Японская интервенция на Дальнем Востоке 1918-1925 гг. Инфографика

20 января 1925 года в Китае была подписана советско-японская конвенция об основных принципах взаимоотношений. После длительной военной интервенции, которая продолжалась с 1918 по 1925 год, Япония обязалась вывести свои войска с Северного Сахалина к 15 мая 1925 года.

Начало интервенции Антанты было положено высадкой британских и японских кораблей на Дальнем Востоке. Непосредственным поводом для вторжения послужило убийство двух японских служащих коммерческой компании 4 апреля 1918 года. 5 апреля, не дожидаясь расследования дела, японцы высадили во Владивостоке десант под предлогом защиты своих подданных.

Вслед за японцами в город приплыли еще и англичане. Другие иностранные войска начали прибывать во Владивосток в августе 1918 года.

Японская интервенция охватила Приморскую, Амурскую, Забайкальскую области и Северный Сахалин и нанесла существенный ущерб экономике Дальнего Востока. В частности, в результате бесконтрольного вылова в российских территориальных водах пострадал рыбный промысел. Только с Приморья японские промышленники вывезли сельдь в количестве: в 1919 году — 14 374 449 шт. (52% всего улова), в 1920 — 14 889 864 шт. (6 % всего улова), в 1921 — 25 924 361 шт. (75% всего улова). Были угнаны тысячи лошадей и голов скота, переправлялись пароходы и баржи, вывозились инструменты, рельсы и шпалы, чугун, сталь, цветные металлы, сера и фосфор, воск, резина и селитра, спички, кофе, чай, нафталин, военное обмундирование, снаряжение и т. п.
После разгрома Колчака в 1920 году на Дальнем Востоке было создано буферное государство и провозглашена Дальневосточная Республика (ДВР) со столицей в Чите. После подписания с ДВР Гонготского соглашения 17 июля 1920 года Япония согласилась на вывод своих войск из Забайкалья. Под японским контролем осталось только Приморье. Японские войска оставались на Дальнем Востоке до 1925 года. Одной из причин их ухода стала усталость армии и тяжёлая социально-экономическая ситуация внутри Страны восходящего солнца.

Источник ➝

Известия немецких хронистов о битве русских с ордынцами в 1380 г.

 

Немецкие хроники конца XIV — начала XV века и позднейшие сочинения, основанные на их известиях, сообщают о битве русских с ордынцами, в которой нетрудно узнать знаменитое сражение на Дону. Детмар Любекский — монах францисканского ордена — жил в Торнском монастыре, где и вел хронику на латыни вплоть до 1395 года. Иоганн фон Позильге, чиновник из Помезании, живший в Ризенбурге, писал хронику на латинском языке с 60—70-х годов XIV века до 1406 года. Обе названные хроники впоследствии, около 1395—1419 годов, были переведены соответственно на нижненемецкий и верхненемецкий языки.

Ранние хроники использовал в своем труде "Вандалия" богослов и историк Альберт Кранц, родившийся в середине XV века в Гамбурге, где он служил соборным деканом (старшим священником храма) и умер в 1517 году. "Вандалия" доведена до 1501 года и была издана уже после смерти автора, в 1519 году. Детмар, Позильге и Кранц с небольшими вариациями повторили известие о битве русских с татарами, которое, возможно, попало в Германию благодаря купцам прибалтийских городов (союз этих городов назывался Ганзой), торговавших с Русью и Литвой. В 1381 году в Любеке проходил ганзейский съезд, и здесь же находился один из названных хронистов — Детмар.
      Известие немецких хроник нельзя целиком принимать на веру. Место битвы Позильге и Кранцем ошибочно перенесено с Дона к Синей воде — реке, притоку Южного Буга, где в 1363 году литовскому великому князю Ольгерду удалось разгромить ордынские отряды и тем самым остановить дальнейшее продвижение войск Джучиева улуса на запад. Рассказ о победоносной акции литовского войска ("литовцы отняли у русских добычу и множество их убили в поле") не подтверждается русскими источниками. Летописная повесть 1425 года свидетельствует лишь о том, что Ягайла, пришедший "всею силою литовскою Мамаю пособляти", опоздал на один день или меньше. Некоторые исследователи предполагают, что у Детмара и в сходных с ним известиях речь идет о малозначительном ограблении передовыми отрядами Ягайлы арьергардов русской дружины, возвращавшейся с поля боя. Однако, если вспомнить, что войска Дмитрия возвращались по территории Рязанского княжества, не участвовавшего в битве с Мамаем и потому сохранившего свое войско, возможны два предположения: Либо хронисты ошибаются, допуская беспрепятственное вторжение Ягайлы на земли Рязани, либо литовцы действительно, по договоренности с рязанским князем Олегом, ограбили на рязанской земле какие-то отряды Дмитрия Ивановича. В позднейших источниках князь Олег, объявленный "изменником", обвиняется в ограблении московских отрядов, возвращавшихся домой с Куликова поля. Возможно, в этих свидетельствах имеется какая-то доля истины.

 

ХРОНИКА ДЕТМАРА

      Там сражалось народу с обеих сторон четыреста тысяч. Русские выиграли битву. Когда они отправились домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были призваны на помощь татарами, и литовцы отняли у русских их добычу и множество их убили в поле.

ХРОНИКА ПОЗИЛЬГЕ

      В том же году была большая война во многих странах, особенно так сражались русские с татарами у Синей Воды, и с обеих сторон было убито около 40 тысяч человек. Однако русские удержали [за собой] поле. И, когда они шли из боя, они столкнулись с литовцами, которые были позваны татарами, туда на помощь, и убили русских очень много и взяли у них большую добычу, которую те взяли у татар.

"ВАНДАЛИЯ" А. КРАНЦА

      В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение на месте, которое называется Синяя Вода. Как обычно сражаются оба народа не стоя, а набегая большими вереницами, бросают копья и ударяют, и вскоре отступают назад. Победители русские захватили немалую добычу — скот, так как [татары] почти никакой другой [добычей] не обладают. Но не долго русские радовались этой победе, потому что татары, соединившись с литовцами, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли, и многих из русских, повергнув, убили. Было это в 1381 г. после рождения Христа. В это время в Любеке собрался съезд и сходка всех народов общества, которое называется Ганзой.

Текст печатается по изданиям: "Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла. К вопросу о времени написания "Слова". М.—Л., 1966, с. 507—509 (статья Ю.К. Бегунова); Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982, с. 160-161.

Популярное в

))}
Loading...
наверх