Свежие комментарии

  • наиль Галимов
    Реальность такова что людей больше интересует что было сотни лет назад, оправдывая этим то что делают сейчас.Об ордынской «люб...
  • Николай Бобин
    Большое спасибо за статью, в которой приводятся ссылки на первоисточники и подробный анализ миграционных процессов, в...Монголо-татарские...
  • Николай
    Вполне возможно.Все победительниц...

Рабы из русских земель в Европе (XIV-XVвв.)

Рабы из русских земель в Европе (XIV-XVвв.)

С середины XIII в. бурную деятельность на Черном море развили куп цы-работорговцы из итальянских городов Венеции, Пизы, Генуи, а позже
(конец XIV—XV в.)—из Флоренции. Наиболее активные генуэзцы, а вслед за ними остальные вошли в сношения с Золотой Ордой, получили разрешение на основание колоний в Крыму, в частности Каффы, ставшей одним из основных центров работорговли. Часть рабов, среди них и рус ские, оседали в причерноморских центрах. В нотариальных актах конца XIII в. генуэзских колоний Пера и Каффа среди проданных рабов упоми наются и славяне, т. е. русские. Огромные партии рабов переправлялись в Европу, в частности в итальянские и французские города.

Характерно, что особым спросом в итальянских городах пользовались
женщины: до XIV в. их покупали в два раза больше, а с XIV в.— в четыре раза больше, чем мужчин, и цены на женщин в общей сложности были вы ше. Это объясняется тем, что рабы предназначались для домашних работ. Возраст рабов — не старше 40 лет; наиболее ценными считались рабы от 16 до 30 лет. Часто упоминаются русские рабы и рабыни. Они (главным образом женщины) и ценились на рабских рынках очень высоко. В 1429 г. 17-летняя русская девушка была куплена за максимальную цену — 2093 лиры; известны и другие примеры.

После русских ценились выше всего черкешенки, дешевле татарки — их продавали за 136—139 лир.

В 1465 г. одна флорентийская синьора в письме к сыну пишет следующее: «Мне пришло па мысль, что раз ты женишься, тебе необходимо будет
взять рабыню... Если ты имеешь это намерение, напиши какую. Какую
либо татарку, которые все выносливы в работе, или черкешенку, отличаю
щуюся, как и все ее соплеменницы, здоровьем и силой, или русскую, т. е. из России, которые выдаются своей красотой и сложением. По моему мне
нию,— добавляет рассудительная мать,— лучше всего было бы взять татарку».

В документах Руссильона нередко упоминаются «белые татары» наряду с «желтыми». Имена «белых татар»— Лукия, Марфа, Мария, Катерина и т. п.— говорят об их русском происхождении. С начала XV в. на первом плане во всех записях стоят русские рабы и рабыни — они составляют более 22% . Цены на них также наиболее высокие.

Положение рабов, судя по документам, было крайне тяжелым. В Венеции оно закреплялось рядом законодательств, получивших наиболее полную форму в XIII в. По отношению к провинившимся рабам применялись любые пытки и казни. Степень виновности суд не устанавливал, смягчающих вину обстоятельств не принимал. Превращение в раба католика считалось преступлением, а относительно других христиан взгляды не были строго выработаны. Во Флоренции закон 1366 г. распространялся на всех рабов, «неверных» от рождения, даже если они были проданы в город-республику уже христианами. Дети рабыни в Руссильоне становились рабами, даже если она вступала в брак со свободным. Продавая рабов, дава ли гарантию их здоровья. Частые упоминания о болезнях рабов говорят о плохих жизненных условиях.
В документах итальянских городов уж в середине XV в. слышны
жалобы на то, что количество привозимых рабов уменьшается.

М. Д. Полубояринова. Русские люди в Золотой Орде.
И. Лучицкий. Рабство и русские рабы во Флоренции в XIV-XV вв.
И. Лучицкий. Русские рабы и рабство в Руссильоне в XIV-XV вв.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх