночь на Ивана Купалу возле костра, раздеться донага и прыгнуть через огонь, как у Тарковского в фильме «Андрей Рублёв»! Однако давайте, не отрицая привлекательности ночных посиделок у огня, все же попробуем отделить мух от котлет.

В наше время большой ажиотаж вызывает в некоторых кругах так называемая «Велесова книга»: якобы составленный новгородскими языческими жрецами в IX веке (за сто лет до Крещения Руси) сборник преданий, легенд и молитв, повествующий об истории славян аж со II тысячелетия до н.э.

Церковь Покрова на Нерли середины XII века. Одна из жемчужин Владимирской Руси
Церковь Покрова на Нерли середины XII века. Одна из жемчужин Владимирской Руси

Согласно этому тексту, славяне вышли из Индии, прошли через Ближний Восток, попали в Карпаты и уже оттуда переселились на территорию Киевской Руси. В «Велесовой книге» прославляются многочисленные боги индийского и славянского пантеонов, а также древние князья, полководцы и их знаменательные победы над врагами.

Название «Велесова книга» неточно: в самом тексте сочинение именуется «Влескниго». Оно было впервые опубликовано в 1954 году в Сан-Франциско в эмигрантском журнале «Жар-птица» русским поэтом и любителем древностей Юрием Миролюбовым.

Миролюбов рассказывал, что списал поэму с нескольких десятков деревянных табличек, показанных ему в Брюсселе другим русским эмигрантом, белым офицером и художником Фёдором (Али) Изенбеком. Тот якобы нашел их в годы Гражданской войны в разоренном дворянском имении и вывез в Бельгию.

На протяжении 1920-1930-х годов Миролюбов расшифровывал и копировал таблички (утверждалось, что они написаны докириллическим славянским алфавитом), в 1941 году Изенбек умер, а дощечки исчезли. Все, что осталось в нашем распоряжении, это машинописная копия книги (правда, тексты в этой копии и в первой публикации почему-то сильно разнятся) и единственная фотография одной из табличек (по заключению официальной экспертизы, сделанная с прориси на бумаге).

Архив Изенбека до наших дней сохранился: вдова художника передала его Украине; однако никаких дощечек там найдено не было.

Первая публикация «Велесовой книги» наделала большого шума. Живший в Австралии русский эмигрант, биолог по образованию, Сергей Парамонов (Лесной) послал ее текст в Славянский комитет в Москву. В 1960 году в журнале «Вопросы языкознания» был опубликован однозначный ответ, базировавшийся на результатах анализа языка присланного сочинения: «Велесова книга» — подделка.

Язык книги действительно представляет из себя смесь польских, чешских, болгарских, сербских, украинских и русских слов, причем не старых, а новых, таких, какими они сложились к XX веку. Одни и те же слова в «Велесовой книге» написаны десятками взаимоисключающих способов, а некоторые вообще не существовали ни в одном славянском языке: их автор сам сконструировал.

Другими словами, Миролюбов (по всей видимости, автором был именно он) сделал стилизацию древнерусского текста, но сделал ее безграмотно, без учета истории развития славянских языков (предмета, к слову сказать, хорошо изученного и вполне точного).

По этой же причине не существует общепринятого перевода «Велесовой книги» на современный русский язык: несуществующие словоформы можно переводить, как тебе хочется, все варианты будут одинаково неправильными. Так, ее самый популярный перевод, выполненный Александром Асовым (творческий псевдоним — Бус Кресень), в конце концов был отринут самими же сторонниками подлинности этого сочинения.

РУСИЧИ ИЗ ФЭНТЕЗИ

Выдумку Миролюбова можно понять: он старался поддержать патриотические настроения в эмигрантской среде. Можно понять и всплеск популярности «Велесовой книги» в середине 1970-х годов — упадок идеологической системы, развал Железного занавеса и последовавшее за ними повальное увлечение хиромантией, телекинезом и целительством подвели людей к идее о том, что вердикт лингвистов был просто «заказан» властями.

Но в наше время отсутствия государственной марксистско-ленинской идеологии этот спор можно было бы закончить раз и навсегда: в конце концов, за все эти годы ни один специалист в области археологии, истории, этнографии или лингвистики «Велесову книгу» подлинным древнерусским сочинением не признал.

Вот как высказывается о ней ведущий российский специалист по древнерусскому языку Андрей Зализняк (кстати, его ежегодные открытые лекции о берестяных грамотах потрясающе увлекательны и при этом достоверны с научной точки зрения): «Поддельность этого сочинения не вызывает у профессиональных лингвистов никакого сомнения. […]

Сочинитель был крайне невежествен в том, что касается древних языков, не имел никакого понятия о том, как языки изменяются во времени. […]

К сожалению, как и в случае с другими сочинениями лингвистов-любителей, фальшь здесь хорошо видна только профессиональным лингвистам. Неподготовленный читатель и ныне может оказаться в плену примитивных выдумок о том, как древние русичи успешно сражались с врагами уже несколько тысячелетий тому назад».

Печально, но факт: несмотря на явно поддельный характер, «Велесова книга» проникает время от времени на страницы школьных и вузовских учебников, молодежь учится воспринимать ее как исторический источник, содержащий достоверную информацию о прошлом наших предков.

Неоязычники проводят обряд на днепровском острове Хортица (Запорожье)
Неоязычники проводят обряд на днепровском острове Хортица (Запорожье)

Все еще выходят новые издания и переводы «Велесовой книги», по ее мотивам пишется фэнтезийная литература (например, серия «Сварожичи» авторства Г. Романовой). «Велесова книга» стала важнейшим источником наивных и безграмотных суждений и о языческой религии восточных славян.

«Велесова книга» называет множество славянских божеств, самыми важными из которых следует признать Триглава (единого в трех лицах Сварога, Перуна и Свентовита), Матерь Сва и, разумеется, Велеса. Однако письменных источников, которые подтверждали бы существование вообще каких-либо божеств в восточнославянском пантеоне, крайне мало.

Во-первых, у славян до IX века не существовало «национальной» письменности. Во-вторых, язычество, в отличие от христианства, не является религией Слова и не нуждается в своем Священном Писании. О верованиях восточных славян можно судить лишь по вариантам «Повести временных лет» (XII век) и «Слову о полку Игореве» (которое, кстати, с увлечением изучал Миролюбов). Есть еще некоторые источники по язычеству западных славян, но «Велесова книга» игнорирует существование как западных, так и южных славянских ветвей.

РЕАЛЬНЫЕ ДРЕВНИЕ БОГИ

Какие же боги из «Велесовой книги» совпадают с названными в подлинных текстах?

Важнейший из них — Перун. Ученые считают Перуна богом общим для всех индоевропейцев (а славяне — индоевропейцы), богом-громовержцем и покровителем воинов. Его именем, согласно «Повести временных лет», клянется князь Святослав Игоревич при заключении договора с греками: «Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота».

Перун также в качестве главного бога входит в пантеон князя Владимира («официально» установленный в 980 году список божеств, идолы которых были поставлены «за теремным двором» в Киеве для всеобщего поклонения). Остаточную память о нем можно найти и в наши дни: у белорусов «перуном» называется молния, а на Русском Севере — камень, по поверьям, образующийся на месте, где молния ударяет в землю.

Велес, он же Волос, называется в «Повести временных лет» богом скота. Он не входит во Владимиров пантеон, потому что противопоставлен Перуну; но упоминается еще в «Слове о полку Игореве»: Боян, вымышленный мастер эпического пения, назван там «Велесовым внуком». Есть предположение, что Волос считался также богом царства мертвых и имел змееподобный облик.

В наши дни «волосовой бородой» у восточных славян называются последние, специально не сжатые с поля колосья пшеницы или ржи, которые потом заносят в избу для обеспечения урожая на будущий год.

Единственное упоминание о Свароге встречается в варианте «Повести временных лет» по «Ипатьевской летописи»: по словам летописца, так называли египетского фараона Феосту, почитаемого его народом за бога за учреждение кузнечного ремесла и брачного института.

Под Феостой подразумевается греческий бог-кузнец Гефест, а весь этот фрагмент заимствован из византийской хроники Иоанна Малалы (VI век, переведена на древнерусский в X столетии), которая славится своими неточностями и анахронизмами. О значении самого имени ученые до сих пор спорят, так как никаких данных о нем, кроме этого фрагмента, нет.

Согласно одной из трактовок, это слово происходит от праславянского *svara. Имя «Сварог», таким образом, приобретает значение «спорящий» или «наказующий» и является, что называется, «говорящим» прозвищем. В целом логично, если вспомнить контекст, в котором оно упоминается: «Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели себя воздержанно, а кто впадет в прелюбодеяние, тех казнить повелевал. Поэтому и прозвали его бог Сварог».

Согласно другой трактовке, летописец сконструировал Сварога, опираясь на ошибочное понимание названия ритуального огня как отчества: сварожич = сын Сварога.

Выходит, что такого бога, как Сварог, восточные славяне не знали.

 

РУССКИЕ БОГИ – КТО ОНИ?
«Велесова книга» якобы была составлена новгородскими языческими жрецами в IX веке

В этом же фрагменте «Повести временных лет» упоминается Сварогов сын «по имени Солнце, которого называют Даждьбогом». Он входит в пантеон князя Владимира и назван также в «Слове о полку Игореве»: русичи зовутся там внуками Даждьбога.

Поскольку упоминания эти друг от друга независимы, существование Даждьбога можно считать доказанным. Помимо солярных функций, у этого бога явно были и «распределительные», — это ясно из его имени.

Во Владимиров пантеон входят еще несколько божеств: это Хорс (бог Солнца, дублирующий Даждьбога) и Симаргл (существо в виде полусобаки-полуптицы или птицы вроде грифа), Стрибог и единственная языческая богиня женского пола Мокошь.

О Хорсе и Симаргле следует сказать то, что персонажи эти — иранского происхождения (в состав Русского государства в то время входили некоторые иранские племена), они были включены Владимиром в «официальный» список для поклонения для демонстрации «широты» его владений. Славяне им не поклонялись!

Бог Стрибог, как и Даждьбог, имел функции распределения богатств (его имя родственно глаголу «простирать»). Но в «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками, из чего делается предположение, что под Стрибогом понималась какая-то одушевленная сила природы (например, ветер).

Последний, женский бог Владимирова пантеона — Мокошь. Она названа в «Повести временных лет» без какой-либо детализации; однако в современных верованиях восточных славян Мокошь представляется как мифологическое существо (кикимора или ведьма), тем или иным способом запрещающее женщинам прясть, стирать, иметь супружеские отношения в неурочное время.

Что касается Триглава и Свентовита, то такие божества известны по западноевропейским хроникам  о славянах, живших на Балтике. Триглав там описывается как божество с тремя головами на черном коне, а Свентовит — с четырьмя головами на белом коне.

Существует предположение, что Свентовит и Перун — один и тот же бог, только с разными именами: их функции покровительства воинов и верховенство над остальными богами совпадают. Триглав же, вероятно, «заведовал» магико-юридической сферой.

А вот о трех «равновесных мирах», названных в «Велесовой книге»: Явь («мир людей и живых существ»), Правь («мир богов») и Навь («загробный мир»), а также о Матери Сва («покровительнице земель Русских, прародительнице всех Родов Русских») — никакие летописцы и хроникеры никогда не писали: ни славянские, ни иностранные.

ЧТОБ КАК У ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

Ситуация с откровенно выдуманными божествами, впрочем, не нова, — таких можно перечислить великое множество: Белобог, Белун, Весна, Дева, Заря, Ярило, Коляда, Купала, Лада, Леля, Морена, Лера, Долерия и далее по списку.

Одни из этих «богов» возникли из-за неверно воспринятого припева народных календарных песен (коляда, лада, леля, лера, долерия); другие от названий обрядовых фигур, которые изготовляют, носят, а затем сжигают, чтобы вызвать дождь (ярило, морена); третьи — из неправильно понятых образов в народном творчестве (весна, заря).

Вообще, «достраивать» и «дотягивать» славянский языческий пантеон до разветвленного греческого или римского было очень модно уже в XIX веке. Правда, не все сочинители занимались мистификациями, подобно Миролюбову. Некоторые, как профессор Дерптского университета Григорий Глинка, написавший в 1804 году «Древнюю религию славян», открыто признаются в полетах своей фантазии: «Описывая произведение фантазии или мечтательности, я думаю, что не погрешу, если при встречающихся пустотах и недостатках в её произведениях, буду наполнять собственною под древнюю стать фантазиею. Правда, стершиеся или слинялые места в древних картинах, подправленные новыми красками, хотя и на старинную стать, уменьшают цену картин; но лучше ли ничто, нежели что-либо? […]

Я переселяюсь в пространные и разнообразные области фантазии древних Славян; бродя по ним, стану собирать всецелые мечтательные идеи и малые их частицы, и сии последние сообразуясь их устроению, дополнять материалами сего же царства и по законам воображения или мечтания».

Впрочем, я понимаю, что основанием новомодной религии XXI века может быть любой текст, хоть инструкция к электрочайнику. Но хочется все-таки, чтобы ее адепты не занимались при этом фальсификацией и подлогом исторических фактов.

Подполковник Дмитрий Макаров, ветеран спецподразделений «Альфа» и «Сигма»:

— Вы можете себе представить, чтобы нынешние греки стали бы требовать возвращения к «языческим богам» Олимпа? Нет, представить, конечно, это можно, вот только сами эллины «почему-то» не горят желанием молиться на Акрополе и в многочисленных святилищах, которые они тщательно оберегают как великое историческое наследие и объекты паломничества туристов. Их главной святыней и духовным центром является православный Афон.

 

Одна из копий «Збручского идола» — четырёхгранного каменного столба, найденного в 1815 году на территории нынешней тернопольской области Украины
Одна из копий «Збручского идола» — четырёхгранного каменного столба, найденного в 1815 году на территории нынешней тернопольской области Украины

А почему «не возвращаются»?.. Да потому что античный период был на

чальным классом их духовного развития и государственности, за которым последовали, образно говоря, средняя и высшая школа — Византийская империя, явившая миру высочайшие взлеты во всех областях человеческого бытия.

Крещенная греками, Русь вышла из Киевской днепровской купели. Отсюда наш великий духовный исток, позволивший создать и сохранить, несмотря на тотальные войны и внутренние смуты, архетип Святой Руси, давший нам сонм героев и великих подвижников, известных и неизвестных.

Подобно тому, как мудрый, да просто здравый человек не отказывается от своего юношеского ученичества, не хулит и не отрекается от него, так и современные греки — они гордятся своим языческим периодом. Однако они не пытаются «впасть в детство», разрушая в угоду врагам все, что было достигнуто после в ходе титанического труда, героических побед, а также множества бед и лишений. 

 

Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб