«Исторический» фильм «Орда» или история одного впечатления.

      В сентябре 2012 г. на экраны вышел художественный фильм «Орда» (рабочее название «Святитель Алексий»). Сюжет фильма связан с поездкой в августе 1357 г. митрополита Алексия в Орду для лечения царицы Тайдулы, матери царя Джанибека. Это реальное историческое событие в фильме показано следующим образом. 
      Царица Тайдула внезапно ослепла. Ее пытались лечить разные колдуны и врачеватели. Ничего не помогло. Тогда Джанибек посылает гонцов в Москву за «русским колдуном» митрополитом Алексием, угрожая, что если тот не прибудет в Орду, то Москва будет сожжена. Алексий знает, что вылечить Тайдулу он не в состоянии. Однако по просьбе князя Ивана Ивановича в сопровождении слуги Федьки едет в Орду. Около больной Тайдулы он молится, пытается лечить, а точнее, имитирует лечение, но сам не верит в благоприятный исход. Когда бесполезность Алексия стала очевидна, Джанибек в бешенстве приказывает раздеть его донага, отобрать все (в том числе Федьку) и выгнать из города. Алексий длительное время ходит по степи, работает вместе с невольниками, подвергается всевозможному насилию, насмешкам и оскорблениям от ордынцев и рабов. Его хотят убить, но этого не допускает приближенный Джанибека. По приказу царя он следит, чтобы Алексий не умер раньше времени. Джанибек хочет сжечь Москву и насладиться страданиями, которые причинит при этом Алексию. В общем, полный набор татарских зверств. Брошенный всеми Алексий лежит без сознания и готовится отойти в лучший мир. В это время к нему приходят посланники царя и сообщают, что Тайдула прозрела. Видимо, после того как Алексий не смог помочь, Тайдулу никто не лечил, а в силу каких-то причин наступило улучшение зрения. Наивные татары приписали чудо колдовству Алексия. Ему вернули одежду и верного Федьку, подарили лисью шубу, посадили их на коней и отпустили в Москву. 
      В действительности данный сюжет полностью не соответствует исторической правде. Грубо искажены реальные отношения между Ордой и Русью, сфальсифицированна политика правителей Орды в отношении Русской православной церкви. 
      Прежде всего грубому искажению подверглась история исцеления Тайдулы святителем Алексием. Сам он показан, как достаточно никчемная личность, не верящая ни в себя, ни в бога. 
      В действительности митрополит Алексий (1293 – 1378 гг.) был, пожалуй, самым выдающимся политическим и религиозным деятелем Руси ХIV в. Являясь митрополитом Киевским и всея Руси, он более двадцати лет управлял Московским княжеством (в церковных текстах его именуют «митрополитом Московским и всея России»). Алексий сумел отразить агрессию против Москвы со стороны Литвы и сохранить единство Русской православной церкви. Его политика способствовала окончательному закреплению Великого княжения за московскими князьями, что ускорило создание единого Русского государства. Алексий не дожил до 1380 г., но воспитал будущих героев Донского побоища князей Дмитрия Ивановича Донского и Владимира Андреевича Храброго. Он создал союз русских князей, которые вывели свои полки на Куликово поле.
      Философско-религиозные труды Алексия оказали большое влияние на Русскую православную церковь. Он обладал медицинскими познаниями и лечил не только духовные, но и телесные болезни. Люди того времени воспринимали мир через религию и верили, что праведники способны по воле божьей творить чудеса. Вера в чудо наряду с медицинской помощью иногда позволяла излечиться от самых тяжелых болезней. Уже при жизни Алексий слыл праведником и чудотворцем. Через 50 лет после смерти он был канонизирован. Джанибек и Тайдула, приглашая Алексия, верили в его чудесные способности, тем более что были с ним знакомы. Улаживая политические и религиозные дела, Алексий неоднократно бывал в Орде. 
      Подробно о поездке Алексия для лечения Тайдулы рассказано в «Житии святителя Алексия, Митрополита Московского»:
«Слава о святителе Алексии широко распространилась, и даже язычники, не знающие Христа, почитали его как чудотворца. Татарский хан Джанибек, слыша, что Бог творит чудеса по молитвам святого Алексия, обратился с просьбой к великому князю Московскому прислать ему человека Божия, чтобы он помолился о царице Тайдуле, три года назад ослепшей. В противном случае грозил Джанибек войной и разорением. Святый Алексий исполнился скорби, ибо не думал он, что ему по силам такое дело. Но по просьбе великого князя он все-таки поехал к хану Джанибеку. Перед отъездом совершил молебен в Успенском соборе со всем духовенством. Во время молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. И было это добрым знамением святому Алексию, что Господь благоволит ему и благословляет его на путь. 
      Взял с собой святитель Алексий немного воска от той свечи, изготовил малую свечку. И отправился в путь со всем клиром, уповая на милость Божью. Еще до прибытия блаженного Алексия в ханскую столицу царица Тайдула видела сон – увидела она святителя Алексия в архиерейском облачении в сопровождении иереев. И повелела царица приготовить для святого Алексия и священников драгоценные облачения. Вышел хан Джанибек навстречу святителю, встретил его с великой честью. И начал святитель Алексий молебствование, зажегши малую свечку свою от гроба святого Петра, а после продолжительных молитв окропил освященной водой царицу Тайдулу, и она тотчас прозрела. Все дивились славному и дивному чуду и восхваляли Бога. Хан Джанибек с великой честью и щедрыми дарами проводил святителя Алексия и его спутников на родину».
      Как видим, обстоятельства поездки Алексия, изложенные в житии, разительно отличаются от показанного в фильме. Совпадает только один момент: угрозы Джанибека войной в случае отказа Алексия прибыть в Орду. Однако думаю, что в реальности не было и этого. Житие – это не хроника, а поучительный рассказ о выдающейся личности, его основная цель – преподать читателю урок, заставить восхититься духовным подвигом. Автор жития хотел показать, что верой в Бога Алексий совершил чудо и отвел от своей земли большую беду. В действительности у Джанибека не было необходимости подкреплять свой приказ угрозами. Алексий был его подданным и обязан был выполнить распоряжение царя, тем более что в Орде он бывал неоднократно. 
      Помимо жития имеются и другие исторические источники, указывающие, что Алексий ездил в Орду и исцелил Тайдулу. Сохранился ярлык, выданный Тайдулой митрополиту Алексию в ноябре 1357 г., согласно которому Русская церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. По преданию, Тайдула в благодарность за исцеление также подарила Алексию земельный участок в Московском Кремле, занятый ордынским подворьем. Впрочем, некоторые историки этот факт оспаривают. 
      К сожалению, в фильме искажению подверглась не только история излечения Тайдулы. Все, связанное с Ордой, ее жителями, ее правителями, показано в исключительно негативном свете. Для этого использованы все возможности кино, от общих планов, до облика и поступков отдельных героев, как основных, так и второстепенных. 
      Для того чтобы понять, что в те времена представляла Орда, следует напомнить, что в середине ХIV в. в ее состав входили Крым, Причерноморье, Поволжье, Северный Кавказ, Казахские степи, Хорезм, Урал и Западная Сибирь. Татарам платили дань Русь, Болгария, Сербия, Византия и много другие страны и народы. Тюрки так и называли эту страну – Улу Улус (Великое государство). Иногда о нем говорят, как об «Улусе Джучи» (Джучи – сын Чингисхана, потомки которого правили Улусом). В ХVI в., когда Орда уже погибла, то русские, вспоминая об этой, ставшей легендарной, стране, дивясь ее былому величию и славе, стали добавлять эпитет «Золотая». Под названием Золотая Орда это государство и вошло в историю. 
      Столица Орды – Сарай аль-Джедид (Новый дворец) славился великолепными дворцами, мечетями, садами, банями. Это был город с бесчисленным количеством купцов и ремесленников, где шла торговля с Европой, Малой Азией, Багдадом, Ираном, Египтом, Индией, Китаем. Городов, равных Сараю, на Руси и в Западной Европе не было. Всего в Орде было более 100 больших и малых городов.
      Однако в фильме Орда – это бескрайние степи, по которым шатаются люди без определенного занятия. Не страна, а сплошное недоразумение. Сарай показан как нечто гигантское и несуразное. Он заселен исключительно нищими и попрошайками. Ничто не напоминает в нем столицу мировой державы. 
      Царь Орды Джанибек (правил в 1342 – 1357 гг.) показан крайне грубым и примитивным. В начале фильма он убивает своего брата Тинибека, затем любуется убийством пленных, а в конце умирает во время очередного дикого праздника. Это не государь великой страны, а хамоватый бандит с большой дороги. В действительности Джанибек, «Добрый» (так назвали его русские летописцы) был крупным государственным деятелем и выдающимся полководцем. Восточные источники и русские летописи связывают с его именем целый ряд мер по усилению роли ислама, укреплению городов, поощрению научного и художественного творчества, расширению владений государства. Будучи мусульманином, Джанибек не обижал и христиан. При нем практически прекратились набеги на русские земли, а епископ Русской православной церкви в Сарае Иоанн пользовался таким авторитетом, что неоднократно представлял Орду при общении с другими странами (в основном христианскими). Об этих сторонах деятельности Джанибека в фильме нет ни слова. 
      Его приближенные также убивают всех подряд, превосходя в этом даже своего предводителя. Так, выгоняя от Тайдулы очередного знахаря, Джанибек говорит придворному сделать так, чтобы он его больше не видел. Тот вывел несчастного из царской юрты и зарезал. Джанибек вздыхает: «Я разве просил его убивать, что за народ, дикий народ…» 
      Выходит, что и вся Орда – это дикий народ. В фильме вообще все сцены с участием татар связаны с насилием, издевательствами над людьми, в основном русскими, убийствами. 
      В истории Орды царица Тайдула (? – 1360 г.) занимает особое место. На протяжении почти 40 лет она сохраняла огромное влияние на все дела государства. От нее даже зависело, кто займет трон. Ее поддержка позволила Джанибеку в 1341 – 1342 гг. в ходе борьбы за власть победить Тинибека и стать царем. Эта женщина самостоятельно вела дела Орды, принимала послов, выдавала ярлыки, творила правосудие. В поисках справедливости к ней обращались как к высшей инстанции. Недаром болезнь Тайдулы так взволновала Джанибека. Она была не только матерью, но и полноправным соправителем, ее болезнь нарушала всю систему высшей власти в Орде. 
      Однако в фильме эта выдающаяся женщина, стоящая в одном ряду с Елизаветой I Английской и Екатериной II Великой, показана примитивной и жестокой. Они ни разу не демонстрирует своих выдающихся способностей, зато подчеркнуто равнодушно воспринимает убийство сына Тинибека, с ее подачи татары устраивают массовое убийство пленных. Трудно понять, почему жители Сарая даже навоз ее лошади считают чудодейственным. 
      Совершенно не соответствует действительности сцена приезда татарских гонцов в Москву. На лошадях они въехали в храм, а русские, которым нанесено тяжкое оскорбление, продолжают молиться, как ни в чем не бывало. Затем гонцы подчеркнуто грубо разговаривают с князем Иваном Ивановичем, щелкают в его присутствии орехи, всем своим видом и поведением показывают полное к нему презрение. Вообще гонцы напоминают бродяг, а не гонцов великого государя. 
      В действительности Православная церковь пользовалась у татар большим уважением. Они знали, что русские стерпят личное оскорбление, но не простят осквернения святынь, и старались этого не допускать. (Очевидно, создатели фильма спутали посланцев Джанибека с группой «Пуси Райот».) В отличие от послов гонцы занимали в государстве достаточно низкое место, так как не представляли своего государя, а только передавали его волю. Грубить московскому князю им было «не по чину». Тем более что Иван Иванович являлся не только данником, но и родственником царя. Его дядя Юрий Даниилович был в свое время женат на Кончаке (Агафье) – тетке Джанибека. Татары и русские с таким родством считались.
В самом начале фильма, принимая послов Папы Иннокентия VI, царь Тинибек демонстрирует полное невежество. Он ничего не знает о католичестве и Папе, его интересуют только подарки. 
      Мог ли царь Орды быть таким невеждой? Татары постоянно имели дела с католиками (Польшей, Венгрией, Чехией, Генуей и т.д.). В Сарае у купцов из Европы был торговый двор с католической церковью. Отец Тинибека царь Узбек уделял большое внимание наукам, одной из самых полезных почиталась география. Вряд ли учителя не объяснили царевичу, где восток и запад. 
      Очевидно, что незнание царя не соответствует действительности, но этот сюжет должен подчеркнуть неграмотность и жадность ордынцев и всего Востока. Нужно также сказать, что Тинибек не мог принимать послов Иннокентия VI. Под этим именем Козимо Этьен Обер стал Папой в 1352 г. (через 10 лет после смерти Тинибека). Следовательно, невежество проявил не Тинибек, а создатели фильма.
      Послы Папы сообщили Тинибеку, что не привезли ему подарков, так как по дороге их ограбили ордынцы. Могло ли такое произойти в действительности? На дорогах Орды были караван-сараи, где путники могли отдохнуть и запастись провизией. Наиболее опасные участки пути охранялись, существовала система ямщиков, которую в дальнейшем заимствует Русское государство. О спокойствии на дорогах Орды свидетельствуют многие путешественники. Так, итальянец Франческо Пеголотти в книге «Торговое дело», написанной в 1340 г., отмечал, что путь из Таны (город в устье Дона) в Китай через Орду вполне безопасен и днем и ночью. Арабский историк Ибн-Араб шах, побывавший в Орде в 30 – 40-е годы XIV в., писал: «Выезжают, бывало, караваны из Хорезма и едут себе на телегах, без страха и опаски, вплоть до Крыма, а переход этот около трех месяцев». Если простые путешественники чувствовали себя безопасно, то что сказать о послах Папы? Видимо, они сами разворовали подарки, а свалили на татар. Впрочем, это вполне соответствует нравам католической церкви. 
      По ходу фильма гонимый всеми Алексий находит поддержку у послов Папы, которые оказывают ему помощь, дают одежду, предлагают у них остаться. Достаточно грубым приемом «цивилизованный» Запад противопоставляется «дикому» Востоку. Зрители фильма должны понять, что только Запад способен к помощи и состраданию, а Восток жесток и беспощаден. Кстати, Тинибек был убит в 1342 г., а Алексий лечил Тайдулу в 1357 г. Ничего не скажешь, задержались послы, за 15 лет не один Папа сменился.
      Нелепости фильма можно продолжать еще очень и очень долго. 
      В заключение хочу сказать, что Золотая Орда сыграла исключительную роль в истории Руси. Много раз ордынцы вторгались в русские земли и жестоко их грабили, тяжелые дани разоряли Русь, многочисленные войны с ней вошли в генетическую память русского народа. 
      Вместе с тем власть Орды способствовала установлению на Руси порядка взаимоотношений между князьями, сокращению междоусобиц. Русские не только страдали от Орды, но и неоднократно получали от нее помощь при защите своих рубежей от литовцев, поляков, немцев и других захватчиков. Русь во многом переняла у Орды систему управления, был заимствован и высокий уровень веротерпимости. Через Орду русские установили связи со Средней Азией, Ираном, Китаем, Индией и другими странами Востока. 
      Русские называли монархов Орды царями, что соответствовало императорскому титулу на Западе. Когда Орда ослабла и распалась, то царский титул органично перешел русским государям. Приняв помазание на царство, Иван IV Грозный (по материнской линии потомок Джанибека) принял на себя и наследие Орды. Это помогло быстро присоединить бывшие ордынские владения: Поволжье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ. На Западе вообще не заметили замену Орды на Русь. Даже в ХVIII в. в Европе на географических картах Русское государство нередко отмечали, как Тартария или Татария.
      Из Орды вышли многие знатные рода: Суворовы, Юсуповы, Аракчеевы, Аксаковы, Голенищевы-Кутузовы, Огаревы, Ахматовы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы, Карамзины, Тухачевские, Танеевы, Тимирязевы, Чаадаевы и другие. Верой и правдой они служили России.
      Ни один народ не оказал на русских такого влияние, как татары. Без них русичи не стали бы русскими, а Русь – Россией. Русское государство по праву считается приемником Орды. История Орды – это часть истории России, часть истории моей Родины. 
     К сожалению, фильм «Орда» не способствует пониманию этой простой, но очень сложной истины. Главная мысль, проходящая красной нитью через всю картину, – это враждебность Востока, его дикость и вечная опасность для Запада. После просмотра возникает чувство стыда, отупения и какой-то беспросветной тоски. Наверное, такие же чувства будут испытывать наши потомки, созерцающие фильмы о бытии России под внешним управлением (иго-2), после поражения СССР в холодной войне.
 

А.А. КУЗНЕЦОВ. 
 г. Москва

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб