Свежие комментарии

  • Pciha Ivanova28 февраля, 17:46
    Бедные Миллер и Шлецер: Постсоветский патриотичный обыватель на них всех собак валит! Им -то все равно, но за советск..."Потерянное" приж...
  • Pciha Ivanova28 февраля, 17:42
    Спасибо: 11 томов сочинений Ломоносова хорошего разрешения просто любопытно почитать! С точки зрения понимания эпохи."Потерянное" приж...
  • Pciha Ivanova28 февраля, 17:37
    По смерти Ломоносова его трудами распоряжался граф Потемкин, а не Миллер и Шлёцер."Потерянное" приж...

Северные соперники: скандинавский шнеккер и новгородское судно.

Tермин "шнека" в России впервые встречается в новгородской летописи 1284 года. Слово "шнека" (производное от норманнского "шнеккер" - змея) - обозначало название иноземного морского судна. Длина таких судов составляла 20-24 м, ширина - 4,2-5,1 м, высота борта - 1,2-1,7 м, осадка - 0,5-1 м. Среднее водоизмещение - от 10 до 20 т. Экипаж - 40-70 человек. Шпангоуты имели сильный развал наружу до 25-35°. Для большей остойчивости укладывался балласт из камней весом до 1 т. Дубовые доски обшивы крепились внакрой, что являлось характерной особенностью морских судов северных народов.
Северные соперники: скандинавский шнеккер и новгородское судно.
Многие скандинавские суда несли на носу и корме богато орнаментированные башни с зубцами по типу крепостных. Это были, по существу, поднятые платформы (кастли) с ограждениями для арбалетчиков и пращников (носовая башня - форкастль, кормовая - ахтеркастль). С правого борта крепилось рулевое весло традиционной скандинавской формы.
Северные соперники: скандинавский шнеккер и новгородское судно.
Торговые связи Новгорода распространились от Фландрии и городов торгово-политического союза Ганзы (в который входил и Новгород) до Астрахани и Константинополя. По этим путям уже в XIII веке ходили прочные мореходные палубные парусные новгородские бусы, ушкуи, шитики и другие суда, которые могли взять в свои трюмы до 6-6,5 тысячи пудов груза, то есть около 100 т (по некоторым источникам – до 200 т грузов).

Судостроители древнего Новгорода использовали довольно совершенные для своего времени орудия труда: топоры, долота, сверла, скобеля, тесла. Из местных руд «варили» железо, широко применяли металлические крепления.

Длина новгородского судна около 20 м, ширина 4,5-5,5 м, осадка 2 м. На съемной мачте поднимался один прямой парус площадью 70-80 м2, орнаментированный стилизованным крестом. В случае безветрия использовались весла. Судно вмещало 25-30 человек экипажа и 15-20 воинов.

В.А. Дыгало, М. Аверьянов, Н. Нарбеков.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх