Как нацисты вербовали советских детей. 1943-45 г.

Как нацисты вербовали советских детей. 1943-45 г.

Летом 1943 года при абвергруппе 209 (радиопозывной — «Буссард») была создана рабочая группа по руководству «Особой командой Гемфурт» из пяти разведчиков во главе с обер-лейтенантом германской армии Юрием Николаевичем Евтуховичем (по легенде, разработанной в абвере, — белоэмигрант Юрий Васильевич Ростов-Беломорин).
         12 февраля 1944 года это подразделение, наряду с большей частью других структур абвера, вошло в подчинение РСХА.
        В рапорте с обоснованием привлечения русских детей к выполнению диверсионных заданий начальник абвергруппы 209 капитан Фриц Больц (он же Бухольц; в 1941 году был откомандирован в СД и служил в зондеркоманде «Москва») отмечал:
   «Установлено, что забрасываемая нами агентура нередко задерживается не столько вследствие усиления контрразведки, сколько по причине слабой маскировки агентов и низкого качества документов их прикрытия. Поэтому для усиления диверсионной деятельности предлагается усовершенствовать средства, тактику и способы совершения диверсионных актов, а также скрытность маскировки самих исполнителей».
    В качестве основной меры «усовершенствования тактики» предлагалось задействовать в качестве агентов специально обученных детей и подростков от 10 до 16 лет:
       «На их подготовку потребуется гораздо меньше средств и времени. В России они не имеют никаких документов, ими забиты все крупные прифронтовые вокзалы и станции, отношение к ним военных и охраны участливое и снисходительное. Поэтому появление их у объектов диверсий не вызывает подозрений».

    Больц планировал под видом службы во власовской «Русской освободительной армии» мобилизовать физически здоровых подростков и в порядке эксперимента сформировать команду в количестве 30-40 человек.
        Воспитание и обучение в течение месяца подрывному делу, топографии, прыжкам с парашютом и строевой подготовке предлагалось организовать на территории Германии, под Касселем, в охотничьем имении Больца — Гемфурте.         Срок готовности к проведению первой операции в тылу противника (по заданию отдела штаба 9-й армии и штаба группы армий «Центр») был определен на 30 августа 1943 года.
+++++++++
    Якубов Анатолий Александрович, 1928 года рождения, уроженец Орла, русский, из рабочих, образование 5 классов, рабочий водоканала (в 1941 году ему было 13 лет).
    Был признан виновным в том, что, «находясь в Минском детдоме № 5 во время оккупации г. Минска немцами, в августе 1943 года немецкой разведкой был завербован и направлен на учебу в разведывательно-диверсионную школу, которую окончил в 1944 году.
        Будучи в этой школе, Якубов был обмундирован в немецкую военную форму и содержался за счет немецких разведывательных органов.
        Осенью 1943 года в составе отряда изменников Якубов, вооруженный винтовкой, выехал в одну из деревень Минской области на борьбу с партизанами. Якубов находился в лесу в засаде. Во время этой операции было задержано     12 человек советских граждан, которые участниками операции были расстреляны за связь с партизанами.
        По окончании разведывательно-диверсионной школы Якубов выполнял задания по подрыву полотна железной дороги на советской территории, а именно: в июле 1944 года Якубов в районе станции Молодечно был выброшен разведкой из самолета на парашюте, имел при себе взрывчатые вещества и вблизи станции совершил взрыв железнодорожного полотна.
       В августе 1944 года Якубов был снова выброшен из самолета на парашюте. Взорвал рельсы у станции Пуховичи. Поджег склад с сеном на станции Осиповичи.
   27 февраля 1948 года Якубов был осужден Военным трибуналом войск МВД Орловской области и приговорен к 25 годам лишения свободы.
+++++++++++++
        В докладной записке УКР СМЕРШ Центрального фронта в Военный совет фронта об оперативной работе, проведенной в ходе наступательных операций на Орловско-Курском направлении (от 15 августа 1943 года), сообщается об аресте шпионско-диверсионной группы, в которую входили, в частности, Степин, 1928 года рождения, и Сорокин, 1930 года рождения.
       Группа была переброшена на территорию, занятую частями Красной Армии, с заданием разведать места расположения танковых и артиллерийских частей, проводить диверсии и разрушать телефонную связь.

       В донесении ГУКР СМЕРШ от 21 сентября 1943 года сообщается об аресте 28 агентов-диверсантов германской военной разведки в возрасте от 14 до 16 лет, переброшенных немцами в советский тыл на самолетах.
       Из числа арестованных 15 диверсантов явились добровольно с повинной, а остальные были задержаны в результате организованного розыска.
       1 сентября в районе Хатунского сельсовета Михневского района Московской области был сброшен с парашютом агент-диверсант Репухов Дмитрий, 1927 года рождения, уроженец Смоленской области, образование 7 классов, который в тот же день явился с повинной и на допросе показал следующее:
   «После оккупации села Богородицкое… Репухов… был направлен немцами в лагерь, расположенный в четырех километрах от Смоленска, в здании бывшей МТС, где подготавливались кадры для так называемой Русской освободительной армии. 14 июля с. г. немцы отобрали из этого лагеря 30 подростков в возрасте от 14 до 16 лет и под видом экскурсантов отправили их в местечко Вальдек, близ г. Кассель (Германия) …
        По прибытии в Вальдек у подростков были отобраны подписки, обязывающие их вести борьбу против коммунистов, комиссаров и политруков.
        В течение месяца они обучались на специальных курсах германской разведки, где проходили топографию, строевую подготовку и парашютное дело…
25 августа все 29 подростков были доставлены в г. Орша БССР.
       В ночь на 31 августа с. г. Репухов на самолете с аэродрома г. Орши был доставлен на нашу территорию и сброшен с парашютом в Михневском районе Московской области.
       Аналогичные показания дали арестованные подростки-диверсанты Комалдин В. Н., Семенов Е. К., Захаренков В. А., Миниченков М. З., Хорисов Е. А., Силиверстов И. Г., Романович И. П., Езин Ф. И. и др.».
++++++++++++
        В справке УНКВД по Курской области о задержании подростков, завербованных германской разведкой (не ранее 3 мая 1943 года), сообщается, что на территории Тимского района были задержаны четверо подростков, занимавшихся под видом нищенства сбором данных о движении частей Красной Армии и их вооружении:
        «Это задание ими выполнялось. От немецкого офицера они получили по 200 рублей и до отступления немцев состояли у них на котловом довольствии».
Таким образом, использование русских детей в военных целях проводилось не только «Особой командой Гемфурт».

         Конкретное число подобных забросок и точное количество подготовленных русских детей-диверсантов установить довольно сложно. Однако становится понятно, что ожидания Фрица Больца в целом оправдались.
         Судьба выживших детей (тех, кто не затерялся, а был разоблачен) стандартна: исправительно-трудовые колонии, тусклая бесперспективная жизнь. Был правда и положительный пример: бывший диверсант Дмитрий Репухов окончил институт и руководил в Свердловске строительным трестом.

        Что касается Евтуховича, то он был склонен к сотрудничеству агентом советской разведки, бывшим власовцем Алексеем Стратоновичем Скоробогатовым (кличка Ткач), заброшенным в тыл противника по заданию УКР СМЕРШ 1-го Белорусского фронта 17 декабря 1944 года.
     21 января 1945 года Скоробогатов, Евтухович и воспитательница женской группы диверсионной школы абвергруппы 209 Александра Гуринова вместе с 44 диверсантами-подростками в возрасте 15–16 лет перешли линию фронта и сдались органам СМЕРШ. Евтухович был арестован и 4 августа 1945 года приговорен за измену Родине к расстрелу с конфискацией лично принадлежавшего ему имущества.
++++++++++++++
        В конце марта 1944 года главный штаб Люфтваффе и Генеральный штаб сухопутных войск предложили Министерству восточных территорий мобилизовать на востоке 25 тысяч девушек для несения вспомогательной службы в авиации и ПВО.
        В дополнение к этому предложению вскоре было заключено соглашение между командованием Люфтваффе и вермахта, а также руководством СС, гитлерюгенда и Министерства восточных территорий, которое предусматривало привлечение «молодежи с востока» в качестве вспомогательной силы в авиации и зенитной артиллерии, чтобы высвободить людей для пополнения частей сухопутных войск.

        Всего службой Никкеля с 15 марта по 20 сентября 1944 года для военного использования было привлечено более 28 тысяч юношей и девушек с оккупированных территорий России, Украины, Белоруссии и Прибалтики.
        При этом русские, украинцы, белорусы и литовцы с самого начала официально именовались «помощниками СС», а латыши и эстонцы — «помощниками Люфтваффе».
    18 917 юношей и 2500 девушек были распределены между службой связи Люфтваффе (Luftnachrichten, 1000 человек), моторизованными батальонами противовоздушной полиции (Luftschutz-Polizei-Abteilungen, 1000 человек) и ПВО (остальные, в том числе все девушки).
         Кроме этого, 5500 юношей и 1200 девушек были направлены в военную промышленность (на заводы «Юнкерс») и в «Организацию Тодта».
    Юные русские эсэсовцы обмундировывались исключительно в темно-синюю рабочую униформу Гитлерюгенда. Юноши носили на правом рукаве повязку, представлявшую собой сочетание бело-сине-красного российского флага с наложенным на него ромбом, в который был вписан андреевский крест.
        Над нарукавной повязкой помещались руны СС в черном треугольнике (таким образом, это было исключением из установленных Гиммлером правил, согласно которым негерманцы не могли носить эсэсовские руны). На головном уборе — кепи — также размещался ромбовидный знак в виде российского флага.

        Статья «Гвардия молодежи», опубликованная в «Новом Слове» 2 июля и подписанная «капитан Волков», напрямую указывает, что образцом для русской молодежи должен стать не только Гитлерюгенд, но и организация СС:

    «Под славные знамена СС уже встали датчане и норвежцы, голландцы и латыши, французы и бельгийцы, хорваты и эстонцы. Русский народ в лице своих лучших представителей доказал, что он может войти на равных правах в великую семью европейских народов, и это право он еще закрепит в грядущих битвах против англо-большевистской реакции.
         И именно поэтому сейчас, как никогда, встал вопрос создания русских добровольческих молодежных частей, сформированных на тех же принципах, как отряды Гитлеровской молодежи.
         Сейчас мы можем смело заявить, что имеются налицо все условия для создания русской гвардии молодежи. Во-первых, на территории Германии и освобожденных районов насчитываются десятки тысяч юношей в возрасте от 15 до 22 лет. Во-вторых, мы полностью можем рассчитывать на материальную помощь германского правительства.
         И наконец, мы можем надеяться, что наши боевые друзья из частей СС и Гитлерюгенда возьмут шефство над молодыми русскими добровольцами и помогут им в воспитательной и организационной работе».
         Автор не преминул подчеркнуть, что «национальное воспитание должно быть организовано таким образом, чтобы русские юноши чувствовали себя составной частью европейской семьи народов и, будучи националистами, понимали общность интересов европейских народов».
++++++++++++
         В юном возрасте человек не может отдавать полного отчета в своих поступках и деяниях. Этим и воспользовались нацисты, исковеркавшие судьбы многих и многих русских детей и подростков.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб