Свежие комментарии

  • злодей злодейский
    нет ничего тупее чем натыкать сканов с книги.ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • абрам вербин
    Можно покрупней сделать текст?ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • Михаил Ачаев
    Не было тогда всемирной китайской фабрики, всё стоило дорого.Сколько будет сто...

Евразийская химера

Химера в древнегреческой мифологии – чудовище с огнедышащей львиной пастью, хвостом дракона и туловищем козы, в переносном смысле – неосуществимая идея, несбыточная фантазия.

Древние греки зря гордились тем, что смогли придумать самое нелепое на свете чудище. Жизнь не стоит на месте, и новые поколения фантазеров не устают рождать новых химер. С одной из них я познакомилась в № 9 «Дилетанта», где некий культуролог Илья Иванов в ответ на вопрос: Что было бы, если Константинополь не стал Стамбулом? Предполагает возможность соединения османской и византийской государственности в один организм, где христиане не были бы побежденными. И тогда бы единство символьного «капитала» Константинополя и военной мощи османов дало бы старт мощному евразийскому проекту на основе синтеза культур. В результате, Восток стал бы динамичнее Запада, и современная цивилизация пошла бы не по западному пути, а по более органичному, духовному.

Хочу напомнить уважаемым евразийцам, что христиане Малой Азии и Балкан были побеждены задолго до падения Константинополя. Именно поэтому в осаде византийской столицы принимали участие войска сербского деспота Юрия Бранковича. Не знаю как там насчет «символьного капитала» (буду признательна, если кто-то объяснит мне – что это такое?

), но турки умело использовали военные и ремесленные навыки покоренных народов и христианских отступников в собственных интересах. Турецкая артиллерия, крушившая стены Константинополя, была создана венгерским ренегатом Урбаном, а в числе наиболее отличившихся во время штурма военачальников числился Махмуд-паша, происходивший из византийского императорского рода Ангелов.

Другая излюбленная евразийцами химера – это рассуждения о том, что 200-ленняя зависимость Руси от Орды была не игом, а совместной борьбой против всё того же Запада. При этом почему-то умалчивается о грандиозном татарско-генуэзском бизнес-проекте, реализованном в Крыму, благодаря которому средневековая Европа была наводнена славянскими рабами.

Евразийская химера

ообщения русских летописей о зверствах Батыя на Руси объявляются недостоверными, потому что «вся эта история была изначально выведена как единое целое в польских, литовских, немецких и папско-католических источниках» (http://www.diletant.ru/blogs/697/3924/?PAGEN_1=2). Археологические данные вовсе сбрасываются со счетов.

Между тем, свидетельства непосредственных очевидцев монгольского нашествия содержатся в Ипатьевском летописном изводе 1420 года, который находился в Ипатьевском монастыре под Костромой, и Лаврентьевской летописи (по имени монаха переписчика) 1377 года, хранившейся во Владимире. Оба этих источника гораздо ближе к XIII веку, чем рассуждения евразийцев. Сведения о разорении монголами Руси содержатся также в «Истории завоевания мира» Джувейни, современника тех событий, многотомном труде Рашид ад-Дина, официального историографа Хулагидов, и китайской хронике «Юань-ши» (все три источника переведены на русский). Существуют, разумеется, и сообщения европейцев, побывавших тогда на Руси: папских послов Джованни Карпини и монаха Бенедикта, посла Людовика Святого – Гильома Рубрука, венгерского миссионера Юлиана.

Вот что говорится в Лаврентьевская летописи о разорении Рязани: Татары же взяли град Рязань того же месяца (декабрь 1237 года) в 21 день и сожгли весь, и князя их Юрия убили, и княгиню его, а тех кого схватили: мужей, и жен, и детей, и чернецов, и черниц, и священников – одних мечами рассекли, а других стрелами расстреляли и в огонь бросали; иных схваченных связывали.

Рязань больше никогда не возродилась на прежнем месте, тот город, что мы сегодня зовем - Рязанью, это домонгольский Переяславль-Рязанский. Раскопки, проведенные на прежнем городище, выявили толстый слой пепла, покрывающий всю территорию, и множество человеческих останков с проломленными черепами и следами сабельных ударов.

Историки спорят о времени и сроках осады Киева, и о том из-за чего обрушилась Десятинная церковь, последний оплот обороны киевлян. По летописной версии, церковные хоры рухнули из-за того, что там собралось слишком много народу, археологи же утверждают, что причиной обрушения стало применение таранов и камнеметов. Но по поводу разорения города и истребления его жителей сомнений – нет. На территории детинца было обнаружено несколько массовые захоронений XIII века, в которых погребены тысячи защитников города. Найдены десятки кладов с золотыми и серебряными украшениями, зарытые киевской аристократией перед падением города и не выкопанные владельцами, потому что они погибли или попали в плен. По оценкам археологов, из более чем сорока известных нам монументальных сооружений древнего Киева уцелело лишь пять-шесть. Археологические свидетельства совпадают с сообщением Джованни Карпини, проезжавшего через Киев в 1246 г. Он пишет: «они (монголы) произвели великое избиение в земле Русии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, бывший столицей Русии, и после длительной осады они взяли его и убили жителей города: отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили неисчислимые головы и кости мертвых людей, лежавших в поле; ибо этот город был весьма большим и очень многолюдным, а теперь он обращен почти ни во что».

Евразийская химера 

По сообщению Лаврентьевской летописи, Успенский собор Владимира стал братской могилой для женской половины семьи великого князя Юрия Всеволодовича, многих его бояр и клира. «Татары же выбили и отворили двери церковные, и навалили лес около церкви, и подожгли церковь. И задохнулись от великого зноя все бывшие тут люди, иные же от огня скончались, а иных оружием прикончили».

Как ни страшны картины массовых убийств, монгольский плен – это тот случай, когда живые могли позавидовать мертвым. Русские летописцы, европейские (Фома Сплитский) и восточные (Рашид ад-Дин) хронисты единогласно сообщают, что у монголов вошло в обычай после совершенного насилия вспарывать пленницам животы и отрубать груди. Рашид ад-Дин объясняет это курьезным случаем: якобы во время взятия одной из хорезмских крепостей какая-то старуха пообещала монголам крупную жемчужину ради сохранения жизни, а когда те потребовали обещанное, заявила, что проглотила ее. С тех пор животы стали вспарываться повсеместно в поисках жемчуга.

Евразийская химера 

Современные историки предполагают, что монголы не хотели оставлять свое семя в живой плоти, чтобы не даровать жизнь наследникам убитых ими врагом. Существует и чисто утилитарное объяснение: человеческий жир использовался для создания зажигательных смесей.

Чтобы нам ни рассказывали сегодня сторонники евразийства, их химерический проект соединения кочевой и оседлой цивилизации воплотился именно в тех формах, о которых повествуют русские летописцы. Для оседлых народов это был путь порабощения, а никак не поиска новой духовности. А называть ли ордынское господство на Руси игом или как-то иначе, пусть каждый решает для себя сам.

Взято отсьда:http://www.diletant.ru/blogs/2008/3960/ 

Картина дня

наверх