Свежие комментарии

  • Михаил Ачаев
    Не было тогда всемирной китайской фабрики, всё стоило дорого.Сколько будет сто...
  • Никифор
    А если бы ледяной щит закрыл бы переход то к прибытию Колумба в Новом свете могло и не быть людей..Про океанцев держа...Заселение Северно...
  • Никифор
    https://www.youtube.com/watch?v=SMNvqYhnckg РС 239 Заселение Северной Евразии Сергей Васильев в «Родине слонов»Заселение Северно...

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

После гуннского завоевания 70-х гг. IV в. в лесостепной зоне Среднего Поднепровья сохранилась часть неоднородного черняховского населения, принявшего наряду с продвинувшимися с севера носителями киевской культуры участие в процессе формирования пеньковской культуры в течение VI в. Основной район формирования культуры — Среднее Поднепровье и бассейн р. Южный Буг. Памятники этой культуры распространены в лесостепи на территории от Северского Донца на востоке до нижнего Дуная на западе. Период существования культуры V-VIII вв.
ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)
Имя носителей пеньковской культуры давно известно. Это анты, хорошо знакомые византийцам и готам по событиям VI — начала VII в. Крупнейшие историки того времени — Прокопий Кесарийский, Иордан, Феофилакт Симокатта — отмечают, что анты пользовались тем же языком, что и склавины (более западная группа славян), имели с ними одинаковые обычаи, быт, верования. Но вместе с этим византийцы как-то отличали склавина от анта даже среди наемников империи. Значит, этнографические особенности у антов все-таки были. Очевидно, неславянским является само название «анты». Большинство ученых производит его сейчас из иранских наречий (ант — «окраинный»).
____________________________________

ХОЗЯЙСТВО
Население занималось земледелием и приселищным скотоводством.

В состав стад входил крупный и мелкий рогатый скот, лошади, разводили и свиней. Ремесло носило в основном домашний характер. Исключение составляет добыча железа и, видимо, железообработка. Некоторые исследователи связывают с пеньковской культурой Гайворонский металлургический центр на Южном Буге. Здесь обнаружены и исследованы остатки 21 металлургического горна, 4 печей для обжига (обогащения) руды и несколько ям для ее хранения. Изучение кузнечных изделий показало, что пеньковские кузнецы (как и их предшественники — носители киевской и пражской культур) применяли прежде всего простые технологии: изготовление изделий целиком из железа или сырцовой стали. Им известны также такие способы улучшения рабочих качеств орудий, как цементация и термообработка. Можно утверждать, что практически все орудия труда и предметы быта из черного металла имеют местное происхождение.

Для памятников пеньковской культуры характерна лепная керамика: биконические и округлобокие горшки, сковороды. На финальной стадии развития пеньковской культуры в её ареале, в Поднепровье, появляются центры по изготовлению гончарной керамики, формы и орнаментация которой имеют северо-кавказские прототипы (поселение Канцирка и др.) Появление гончарных мастерских можно связывать с переселением сюда северо-кавказских (аланских) мастеров. Погребения знатных кочевников этого времени (одно из них — так называемый Перещепинский клад) также известны в южной части Среднего Поднепровья.

Во второй половине или конце VII в. на территории пеньковской культуры возникает Пастырское городище — это полиэтничное поселение, ставшее крупным торгово-ремесленным центром. Ремесленные традиции центра формировались на местной основе под сильным влиянием традиций, принесенных из Подунавья. Пастырское поселение было разгромлено в первой половине VIII в., видимо, хазарами.

ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИЩА
Наиболее распространены открытые поселения — селища, располагавшиеся на низких участках береговых террас и дюнах с легкими для обработки почвами и пойменными лугами. Площадь селищ не превышает 2-3 га. Известны несколько городищ с материалами пеньковской культуры, но валы и рвы этих поселений оказались сооруженными еще в скифскую эпоху.

На поселениях преобладает бессистемное расположение жилищ, рядом с которыми находились хозяйственные ямы и постройки хозяйственного назначения. Основным типом жилищ были четырехугольные полуземлянки каркасно-столбовой или срубной конструкции площадью 12-20 кв. м. На раннем этапе культуры строились жилища, отапливаемые открытыми очагами, затем в зонах контакта с носителями пражской культуры распространение получили печи-каменки, располагавшиеся в одном из углов. На нескольких селищах Среднего Поднепровья были обнаружены следы юртообразных жилищ, характерных для кочевников-тюрок.

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД
Погребальными памятниками культуры являются грунтовые могильники, содержащие погребения по обряду сожжения на стороне. Могильники, занимающие небольшую площадь, располагаются в непосредственной близости от поселений. Кремированные останки помещали в глиняные сосуды-урны, которые устанавливались на дно неглубоких округлых ям или просто рассыпались на их дне. Известны случаи, когда жженые кости были накрыты перевернутой вверх дном урной. В одной погребальной яме может находиться от 1 до 3 урн. Погребения сопровождаются украшениями, иногда встречаются ритуальные сосуды.

МЕТАЛЛУРГИЯ
Памятники пеньковской культуры характеризуются довольно большим количеством различных находок из черного и цветных металлов. На нескольких селищах найдены железные наральники, мотыжки и серпы. Обычной находкой являются железные ножи, глиняные пряслица биконической и округлой формы. Встречаются отдельные наконечники стрел и копий, украшения из бронзы и серебра: фибулы различных форм, подвески, поясные пряжки и бляхи. Массовым материалом является керамика — фрагменты лепных сосудов: биконических или округлобоких горшков, сковород.

КЕРАМИКА
Пеньковская керамика, как правило, не орнаментирована. Иногда встречаются сосуды, украшенные насечками по венчику или налепами под венчиком.

УКРАШЕНИЯ
С территорией части пеньковской и колочинской культур связаны находки кладов VII в., которые иногда называют «антскими». Для них характерны прежде всего различные детали поясной гарнитуры (пряжки, накладки, наконечники ремней), богато орнаментированные, пальчатые фибулы и другие женские украшения. Прототипы этих вещей восходят к некоторым культурам Юго-Восточной Европы, но их наборы и состав, определяющие убор, во многом оригинальны. Появление группы кладов, сокрытых в течение относительно короткого периода, знаменует финал пеньковской и колочинской культур. Это событие, по-видимому, можно связывать с продвижением населения, близкого поздней пражской культуре.

ЕЩЕ
Памятники пеньковской культуры занимают территорию, совпадающую с той, которую, по сообщению Иордана, занимали анты — он писал, что они живут на землях от Днестра до Днепра на излучине Черного моря. Согласно Прокопию Кесарийскому, анты и склавены (славяне) имели общий язык, одинаковый быт, обычаи и верования, а когда-то «даже имя у славян и антов было одно и то же». Византийцы совершенно определенно отличали антов от славян среди наемников, используя в своих целях распри между этими группировками.
По мнению ряда лингвистов, этноним анты имеет иранское происхождение. Так, видимо, ираноязычное население Северного Причерноморья назвало славян, расселившихся на юго-восточной окраине славянского мира.

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ) ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

Из состава Гапоновского клада

Клад залегал в культурном слое поселения колочинской культуры (6 – 7 века), в 2,5 км к северо-востоку от северной окраины с. Гапоново Кореневского района Курской обл.
В состав клада входят 411 предметов.

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

Графическая реконструкция раннеславянского воина по археологическим находкам (вооружение, детали поясных наборов, антропоморфные и зооморфные накладки), а также по Велестинским фигуркам, и изображениях варваров на позднеримских барельефах.

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

Зарисовки находок из состава "Мартыновского клада".

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

Графическая реконструкция раннеславянских воинов по археологическим находкам (вооружение, детали поясных наборов и др.), а также по Велестинским фигуркам, и изображениях варваров на позднеримских барельефах.

Автор : Сергей Шаменков

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

Графическая реконструкция раннеславянского воина по археологическим находкам (вооружение, детали поясных наборов, антропоморфные и зооморфные накладки), а также по Велестинским фигуркам, и изображениях варваров на позднеримских барельефах.

Автор : Сергей Шаменков

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

Пластины
VI-VII вв.
Из клада вблизи с. Мартыновка, Черкасская область Украины. 1909 г

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх