Свежие комментарии

  • злодей злодейский
    нет ничего тупее чем натыкать сканов с книги.ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • абрам вербин
    Можно покрупней сделать текст?ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • Михаил Ачаев
    Не было тогда всемирной китайской фабрики, всё стоило дорого.Сколько будет сто...

Восстание под предводительством С.Т. Разина. 1670 - 1671. Современные гравюры С.Т. Разина. Иконографическая заметка Н. Постникова. 1904

Вопрос о достоверности изображений С.Т. Разина XVII в. не потерял актуальности и в наши дни. Наиболее близким к оригиналу, возможно, был гравированный портрет работы П. Фюрста, появившийся в 1671 г

 

Восстание под предводительством С.Т. Разина. 1670 - 1671. Современные гравюры С.Т. Разина. Иконографическая заметка Н. Постникова. 1904
Разин, Степан Тимофеевич. Гравюра П. Фюрста. 1671

 

Стенька Разин в гравюрах его современников. Иконографическая заметка Н. Постникова

Личность Стеньки Разина, донского казака, который со своею шайкою удальцов наводил страх и ужас в царствование Алексея Михайловича по всему Дону — сильно интересовала Западную Европу в XVII веке.

Его считали главою крупного народного движения, которое легко могло кончиться отложением всего Донского края от Москвы. Появились подробные описания «подвигов» и выходок Разина. Из уст в уста передавалось, как атаман-разбойник в порыве радости бросил свою любовницу-персиянку в Волгу, желая отблагодарить чем-нибудь реку, наделившую его честью и славою (рассказ немца Страуса, очевидца бунта Разина). Рассказывали про удивительное обаяние личности отважного казака среди народных масс, сообщалось предание о том, как царицынские пушки не выстрелили, когда воеводы хотели открыть огонь по знаменитому атаману, как гордо и заносчиво относился Стенька к посланцам московских воевод, как он сам сбросил воеводу Прозоровского с колокольни в Астрахани, как казнил своих врагов и т.

 д. В воображении Запада, Стенька Разин уже казался чуть ли не царем московским, усердно исполняющим свой завет — истребить бояр, дворян, приказных людей, искоренить всякое чиноначалие и власть и установить во всей Руси казачество и всеобщее равенство.

Интерес к личности Разина усиливался еще рассказами о его будто бы богатырской внешности, необыкновенной физической силе и даре слова. Понятно поэтому, какое любопытство вызвало появление портрета Разина, появившегося в Германии в виде гравированного резцом [C. 209] листа, работы Фюрста. Портрет этот, появившийся незадолго до казни Разина (1671), изображал Стеньку мужчиною средних лет, с окладистою бородою, мрачного, но отнюдь не свирепого вида, в чалме на голове и с атаманскою булавою в руке. Портрет был доколенный. Длинная подпись под ним на немецком языке гласила: «Достоверный портрет Степана Разина, главы мятежников в Московии, который, чтобы отомстить за своего повешенного брата, собрал несколько шаек и первоначально изображал атамана разбойников, а затем, соединив под своим главенством целую армию, превратился в полководца, овладел богатым торговым городом Астраханью и многими другими, несколько раз разбил на поле битвы войска великого царя и, привлекши к се6е многих выдающихся и недовольных людей, поверг его самого в такую опасность, что корона уже пошатнулась на его главе, и таким образом он сделал неуверенным в собственной короне монарха, который до того так кровожадно стремился за чужими коронами».

В самом низу — помета художника: Paulus Fürst Ex.

 

Восстание под предводительством С.Т. Разина. 1670 - 1671. Современные гравюры С.Т. Разина. Иконографическая заметка Н. Постникова. 1904

 

 

С этого, по уверению художника, «достоверного портрета» было сделано тогда же несколько различных гравированных уменьшенных копий, с сокращенною подписью, причем эти копии, очевидно, были выпущены уже после казни Стеньки Разина, на что указывает пометка на одной из таких гравюр-копий: «Stenko Radzin Haupt Rebellen in der Moskau ist grausam hingerichtet am 27 May 1671» (Стенька Разин, предводитель мятежников в Москве, мучительно казнен 27 мая 1671 г.). Копия эта сделана в виде довольно посредственной гравюры на дереве, без фона, но сходство с типом портрета Фюрста сохранено довольно близко: та же окладистая борода, то же выражение лица, тот же костюм и головной убор.

 

Восстание под предводительством С.Т. Разина. 1670 - 1671. Современные гравюры С.Т. Разина. Иконографическая заметка Н. Постникова. 1904

 

Совершенно не похож на Стеньку Разин Фюрста тот «казак», который изображен на другом современном портрете-гравюре под названием Стеньки Разина. Тут перед нами скорее итальянский, польский или французский воин, нежели донской казак. И курчавые волосы странной прически, и закрученные усы, и маленькая бородка, и бритые баки — все это ничем не напоминает удальца-разбойника, и подпись под гравюрою «Stephanus Rasinus Perdvellis Moskovicus †1671» вводит лишь в заблуждение.

Существует еще один тип портрета Разина работы де Баккера, английского происхождения, сделанный спустя много лет после смерти Разина (1752 год).

Кроме того, лицо Стеньки Разина изображено на нескольких современных картинках-гравюрах. Так, напр., существует картинка, изображающая Разина, бросающего свою любовницу [С. 210] в Волгу при звуках труб и барабанов. Эта картинка была приложена к изданному в Амстердаме в 1678 году описанию путешествия Страуса, очевидца бунтов Стеньки Разина. Затем в той же книге имеется еще картинка, изображающая момент разграбления Астрахани Стенькою Разиным, работы Декера, и португальская гравюра Бланко, приложенная к «Всемирной истории», изданной в Лиссабоне.

Русских современных гравюр-портретов Разина не было. Приходится поэтому признать наиболее достоверною упомянутую гравюру Фюрста.

 

Стенька Разин в гравюрах его современников. Иконографическая заметка Н. Постникова // Живописная Россия. — СПб.; М.: Издание Т-ва М.О. Вольф, 1904. Т. IV. № 173. С. 211.

 

источник

Картина дня

наверх