«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»: неразгаданная тайна полотна Николая Ге, которое не показывают посетителям Третьяковки

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»: неразгаданная тайна полотна Николая Ге, которое не показывают посетителям Третьяковки

Николай Николаевич Ге. «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». (1874). Фрагмент.

Картина Николая Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» — это самое выдающееся произведение русской исторической живописи 19 века, где Екатерина Алексеевна является героиней, играющей главную роль исторического сюжетного полотна. Судьба этой картины была предопределена современниками, которые ее не поняли и приняли как творческую неудачу. Уж слишком замысловатой и загадочной она казалась им. К сожалению, и в наши дни это полотно хранится в запасниках Третьяковской галереи и не является экспонатом основной экспозиции. Тем не менее интерес публики к ней огромен.

Николай Ге — выдающийся художник исторической и религиозной живописи

Говоря о Николае Ге нельзя обойти стороной историю происхождения такой необычной фамилии. Еще дед Николая, носивший фамилию Gay, приехал в Россию из Франции в конце 18 столетия. И ввиду высокого происхождения ему сразу же было пожаловано звание потомственного дворянина Российского государства.

Автопортрет. Николай Николаевич Ге. (1892).

Автопортрет. Николай Николаевич Ге. (1892).

Сам же Николай Ге был рожден в Воронеже в 1831 году. В три месяца от роду остался без матери, и до десяти лет воспитывался крепостной нянькой в деревне. В 1841 году поступил в киевскую гимназию, где педагоги сразу отметили выдающиеся способности гимназиста к рисунку и пророчили ему будущее художника. Но судьба мальчика была предопределена отцом, который видел его студентом физико-математического факультета.

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»: неразгаданная тайна полотна Николая Ге, которое не показывают посетителям Третьяковки

«Саул у Аэндорской волшебницы». (1856). Автор: Николай Ге

Отучившись два года, Николай оставляет университет в Киеве и поступает в Императорскую Академию художеств в Петербурге. Он был одним из прилежных учеников Академии, и уже через семь лет, в 1856 году, был награжден Большой золотой медалью за полотно «Саул у Аэндорской волшебницы», что дало право молодому дарованию совершенствовать свое ремесло за границей за счет Академии. Николай Ге, проходя стажировку, посещает все страны западной Европы. И уже живя во Флоренции, напишет знаменитое свое полотно «Тайная вечеря», за которое Академия художеств удостоит художника звания профессора, минуя звания академика. И еще он был избран Действительным членом Императорской Академии художеств. А сама гениальная картина была куплена императором Александром II.

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»: неразгаданная тайна полотна Николая Ге, которое не показывают посетителям Третьяковки

«Тайная вечеря». (1863). Автор: Николай Ге.

Но как бы не велики были почести и звания у художника, многие его картины не имели успеха, в том числе и полотно «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы».

И в 1875 году произойдет в жизни мастера момент, когда он полностью поменяет жизненную философию, решив, что искусство не может служить средством к существованию. Из-за материальных проблем Николай Ге покидает Петербург и селится на небольшом хуторе Черниговской губернии. Забросив живопись, художник занялся сельским трудом, а на досуге вопросами морали и религии.

Предистория лежащая в основе создания картины «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы».

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»: неразгаданная тайна полотна Николая Ге, которое не показывают посетителям Третьяковки

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». Фрагмент. Автор: Николай Ге.

Чтобы понять сюжетную линию, заложенную автором в содержание этого произведения, нужно заглянуть в исторические события той эпохи.

25 декабря 1761 года умирает императрица Елизавета Петровна. Вечером того же дня Петр III, уже провозглашенный императором, устраивает радостное пиршество по такому случаю.

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»: неразгаданная тайна полотна Николая Ге, которое не показывают посетителям Третьяковки

«Портрет Елизаветы Петровны». Автор: Вигилиус Эриксен

Организацию похорон новоиспеченный император доверил своей супруге. И в то время как Екатерина, облаченная в траур, все свое время уделяла устройству предстоящей церемонии погребения, Петр разъезжал по Петербургу, празднуя святки и принимая поздравления. Его поведение не только изумляло, но и возмущало жителей столицы.

Екатерина же эту ситуацию смогла очень ловко обыграть в свою пользу. Она очень тонко и умно проявила все свои лучшие качества души и характера, привлекая к себе внимание лучших сановников, вельмож, священнослужителей и военных. Которые не могли не заметить разницу между новым императором и новой императрицей.

Портрет императора Петра III. Автор: Л. Пфанцельт.

Портрет императора Петра III. Автор: Л. Пфанцельт.

Так вспоминала события тех дней Е.Дашкова: «Императрица приходила почти каждый день и орошала слезами драгоценные останки своей тетки и благодетельницы. Ее горе привлекало к ней всех присутствующих. Петр III являлся крайне редко, и то только для того, чтобы шутить с дежурными дамами, подымать на смех духовных лиц и придираться к офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров».

Портрет Екатерины II (1763 год). Автор: Федор Рокотов.

Портрет Екатерины II (1763 год). Автор: Федор Рокотов.

И вот 25 января 1762 года, ровно через месяц после смерти, тело Елизаветы было погребено в Петропавловском соборе. А через пол года Екатерина захватила власть, по праву принадлежавшую мужу, Петру III, который лишился не только короны но и жизни.

Загадочная сюжетная линия полотна Николая Ге

Всего лишь одно мгновение из придворной жизни запечатлено на холсте, но в нем столько сказано. Есть такое мнение, что эта сюжетная картина написана мастером вовсе не по творческому вдохновению, а по каким то определенным событиям, подчиненным политическому подтексту. Но как бы там ни было оно наполнено глубочайшим смыслом, философским анализом и передает психологическую драму героев.

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»: неразгаданная тайна полотна Николая Ге, которое не показывают посетителям Третьяковки

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». (1874).Автор: Николай Ге.

В плане нравственности Екатерина II для Николая Ге была совершенно «далека от идеала», невзирая на ее величие. Но мастер и не стремился ее осудить, он поставил себе иную задачу: «Мне хотелось изобразить здесь рознь между Екатериной II и Петром III»-, говорил он.

В основе сюжета запечатлен момент, когда у гроба Елизаветы Петровны, находящегося за пределами холста, произошла встреча супругов императора Петра III в сопровождении фавориток и Екатерины II, сопровождаемой Е.Дашковой. Одно лишь мгновение… и они разошлись в разные стороны.

Это произведение чрезвычайно интересно с композиционной точки зрения , где контрастируют две женских фигуры в трауре на первом плане картины с уходящими фигурами Петра III и его приближенных, прописанными в глубине холста. Но эффект контраста состоит не только в разнонаправленности двигающихся фигур и многоплановости пространства, но и цветовом решении.

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»: неразгаданная тайна полотна Николая Ге, которое не показывают посетителям Третьяковки

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». Фрагмент. Автор: Николай Ге.

Образ Екатерины, являющийся центром композиции, освещен пламенем свечей, а выражение ее лица, «холодное и даже надменное, – она как бы ухмыляется своей сдержанной улыбкой – демонстрирует ее безусловное превосходство над ситуацией.Она в траурном платье с широкой орденской лентой из красного муара, приближается к воображаемому гробу.

Герой третьего плана Петр III изображен со спины, поспешно удаляющимся со своими фаворитками и приближенными. Он одет в парадный белый мундир (прусского образца),совершенно не соответствующий траурному настроению, и с голубой орденской лентой через плечо.

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»: неразгаданная тайна полотна Николая Ге, которое не показывают посетителям Третьяковки

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы».Фрагмент. Автор: Николай Ге

Продолжая трактовать это историческое полотно приближаемся к его разгадке.
Центральная обособленная фигура императрицы изображена спиной ко всем присутствующим. ЕЕ взгляд предвещает перемены, которые она готовит своему незадачливому супругу, ведь не зря рядом с Екатериной художник изобразил солдата, готового защитить новую императрицу.
А уходящая группа фигур из траурного зала во главе с Петром, повернутая к зрителю спинами — уходила навсегда и не только из политической жизни страны.

Группа же второго плана повернутая лицами символизировала новую эпоху: здесь
Екатерина Дашкова, Никита Панин, Кирилл Разумовский, Никита Трубецкой, которые пойдут за Екатериной.

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»: неразгаданная тайна полотна Николая Ге, которое не показывают посетителям Третьяковки

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». Фрагмент. Автор: Николай Ге

В этом художественном произведении великий живописец проявил себя не просто отменным художником, удивительно изобразившим переход от дневного света к тусклому огню свеч – через темноту, но и скрупулезным исследователем, сохранившим точность исторических деталей. И на этом уровне картина Николая Ге — настоящий исторический шедевр.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб