Отвращение к каннибализму — явление не биологическое, а культурно-социальное

Отвращение к каннибализму - явление не биологическое, а культурно-социальное

Отвращение к каннибализму — явление не биологическое, а культурно-социальное

На вопросы отвечает Александр Владимирович Марков
Зав. кафедрой биологической эволюции биологического факультета МГУ, д.б.н.

1) В рубрике «Эксперты отвечают » при ответе на вопрос, связанный с горизонтальным переносом генов, есть фраза «Насколько это известно, случаи горизонтального переноса у млекопитающих вообще чрезвычайно редки. Для человека доказано штуки три прецедента.» Что это за прецеденты? Я так понимаю, это какие-то естественные случайные процессы и речь не идёт о лабораторном эксперименте?

Мне ничего не известно о выявленных случаях горизонтального переноса генов у человека. Конечно, если не считать геномы ретровирусов, периодически встраивающиеся в наши хромосомы. Фрагменты ретровирусных геномов, подвергавшиеся «молекулярному одомашниванию», могли сыграть заметную роль в антропогенезе. О чем свидетельствуют вот эти исследования:
ссылка 1, ссылка 2.

2) В большинстве человеческих культур закрепилось отвращение к каннибализму. Я полагаю, это связано с тем, что каннибализм несёт какую-то опасность, либо менее выгоден с эволюционной точки зрения, по сравнению с другими пищевыми предпочтениями. Однако внятно изложенных причин я найти не смог. В связи с каннибализмом часто упоминается опасность, связанная с инфицированием прионами, однако механизм я так и не понял: чем отличается поедание мяса представителя своего вида, от, например, говядины? Другое часто встречающееся объяснение – социальное, связанное со снижением внутривидовой агрессии. Описание механизма, опять же, найти не смог.

Мне кажется, отвращение к каннибализму — явление не очень древнее и не всеобщее. Искать ему объяснения в биологической эволюции, эволюционной психологии вряд ли стоит. Еще не так давно у очень многих традиционных народов каннибализм вполне процветал. В Новой Гвинее, в Океании, в Америке… Так что отвращение к каннибализму — явление не биологическое, а культурно-социальное. Механизмы формирования нравственных норм в ходе культурной эволюции — тема интересная, но я в ней не специалист.

3) Часто говорится о том, что коренное население обеих Америк страдало от болезней, завезённых европейцами. В разных статьях степень опасности этих завезённых болезней оценивается по-разному, но тем не менее, похоже, что европейские болезни оказывали влияние на индейцев. Почему же тогда ничего не говорится о болезнях американского континента, к которым были уязвимы европейцы, но невосприимчивы аборигены? Почему известно про эпидемию чёрной оспы среди индейцев, но отрывочные упоминания о чём-то, что называли как-нибудь вроде «лихорадки» не описывают картины эпидемии среди переселенцев или, тем более, в европейских метрополиях?

Если не ошибаюсь, у Даймонда в «Ружьях, микробах и стали» говорится кое-что об этом.

Во-первых, конечно, американские болезни косили европейцев, и еще как.

Из-за этого некоторые районы Центральной Америки и Африки долгое время оставались практически недоступными для европейских колонистов. Прежде всего это желтая лихорадка и малярия (к последней, по крайней мере, у местных популяций какая-никакая устойчивость имелась, вспомнить хоть ту же серповидно-клеточную анемию). Из-за желтой лихорадки, если память мне не изменяет, срывались первые попытки построить Панамский канал. До тех пор, пока там не поборолись основательно с переносчиками — комарами, европейцы в этом районе практически не выживали. Кроме того, есть довольно убедительная теория об американском происхождении сифилиса. Первое время эта болезнь, попав в Европу, прямо-таки выкашивала людей.

Во вторых, можно предположить, что в целом при таких «столкновениях цивилизаций» преимущество должна иметь та популяция, которая до этого дольше существовала в условиях высокой численности, скученности, что способствует эпидемиям — и, как следствие, выработке устойчивости. В этом смысле преимущество было на стороне европейцев.

4) Существует такое понятие, как степень родства. Эту степень можно установить в ходе генетической экспертизы. Возможно ли по результатам экспертизы различить родственную связь при одинаковой степени родства? Например отличить пару «мать-дочь» от пары «сестра-сестра» (и в том, и в другом случае степень родства 1/2)?

Интересный вопрос. В принципе — да, возможно. У дочери в каждой паре гомологичных хромосом одна хромосома, полученная от матери, будет полностью состоять из материнских последовательностей ДНК, а вторая (полученная от отца) будет сильно отличаться от материнских последовательностей. Т.е. в каждой паре одна хромосома дочери будет гораздо сильнее похожа на материнские хромосомы, чем вторая. А у сестер сходства и различия будут распределены по гомологичным хромосомам более равномерно. Кроме того, у сестер одна из двух Х-хромосом (полученная от отца) будет абсолютно одинаковой по всей длине.

 

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб