О набегах казанских татар на Русь (XVI в.)

О набегах казанских татар на Русь (XVI в.)

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о «казанщине» в переложении некоего русского книжника, автора «Казанской истории». Вот, к примеру, длиннейшая выдержка из нее с живописанием тех бедствий, которые обрушили на землю Русскую нечестивые агаряне казанския:

«И как могу я рассказать или описать те грозные напасти и тучи страшные, обрушившиеся в те времена на русских людей! Ибо страх меня побеждает, и сердце мое горит, и плач смущает, и сами слезы текут из очей моих! Да и кто может рассказать, о правоверные, о бывших тогда великих бедах страшнее Батыевых, в течение многих лет причиняемых казанцами и поганой их черемисой православным христианам.

Батый ведь всего один раз прошел по Русской земле, словно стрела молнии или темная огненная головня, спаляя, и сжигая, и разрушая, и пленяя христиан, посекая их мечом. И с тех пор обложил он правителей наших тяжелыми данями, как было сказано прежде. Не так было с казанцами: они из земли нашей не уходили, время от времени с царем своим разоряя ее и захватывая пленных, и пожиная, как пшеницу, и посекая, как сады, русских людей, и кровь их, как воду, проливая по долинам, не давая христианам ни на час покоя и тишины.

Никто же из князей и воевод наших не мог ни подняться против них, ни помешать их зверствам, бесчеловечности и суровости, ни оказать им сопротивления, ни остановить их, и ни в чем им не препятствовали худые, и некрепкие, и немощные воеводы наши.

И была тогда великая печаль всем людям, жившим на границе с теми варварами, и горькие слезы текли из глаз у всех правоверных людей. Дома же свои они по большей части ставили в безлюдной местности, в лесах, и жили там, в пещерах и горах прячась с женами своими и детьми, боясь попасть в плен к варварам. Иные же, оставив дома свои, и род и племя свое, страну и отечество, где они родились и были воспитаны, переселялись оттуда в глубину Руси, куда не доходили те варвары.

И что тут много говорить: ведь от частых их набегов и завоеваний до основания были разрушены многие русские города и поросли они былием и травою, так что стали неузнаваемы.

Опустошили они и все села, так что от всеобщего запустения позаросли они густыми лесами. И жгли они великие честные монастыри, святые же церкви оскверняли присутствием своим, ложась в них спать; и чинили они насилие над пленными женщинами и девицами; и, раскалывая секирами честные святые образы, предавали их огню-всеядцу; и святые служебные сосуды в простую посуду превращали: дома, на пирах своих, ели и пили из них скверные и поганые свои яства и напитки; и снимали честные кресты, серебряные и золотые, и, обдирая оклады с икон, переливали все это на серебреники и золотые и делали женам и дочерям своим серьги, ожерелья и мониста, а свои головы украшали тафиями и из священнических риз шили себе одежду; и над монахами чинили надругательство, бесчестя образ ангельский: засыпали им в сандалии горячие угли и, обвязав вокруг шеи веревку, заставляли их скакать и плясать, словно прирученных зверей; и стаскивали с молодых красивых иноков черные ризы и облачали их в мирские одежды, а затем продавали их, как простых юношей, в далекие варварские земли; и расстригали молодых инокинь, и насиловали их, как простых девушек, и брали их себе в жены; над мирскими же девицами на глазах у отцов их и матерей, не стыдясь, преступное блудное дело творили, также и над женами на глазах у их мужей, еще же и над старыми женщинами, которые до сорока и до пятидесяти лет во вдовстве пребывали, оставшись без мужей своих. И невозможно подробно перечислить все преступления их, ибо все это я видел своими глазами и знаю то, о чем пишу в горьком этом повествовании.

Православные христиане ежедневно уводились в плен казанскими сарацинами и черемисой, старым же, непригодным для работы, они выкалывали глаза и обрезали уши, нос и губы, и выдергивали зубы, и вырезали щеки, и в таком виде бросали их, еле дышащих. Иным же отрубали они руки и ноги, и валялись те люди как бездушные камни на земле, и спустя недолгое время умирали.

Некоторые люди посечены бывали, других же они пронзали железными прутьями меж ребер, и в грудь, и в лицо, иных, убивая, перерубали пополам, иных же сажали на острые колья возле их города и предавали позору, насмехаясь над ними.

О царь Христос, велико твое терпение! Вот что они — хуже, чем с теми, о ком выше шла речь, — делали с младенцами незлобивыми: когда те, смеясь и играя, протягивали к ним любовно руки свои, словно к родным отцам, окаянные те кровопийцы, схватив за горло, душили их, и, взяв за ноги, разбивали о камень и о стену, и, пронзив копьями, поднимали в воздух…».

Но вот в чем вопрос — как сравнить несравнимое? Ни одни казанский хан, что Магмет-Аминь, что Сафа-Гирей, тем более прочие, ну никак не может в одну строку поставлен в печально прославленным Батыгой-царем. Оно, конечно, все как в Париже, вот только крыши пониже и асфальт пожиже, похоже, вот только ресурсы Казанского «царства» и «царства» золотоордынского, тем более период его расцвета ну никак не сопоставимы.

И, следовательно, Казань никак не могла оказаться столь же опасным врагом, что и Золотая Орда. И даже Крымское ханство было более опасно, чем Казань, а вот поди ж ты, вот какая выходит закавыка!
В чем же причина? Осмелюсь предположить, что ответ кроется в самом приведенном отрывке. Прежде всего вот этот фрагмент: Не так было с казанцами: они из земли нашей не уходили.

Близость казанских владений к русским (точнее, соприкосновение, общий рубеж-«фронтир») создавали для казанских богатуров уникальную возможность съездить за зипунами и ясырем буквально через дорогу (в шаговой доступности) — собрался, подпоясался, и вперед, а к вечеру уже вернулся. Крымцам в этом плане было хуже — им надо было преодолеть сотни верст безлюдной степи, а потом вернутья обратно, а потому их предприятиятребовали серьезнйо организации и до поры до времени (пока русские не продвинулись далеко в Поле) их набеги были относительно релки — в отличие от казанских.

И вторая причина тоже названа автором «Казанской истории» — развал системы обороны «казанской украины» (Никто же из князей и воевод наших не мог ни подняться против них, ни помешать их зверствам, бесчеловечности и суровости, ни оказать им сопротивления, ни остановить их, и ни в чем им не препятствовали худые, и некрепкие, и немощные воеводы наши) в годы междуцарствия и боярского правления.

И еще один момент — ситуация на «казанской украине» в эти годы весьма схожа была с аналогичной ситуацией на «украине» «литовской». Там тоже шла «малая война» безперестани. Но, поскольку, похоже, что обмен ударами там был взаимным, то катастрофа не наступила (в переложении некоего книжника).

В.В. Пенской.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб