Морские истории

Морские истории

Небольшая подборка интересных историй на морскую тематику

Возвращение с боевого задания. «М-172» швартуется к «М-174». 1943 г.
m172_m1xx

Подводная лодка М-172, из состава Северного флота, в Великую отечественную войну совершила двадцать боевых походов. Достоверно потопила германский сторожевой корабль «V 6115» «Ostwind». В 1942 году стала краснознаменной, а в 1943 – гвардейской.
В своих мемуарах «В глубинах полярных морей» контр-адмирал И. А. Колышкин вспоминает о начале боевых действий этой подлодки в Великой отечественной войне:
«…Командир сто семьдесят второй «малютки» Лысенко приняв свои самолеты за неприятельские.
Лысенко произвел срочное погружение близ берега. Лодка ударилась носовой частью о подводную скалу. И тут, потеряв остатки всякого самообладания, командир впал в самую настоящую панику. «Это магниты! — закричал он. — У немцев специальные магниты, чтобы притягивать наши лодки. Мы в ловушке!..»

 

 

Краснофлотец-торпедист А.В. Абрамов и старшина группы торпедистов Фокин в носовом торпедном отсеке подводной лодки Щ-309 готовятся произвести залп, возможно пузырем.
173817044
Из воспоминаний Адмирала флота Егорова Георгия Михайловича:

«…Кроме нашей «Щ-310» в Рижский залив для выполнения учебных торпедных атак прибыли и другие корабли дивизиона: «Щ-309» капитана 3 ранга Исаака Соломоновича Кабо и «Щ-311» капитан-лейтенанта Петра Антоновича Сидоренко.
Кораблем-целью служил эскадренный миноносец «Энгельс». Лодки, поочередно погружаясь, выходили на него в атаки. Торпедный выстрел имитировали так называемым пузырем: по команде «Пли» в незаряженный торпедный аппарат подавался сжатый воздух, он на поверхности вспучивал воду и тем самым немедленно обозначал точку выстрела.
Эти издержки отрицательно влияли на подготовленность подводников к ведению боевых действий. Однако они в определенной мере компенсировались интенсивностью боевой подготовки, крепким моральным духом личного состава…»

Использованы материалы:
Егоров Г. М. Фарватерами флотской службы.

 

«…Сейчас известно, что прорывы через противолодочные рубежи, казалось бы наглухо отсекавшие Финский залив от Балтийского моря, осуществлялись не наобум, а благодаря продуманным, научно обоснованным рекомендациям ученых…» — Егоров Георгий Михайлович «Фарватерами флотской службы».
Минирование немцкими ВМС Финского залива. 1942 г.
173816632
К весне 1943 г. противник сосредоточил в Финском заливе до 250 кораблей и катеров. С марта по июнь 1943 г. на Нарген – Порккалауддском противолодочном рубеже были установлены два ряда противолодочных сетей, девять шестиярусных линий мин, количество которых увеличилось до 11 118 штук. Были оборудованы две стационарные подводные гидроакустические станции. Вдоль сетей организован корабельный дозор из 14 – 20 кораблей и катеров. На Гогландском заграждении к 1943 г. противник установил 13 541 мину. Кроме этого, вражеская авиация и катера выставили на фарватерах от о. Котлин до о. Лавенсари 384 контактные и 113 неконтактных мин. Общее число мин в Финском заливе к концу 1943 г. составило около 45 000 штук. (1)
Не сумев ни разу прорвать немецкий противолодочный рубеж, потеряв оду за одной пять ПЛ, что соответствовало четверти боевого состава подводных сил БФ, попытки выхода лодок в Балтийское море были прекращены.

Испольованы материалы:
(1) Рукавишников Е.Н. Боевое применение подводных лодок Балтийского флота в 1943 г.
Егоров Г. М. Фарватерами флотской службы.

 

Подводная лодка «Щ-306». Купание личного состава. Довоенное фото.
h306 (1)
В своей книге «Фарватерами флотской службы» адмирал Георгий Михайлович Егоров вспоминает о первых днях войны на Балтике.
«…в бухту Кихелконна вошла одна из наших подводных лодок. Командир стал на якорь и, учитывая, что погода была прекрасная, солнечная, противника поблизости нет, разрешил команде купаться. В самый разгар купания налетели фашистские самолеты. Лодка успела погрузиться, но часть людей, находившихся в воде, погибли…»

Подводные лодки «М-200» и «М-201» на Балтике.
m200_8

Маленькая, но очень гордая подводная лодка М200 готовилась к битве с врагом очень долго. Ее строительство началось в начале 41 года и несмотря на начавшуюся войну, и потребность фронта в оружии, затянулось аж на три года.
Завершить долгострой удалось благодаря помощи простых людей, которые собрали, и отдали на достройку корабля последние свои деньги .
«Пусть героические моряки Красного флота топят проклятых фашистов…» — обратились вдовы погибших офицеров к командованию флота.
Флотские начальники услышали их просьбу и отправили новую лодку на … Каспийское море.
Но поняв, вскоре,что на Каспие с немецкими фашистами не густо, решили перебросить ее на север. Так, в конце мая 1943 года, М200 была зачислена в состав Северного флота, а чуть позже ей присвоено имя «Месть».
Корабль начал выполнять один за другим боевые походы, производил торпедные атаки, но добиться успеха никак не мог.
Так продолжалось до лета 1944 года, после чего лодку отправили в Ленинград. Но и здесь она никого не потопила. Пока ее приводили в порядок после транспортировки, война закончилась.
Окончила «Месть» свой путь в 1956 году там же, на Балтике. В условиях спокойного моря и идеальной видимости, командир лодки не смог разойтись с одним единственным встречным кораблем, и завел ее под форштевень эсминца «Статный».
Не потопив за все время своей службы ни одного фашиста «Месть» забрала с собой на дно 28 советских моряков.
В результате бездарно проведенной спасательной операции, которой пытался руководить сам главком ВМФ Горшков, никого из подводников спасти не удалось.

 


Подводная лодка «Пантера» на службе в РККФ. Кронштадт 30-е годы.

1353900526_pantera_01

31 августа 1919 года,  подводная лодка Красного Балтийского флота «Пантера», под командованием А.Н.Бахтина, потопила английский эскадренный миноносец «Виттория».
Британский эсминец стал единственным надводным кораблем специальной военной постройки, который сумели потопить советские-российские подводные лодки за всю столетнюю историю подводного флота, вплоть до наших дней.

 

Контр-адмирал И.А.Колышкин  воевал на Северном флоте. В своих мемуарах «В глубинах полярных морей» он вспоминает о первом задании капитана 3-го ранга Николая Александровича Лунина в качестве командира «К-21».

Морские истории

Подводная лодка «Щ-402» швартуется к подводной лодке типа «К» у пирса №1 в Полярном.
«Первое задание, полученное Луниным, было не вполне обычным.
Со «Щ-402», находившейся в море, пришла тревожная радиограмма. На лодке неожиданно кончилось топливо, и она оказалась без хода неподалеку от вражеского берега…»
Этот же эпизод, описанный слово в слово, можно встретить в мемуарах К.М.
Сергеева «Лунин атакует «Тирпиц»!»

 

Из записи в журнале Адмиралтейств-коллегии за 1728 год.
«1728 год. Января 29 (N647).
Читано из конторы адмиралтейской выписки потаенных судов о мастере Ефиме Никонове, который поданным своим в прошлом 718 году блаженныя и вечно достойныя памяти Е.И.В. прошением объявил, что сделал такое судно: кода на море будет тишина и оным судном будет ходить в воде потаенно и разбивать корабли, а по подаче того своего прошения через десять лет не токмо такого судна, ниже модели к тому делу действительно сделать мог, которое хотя и строил и адмиралтейских припасов и адмиралтейскими служителями и на строение тех судов употреблена из адмиралтейских доходов не малая сума, но оная по пробам явилась весьма не действительна, того ради его Никонова за те его недействительные строения и за издержку не малой на то суммы определить в адмиралтейские работники и для того отправить его в астраханское адмиралтейство с прочими отправляющимися туда морскими и адмиралтейскими служителями под караулом…»
92135249_large_3640123__1_1_1_
Постройка «потаенного судна» на Галерном дворе. Худ. Ю.Иванов.

Так в 1728 году закончилась десятилетняя афера под названием «потаенное судно».
А придумал ее крестьянин-плотник Ефим Никонов, который отбывал рекрутскую повинность на адмиралтейских верфях. В 1718 году он подал Петру 1 челобитную, в которой убеждал царя, что он сможет построить боевую подводную лодку. Царь ему поверил и выделил на это необходимые средства.
Сколько еще будет, таких аферистов, в российском подводном флоте в последующие 300 лет. Сколько будет разбазарено государственных (народных) денег, сколько будет рассказано сказок, что их лодки самые лучшие во всех отношениях и им нет равных, а самое печальное, сколько жизней отправят они на дно морское.
Но этот был первый. И результат десяти лет его деятельности, конечно же, закономерный. То примитивное, что срубил этот мастер не могло ни плавать, ни погружаться, ни топить вражеские корабли. Каждый раз после спуска лодки на пробу вода заливала ее во все щели и дыры.
Некоторые полагают, что если бы не внезапная кончина Петра, то все бы получилось, и Россия имела бы подводную лодку уже в те года.
Ничего бы не получилось. Умение управляться с топором, этого явно не достаточно для такого предприятия.                                                        
Единственное что изменила смерть царя, так это то, что самородка не подвесили на дыбу. А так Никонов еще легко отделался.
Приемники Петра еще пару лет к потаенному судну присматривались, а потом поняли, что к чему. Ефима разжаловали в простые работники и сослали на астраханскую верфь, где он стал заниматься тем, чем ему и следовало заниматься – тесать и строгать дерево.

 

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб