Северный участок Великой Китайской стены: кто, когда и зачем его построил?

 

Great_Wall_Photo_1

 В июньском номере журнала Antiquity (2020 г.) опубликована статья, в которой представлен анализ северной части Великой Китайской стены, находящейся в основном на территории современной Монголии. На основе дешифрирования космических снимков и археологических разведок авторы попытались ответить на вопросы – кем, когда и для чего был построен этот удаленный от основной территории китайских империй комплекс?

 

Все мы с детства слышали о Великой Китайской стене. На самом деле это сложный комплекс стен и башен, протянувшийся на несколько тысяч километров и построенный в разное время – с V в. до н.э. вплоть до XVII в. н.э. Северный участок стен находится в центрально-азиатской степи – на севере Монголии и в соседних России (Забайкалье) и Китае (Внутренняя Монголия) (рис. 1).

 

Genofond_2020_China_Walls_Figure_1

Рис. 1. Общая схема стен на севере Китая, в Монголии и России (Shelach-Levi et al., 2020; с изменениями).

 

Сегодня он выглядит не так эффектно, как всем известный участок широких кирпичных укреплений с башнями и воротами недалеко от Пекина; высота остатков стен часто не превышает 1 м, а ширина составляет не более 10 м (рис. 2). Это сооружение на старых картах называют еще “валом Чингисхана”, хотя к нему и кочевой империи монголов он не имеет никакого отношения, что хорошо видно на карте монгольских походов против империи Цзинь (рис. 3).

 

Genofond_2020_China_Walls_Figure_2

Рис. 2. Современный зимний вид стены в Монголии (Lovell, 2006; с изменениями).

 

Genofond_2020_China_Walls_Figure_3

Рис. 3. Схема стен и направления ударов монголов под командованием Чингисхана против империи Цзинь (Lovell, 2006; с изменениями).

 

Само положение этого достаточно длинного (более 700 км) участка стен неясно – ведь он находится в стороне от основных территорий средневековых китайских империй. Так кто и зачем мог построить это протяженную линию?

На эти вопросы попыталась ответить международная команда ученых из Израиля, Монголии и США (Shelach-Levi et al., 2020). Они провели анализ северного участка Великой Китайской стены с помощью космических снимков высокого разрешения, фотографий с дронов и последующего обследования части выявленных структур на местности. Всего удалось выявить 42 скопления (кластера) (рис. 4–5). Большинство кластеров состоят из четырехугольных сооружений типа фортов или небольших крепостей площадью от 270 до 1630 м2 (рис. 4), находящихся на расстоянии от 8 до 29 км друг от друга. Близ кластеров были собраны фрагменты керамики, напоминающие изделия времен империи Ляо (907–1125 гг. н.э.).

 

Genofond_2020_China_Walls_Figure_4

Рис. 4. Стена и укрепление в районе кластера 12 (см. рис. 5) северного участка Великой Китайской стены (Shelach-Levi et al., 2020; с изменениями).

 

Проанализировав данные по фортификации и археологии, авторы статьи пришли к выводу, что северный участок Великой Китайской стены (рис. 5) выполнял не военную, а административную функцию. Он контролировал движение кочевых народов, а также перегонку скота и торговые пути во время правления династий Ляо и Цзинь – в XI–XIII вв. н.э. Стена общей протяженностью 737 км была построена между двумя природными препятствиями – нагорьем Хэнтэй на западе и хребтом Большой Хигнан на востоке; именно здесь находились наиболее удобные для передвижений между Китаем и его северными соседями коридоры по долинам рек Онона, Хайлара и Аргуни (рис. 5, профиль). Поскольку, согласно данным по средневековой географии, стена располагалась внутри территории империи Ляо и вне границ государства Цзинь, наиболее вероятное время ее сооружения и функционирования может быть связано с династией Ляо. Чтобы точнее определить время строительства, требуются дополнительные работы.

 

Genofond_2020_China_Walls_Figure_5

Рис. 5. Схема реконструкции северного участка Великой Китайской стены (Shelach-Levi et al., 2020; с изменениями).

 

Данная статья является хорошим примером комбинирования методов дистанционного зондирования и археологии. Отсутствие древесной растительности позволило провести детальный анализ выявленных укреплений. С помощью анализа космических снимков и натурного обследования удалось быстро, в течение одного полевого сезона 2018 г., получить значительной объем данных и наметить дальнейшие исследования.

 

Источники

Lovell J. The Great Wall: China Against the World, 1000 BC – AD 2000. – New York: Grove Press, 2006. – 412 p.

Shelach-Levi G., Wachtel I., Golan D., Batzorig O., Amartuvshin C., Ellenblum R., Honeychurch W. Medieval long-wall construction on the Mongolian Steppe during the eleventh to thirteenth centuries AD // Antiquity. – 2020. – Vol. 94. – № 375. – P. 724–741.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб