Бурлаки

Экономист, профессор Киевского и Московского университетов Иван Васильевич Вернадский (1821-1884) писал, что «страдания и невзгоды рабочего класса на Волге не так велики, как обычно полагают».

Бурлаки, бурлачество сугубо российское явление, волжское. Появились они в 14-15 веках. В начале 19-го века было их не менее шестисот тысяч. С развитием промышленности и некоторой механизацией труда — коноводные суда, кабестаны, пароходы — численность бурлаков сократилась до трехсот тысяч.

Бурлаки

Занималось этим промыслом преимущественно население Поволжья: в большинстве своем русские люди, довольно часто татары, мордва, чуваши, марийцы, то есть представители всех национальностей, селившихся по берегам великой русской реки.

Бурлацкие артели отличались четкой организацией: староста, кашевар, шишка-передовой, возглавлявший артель. У всех были равные права, без преимуществ, исключая передового как самого сильного физически, ловкого. Как правило, он был «песельником», запевалой. Без песен бурлак не мыслим. Песня задавала рабочий ритм, заменяла беседу, веселила душу. Ее попросту бурлаки любили.

Шишка следил за равномерностью хода — в такт песне. За ним шли подшишельные, затем «ленивые» и так называемые кабальные. Это те, кто по своей вине растратил заработок, потому и надел лямку лишь за харчи. Естественно, этих мужиков от прочих отличала незаинтересованность в работе. В хвост снова ставили сильных и добросовестных, для понучки и пригляда за кабальными и ленивыми.

Питались бурлаки тоже артельно. По прежним понятиям, тем более по современным, весьма обильно. По сведениям академика Густава Станиславовича Струмилина (1877-1974), в месяц рядовой «судорабочий» (речь идет о второй половине 17-го века) съедал три пуда хлеба (48 кг); 20 фунтов мяса (8 кг); столько же рыбы; 20 фунтов круп и гороха (8 кг); сотню яиц, не считая овощей. Работали бурлаки лишь двести дней в году. К концу навигации они зарабатывали до 10 рублей чистыми. Пуд говядины, например, в те времена стоил 45 копеек.

Цены того времени

Итак, в начале 19 века труд бурлака приносил ему по 8-10 руб. за навигацию. В конце того же столетия за погрузку хлеба рабочим крестьянам платили по 20-25 руб в год. Жалование земского врача достигало 800 руб. в год, то есть 66 руб. в месяц. Годовой доход плотника составлял 15-35 руб. При производстве сельскохозяйственных машин годовой доход кустарей достигал 100 руб. Простой рабочий на мельницах получал 8-13 руб. Это был существенный заработок. При этом пуд пшеницы (это 16,38 кг) стоил почти 54 коп., а мяса – около 2 руб. Получается, что врач на месячную зарплату мог купить 2 тонны пшеницы или 550 кг мяса, а плотник с зарплатой в 2,5 руб. в месяц – 75,7 кг зерна или 20,8 кг мяса». Бурлаки при этом не тратили на еду ни копейки.

Читая классиков тоже можно почерпнуть достаточно информации о ценах того времени. У Достоевского: мама Раскольникова имела пенсион в 120 рублей. При этом студент Родя в 1870-е годы мог на 30 копеек купить в харчевне рюмку водки и пирог с начинкой. В повести Чехова «Три года», написанной в 1880-1890 годы, провинциальный аптекарь посылал своему сыну, вечному студенту, 40 руб. в месяц, и еще 10 руб. тайно отправляла мама. «Этих денег ему хватало на прожитие и на такую роскошь, как шинель с польским бобром, перчатки, духи и фотографии». Учитель в «Анне на шее» в начале 20 века зарабатывал 40 руб. Буханка черного хлеба тогда стоила в среднем 3 коп. То есть педагог мог купить на получку 1333 буханки хлеба. Акакий Акакиевич в «Шинели» Гоголя получал 400 руб. в год, то есть по 33 руб. в месяц. При этом на обеды он тратил всего 12 руб. в год – это лишь 3% от заработка. Та самая шинель обходилась маленькому чиновнику в 70 руб.

Цены 1913 года в пересчете в рубли 2011 года — http://www.ivpoisk.ru/viewtopic.php?f=54&t=661
Средние зарплаты в России и СССР с 1853 по 2010 годы — http://www.opoccuu.com/wages.htm (а также интересный справочник)

Тяжело ли было бурлакам?

 

Бурлаки

 

Наиболее активно бурлаки работали на участке от Рыбинска до Астрахани протяженностью 2645 км. Репин  показывает ватагу бурлаков (11 человек), идущую «бичевой» по песчаной отмели в безветренный солнечный день. Ход «бичевой» начинался обычно выше устья Камы. Бичевой называлась прочная веревка толщиной 3 дюйма ( ~7,5 см) и длиной порядка 100 саженей (~ 214 м). Длина бичевы выбиралась так, чтобы можно было вести судно по достаточно глубокому месту. В то же время величина угла aгор (рис. 1) не должна была приводить к большим потерям совершаемой работы.

 

Бурлаки

 

И.Е.Репин точно указал место крепления бичевы (верхняя часть мачты) и ее провис. Казалось бы, бичева должна быть натянута, и крепить ее нужно так, чтобы угол aверт (рис. 2) был как можно ближе к 90°. Все было бы так, если бы бичева была невесома. На деле вес такого каната составлял не менее 2500-3000 Н, и, прикрепляя канат к вершине мачты высотой ~ 30 м, бурлаки основную долю веса «вешали» на мачту. Не случайно бурлаки не любили, когда бичева начинала «трубить», т.е. когда приходилось идти по высокому берегу, и место крепления бичевы оказывалось ниже бурлацкой тропы — «бичевника». Впрочем, такое случалось редко, т.к. размеры судна, его грузоподъемность и высота мачты выбирались опытным путем с учетом высоты берегов и глубины русла Волги.

 

Бурлаки

 

Тип судна на картине определить нетрудно — это знаменитая волжская расшива. Длина наиболее распространенных расшив грузоподъемностью 20 000 пудов равнялась L»25м, ширина В»7,5м, осадка Т»1,8 м, высота мачты Н»30м, длина райны (прикрепленной к мачте перекладины), необходимой для движения судна   под  парусом, также равнялась ~ 30 м.

Расстояние от Астрахани до Н. Новгорода (2172 км) груженые расшивы преодолевали за 2,5-3 месяца, стараясь в основном двигаться под парусом. В безветренные дни в низовьях Волги при быстрых паводковых водах суда двигались подачей (рис. 3). В этом случае вперед судна завозились якоря, и расшива подтягивалась к ним с помощью каната, вытягиваемого бурлаками, идущими по палубе. При этом брался канат в 4-5 раз длиннее и в 1,5 раза толще бичевы, но его вес не слишком осложнял работу. При ходе подачей практически нет потерь в совершаемой работе из-за иной геометрии приложения сил. Тем не менее хорошо известно, что бурлаки предпочитали ход бичевой. Очевидно, дополнительная работа, связанная с завозом якорей, была весьма обременительной.

 

Бурлаки

 

Попытаемся дать количественную оценку тяжести бурлацкого труда. Опуская проведенные вычисления, получим что сила тяги бурлаков (в соответствии с рис. 1 и 2) рассчитывается по формуле:

Fтяги = Fсопр/(cos aгорЧsin aверт).

Точное значение этих углов по картине И.Е.Репина установить невозможно, но ориентировочно,  зная  длину  бичевы,   расстояние  от  бурлацкой  тропы   до  судоходного русла (~ 100 м) и высоту мачты, можно считать произведение cos aгорЧ sin aверт = 0,7-0,8. Следовательно, сила тяги бурлаков получается равной 3500-4000 Н. При численности ватаги в 10-11 человек, нагрузка на каждого бурлака равна 320-380 Н.

Любой, желающий почувствовать себя «в шкуре» бурлака, должен сделать бурлацкую лямку — кожаный пояс длиной 3 аршина (213,36 см) и шириной 4 вершка (17,78 см) с концами, сшитыми вместе, перекинуть ее через блок, жестко закрепленный на опоре на уровне груди, и укрепить на другом конце груз массой 40 кг (вес 400 Н). Если перекинуть веревку через блок, надеть лямку на грудь и начать двигаться так, чтобы поднять груз, вы почувствуете примерно ту же нагрузку, которую испытывал бурлак. С учетом того, что рабочий день бурлаков длился от рассвета до заката (с небольшим перерывом), получается, что работать бурлаком было действительно трудно! Заметим, что основной вклад в сопротивление вносит течение реки, так что уменьшение скорости течения на 25% снижает нагрузку на 44%, а возрастание на столько же приводит к росту нагрузки на 56%.

 

Старинные меры длины и веса

1 сажень = 3 аршина = 12 четвертей = 7 футов = 2,1336 м;
1 аршин = 4 четверти = 16 вершков = 0,7112 м;
1 верста = 500 сажен = 1066,8 м;
1 м = 2,38 фут;
1 кГ веса = 2,4419 русского фунта;
1 пуд = 16 кГ веса.

На пристани

 

Бурлаки

До середины 1930-х годов в дни навигации на пристани приходило на заработки множество грузчиков. Волжские грузчики получили прозвище крючников, так как использовали острый металлический крюк, с помощью которого куль с зерном поднимался и удерживался на седелке, представляющей собой закрепленную на холщовых лямках опору для переносимого груза.

Что это была за работа, сегодня можно представить, вспомнив, что вес куля составлял 75-190 кг (в среднем 9 пудов (147 кг)). Обычно за сутки при хорошей погоде и расторопности переносилось 200-400 кулей каждым крючником. Поэтому крючниками работали только молодые, физически крепкие люди. Представьте человека, несущего такую тяжесть на плечах по шатким мосткам, перекинутым наберег с баржи. Какую же ловкость нужно было иметь, чтобы устоять и не сорваться в воду?

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб