Свежие комментарии

  • Юрий Московский
    Было соглашение о возвращении. Оно до сих пор не выполнено. Пусть исполняют, если честные люди."Волк" Ивана Гроз...
  • Александр Станков
    ничего общего с историей..Реконструкция ран...
  • Михаил Фадеев
    Интересно - почему наши их не забрали после победы в Северной войне? Надо было забрать, хоть они и устарели к тому вр..."Волк" Ивана Гроз...

Миланский доспех.

 Миланский доспех.

Миланский доспех — полный латный итальянский доспех, появившийся в конце XIV и существовавший до начала XVI века. Это первый тип доспехов, в котором латы (стальные пластины) закрывали всё тело.

Миланским, или италийским доспехом называется полный белый доспех закрывающий практически всю поверхность тела крупными округлыми гладкими стальными пластинами. Основной отличительной чертой доспехов этого стиля является округлая кираса, передняя и задняя часть которой состоят из двух крупных сегментов; а также широкие наплечники с крупными бортами для отражения копья. Причем левый наплечник особенно массивный и защита предплечья и плеча представляют одну деталь. Наиболее характерным шлемом для италийского доспеха считается "Арме". Изготавливались итальянскими мастерами и шли на экспорт по всей Западной Европе, отсюда и название. Самые крупные мастерские, как нетрудно догадаться, находились в Милане.
Изучая развитие и конструкцию миланских доспехов, начиная с середины XV и до начала XVI века, можно отметить, что конструкция доспеха принципиально не менялась.
Большая часть доспехов состоящих в частных коллекциях собраны из сохранившихся деталей, принадлежавших когда-то разным комплектам. Вообще большинство миланских доспехов, украшающих теперь интерьеры богачей, являются подделками и новоделами.

Но есть и подлинники, низкий поклон тем кто сохранил подлинную часть истории для потомков.

Полностью сохранившихся комплектов осталось не больше десятка. У остальных явно не хватает деталей, или же они подвергались переделкам.

Типичный миланский доспех состоял из следующих элементов:


1. Шлем типа «Арме» с диском (итал. Elmelto);
2. Подбородник с шейными сегментами (итал. Guardocollo volante orbaviera volante);
3. Корпус, состоящий из передней составной кирасы и составного наспинника (итал. Corpo composto all’Italiana);
4. Наплечники с дополнительными защитными усилениями (итал. Spallacci соп buffa);
5. Наручи с дополнительной защитной пластиной, на правом налокотнике и защитным усилением налокотника с левой стороны (итал. Bracciali, di сиг il dastro соп sopracubiliera е il sinistro соп guardobraccio);
6. Латные рукавицы (итал. Monopole);
7. Поножи (итал. Gambiera).

Ну а если рассматривать подробнее, то весь доспех состоит порой из 200 пластин. Поэтому лучше просто показать всю схему на примере одного из наиболее из известных доспехов.
На рисунке показаны наиболее крупные и важные детали миланского (италийского) доспеха согласно английской и русской оружейной терминологии. Сохранившихся кольчужных деталей у него нет, но они могли быть. Термины обозначающие детали доспеха буквально не переводятся, тем более что некоторые слова доставляют немало хлопот переводчикам. Например в компьютерной игре Diablo II, выпуска начала 2000-х наголенники назывались "могилы" только потому что по-английски они звучат "greaves". Placart и breasplate часто меняются значениями, хотя Placart - защита живота, а breasplate - защита груди, но в 16 веке они срослись в одну единую пластину, которая и по-английски может называться так и так. Почти на всех сохранившихся миланских нагрудниках есть крюк для фиксации рыцарского копья. В постсоветском оружиеведении его принято называть словом "фокр", а по английски - "mount of the lance rest".

В местах где затруднительно обеспечить пластинчатую защиту, все еще пользовались кольчужной. Для этого лоскутки кольчуги пришнуровывались к поддоспешной одежде. Бронированные пластинчатые башмаки – сабатоны очень затрудняют пеший ход (промолчим уже про шип на носке) – их заменяли кольчужные. Также необходимо учитывать тот факт, что для кольчужных сабатон можно взять и разобрать старую кольчугу.
Миланский доспех.

А вот и оригинал доспеха приведенного на рисунке выше. Доспех 1460 - 1480, хранится в г. Мантуя (Италия), инв. ном. В2, Епархиальный музей Санта-Мария делле Грацие ди Куртатоне, изготовлен в г. Брешиа (Ломбардия, Северная Италия). Мастера изготовившие его точно неизвестны. Изготовителями могли быть Питер Кастелло, Бернардино Кантони, Джованни Кастелло, Кристофер Капелли.
Миланский доспех.
Миланский доспех.



Ниже представлен, ставший хрестоматийным комплект Миланской брони, принадлежавший члену семьи фон Матш (Matsch), владельцев замка Хурбург (Schloss Churburg), датированный где-то 1455 годом. Ныне экспонируется Художественном музее-галерее в Глазго (Шотландия).
Этот комплект брони была почти наверняка принадлежащие члену семьи фон Матш (Matsch) замка Хурбург в итальянском Тироле, который в средние века был территорией Германии (ныне Австрия). Этот замок теперь принадлежит семье Трапп – наследникам фон Матшей в непрерывной последовательности. Начиная со Средних веков и до нынешнего времени в этом замке хранятся доспехи этих двух семей. Комплект итальянского доспеха, показанного ниже, покинул Хурбург совсем недавно, в 1930 году, его родословная точно известна.
Возраст этих лат более пяти сотен лет. Еще более впечатляющим является тот факт, что этот комплект доспехов очень близок к оригиналу. Но если правая латная рукавица является подлинной, то левая современного производства. Шлем Барбют (Barbuta), по времени производства соответствует остальной части комплекта доспеха, но ему не принадлежит. Но этот шлем прекрасен сам по себе, сохранилась также его оригинальная мягкой подкладка. Кольчуга тоже, скорее всего, относится к доспеху лишь по периоду, потому что в это время редко носили полную кольчужную рубашку под латами. Ограничиваясь лоскутками кольчуги, прошнурованными к поддоспешной куртке.
Некоторые детали также отсутствует. В частности, четыре кожаных ремешка предназначены для свисающих с латной юбки пластин налядвенников, для защиты уязвимых мест между юбкой и набедренниками, указывают на то, что эти детали были, но в настоящий момент утеряны. Кроме того, отломан крюк для фиксации копья. Есть вмятины на латной юбке, наверное от копья или арбалетного болта.
В общем виде это прекрасный образец миланского латного доспеха, гладкой округлой формы с плавными изгибами, общего стиля разработанного в Италии в 15 веке. Левая сторона в большей степени защищена. Рабочий, функциональный и надежный доспех, которому мастера смогли придать элегантность. Вес доспеха (без новодельной рукавицы и кольчуги) - 25,85 кг.
Репутация итальянских оружейников была такова, что оружие и защитное снаряжение их производства были востребованы по всей Европе. Комплекты миланских (италийских) доспехов использовались по всей Западной Европе, и конкурировали с изделиями оружейников юга Германии и Австрии.
Доспех 1440 - 1445 гг. Хранится в Глазго (Великобритания/Шотландия) инв. ном. AGM 39-65, AVANT, бывший цейхгауз замка Хурбург инв. ном. CH 20. Изготовлен в мастерских Миcсалья в Милане, мастерами: Джиовани Корио, Абмброцио Корио, Беллино Корио, Дионисио Корио, Джованни Гаравалле. Шлем того же происхождения, бывший инв. ном. CH T57, с. 1470
Миланский доспех.
Миланский доспех.

Еще один доспех из цейхгауза замка Хурбург (Австрия) инв. ном. CH 18, изготовлен в 1410-1415 мастерами О. и Т. шлем изготовлен (переделан) в Милане 1425-1430 мастером Баззарио ди Треззо.

Миланский доспех.
Миланский доспех.

И еще один доспех из Хурбурга (Австрия) CH 19, изготовлен в 1445 - 1450 гг. Доспех принадлежал Ульриху фон Матшскому IX , графу фон Кирхбергскому. Милан, мастерская Пьер Иннокентий Фаерно, Антонио Мисалья, Джованни Негрони.

Миланский доспех.

Вена (Австрия) инв. ном. WS A 2. Французкий стиль, доспех Фредерика I Пфальцграфа Рейнского. Изготовлен в 1451 году в Милане. Мастерами Томазо Негрони (Мисслья), Пьер Инзерно да Фаерно, Антонио Миссалья.

Миланский доспех.
Миланский доспех.

Берн (Швейцария) Исторический музей инв. ном. SBZ102. Трофейный бургундский доспех (мастерская Томазо Мисалья, Милан, 1440-50), взятый при Грансоне. Шлем гранбацинет (мастерская Трейтца, Инсбрук, 1440-50.) и защита ног не относятся к этому доспеху.
Миланский доспех.

Несколько средневековых изображений миланских доспехов.
Изображение Жанны Д'Арк в миланском доспехе «французского стиля». 1450 – 1500 года
Миланский доспех.

Фрагмент картины "Мадонна с младенцем и святыми" (алтаря Монтефельтро). Автор Пьеро делла Франческа, 1472 год. Находится в Пинакотеке Брера, Милан.
Миланский доспех.

Портрет Федерико да Монтефелтро и его сына Гуидобальдо. 1475г, худ. Педро Беррунете
Миланский доспех.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх