СОЦИАЛИЗМ И ЛЖЕСОЦИАЛИЗМ

СОЦИАЛИЗМ И ЛЖЕСОЦИАЛИЗМ

Построение социалистического общества заключается не только в изменении отношений собственности и в замене частной собственности на средства производства общественной собственностью. Подлинный социализм должен изменить отношение людей не только к машинам, но и друг к другу, а это не является автоматическим следствием отношений собственности. Угнетение и эксплуатация одних людей другими может происходить не только через институт собственности, но и через институт власти, а также через посредство других форм управления и контроля. Между тем подлинный социализм, как его представляли лучшие люди прошлого, должен исключать любые формы эксплуатации и угнетения, он должен быть глубоко гуманным строем, который создается для человека, для счастья людей.

Целью основанной Лениным коммунистической партии было создание подлинно социалистического общества. И надо сказать, что усилиями партии и народа после Октябрьской революции было сделано немало для осуществления этой цели. Фабрики и заводы были переданы в собственность пролетарского государства, земля перешла в руки крестьян. Тем самым была создана экономическая основа для развития подлинно социалистической демократии. Трудящимся были предоставлены широкие социальные права и свободы, женщина обрела равные права с мужчиной, широким массам рабочих и крестьян был открыт путь к образованию и культуре, к преодолению классовых и национальных антагонизмов. Было бы ошибочным, ссылаясь на уродства сталинского режима, отрицать эти главные социальные завоевания Октябрьской революции. На смену отношениям вражды и эксплуатации между людьми стали приходить отношения дружбы и сотрудничества. Этот процесс был, однако, значительно задержан в условиях сталинской диктатуры.

Несмотря на распространение среди рабочего класса всех стран идей научного социализма, псевдосоциализм и псевдокоммунизм не только не исчезли в XX веке, но, напротив, усилили свои позиции. 

 Именно такое положение сложилось в нашей стране в период культа Сталина.

Согласно теории, социализм – это первая, еще не вполне совершенная фаза или ступень в развитии коммунистического общества. При социализме в обществе уже возникают элементы коммунизма – общественная собственность на средства производства, коммунистическое отношение к труду, коммунистическая мораль. Однако при социализме сохраняются и многие «родимые пятна» капитализма. Здесь в ослабленной и преобразованной форме существуют отношения и явления, характерные для капитализма, например, деньги, товар, неравенство в распределении и потреблении, создающее неравные возможности развития для различных людей, государство, политическая власть и т. п. Все эти отношения и явления складывались в течение столетий, их можно изменить и поставить на службу народу, но от них невозможно избавиться в течение нескольких десятилетий или даже столетий. Но эти явления и отношения отнюдь не составляют лжесоциализм. Все это характерные черты именно социалистического общества, именно этими чертами социализм, как первая фаза коммунизма, отличается от более развитых, более «продвинутых» форм коммунистического общества, которых еще не существует в реальной действительности.

Существуют, однако, при социализме и такие явления и пороки, которые не имеют отношения к социализму, не являются социалистическими и представляют собой остатки и пережитки прежних классовых обществ в их прежней отвратительной форме. Так, например, воровство, взяточничество, все вообще случаи паразитического существования – это тоже «родимые пятна» прошлого, с которыми социалистическое общество борется как с явлениями чуждыми и враждебными ему.

Нельзя не видеть, что многие порочные институты и отношения прежних общественных формаций сохраняются и при социализме почти неизменными в своей сущности, но в новой внешне социалистической форме. Защитники этих институтов и отношений прикрываются социалистической терминологией, говорят о строительстве социализма, а на деле губят его и подрывают его основы. Это и есть, с нашей точки зрения, лжесоциализм. Все это тоже «родимые пятна» капитализма и феодализма, но они не выделяются в социалистическом обществе, как, например, пятна на белой скатерти, эти «родимые пятна» внешне почти не отличаются от окружающей их социалистической действительности, и только анализ (или судебное следствие) может выявить действительную природу этих лжесоциалистических институтов и отношений. Можно создать, например, «дом отдыха» для ответственных работников какого-либо ведомства, который будет на деле публичным домом. Это из области развлечений. Но можно также образовать в важнейшей отрасли общественного управления группу руководителей, сплоченных между собой отношениями личной преданности, землячества, круговой поруки, прикрывая, однако, эти принципы феодальной зависимости заявлениями о подборе кадров по «деловому и политическому принципам». Это уже гораздо более опасная форма лжесоциализма.

Мы можем, к сожалению, также убедиться, что многие из псевдосоциалистических отношений насаждаются после революции не представителями прежних свергнутых классов, а вчерашними революционерами, выходцами из рабочего класса и крестьянства…

После Октябрьской революции были сметены все прежние сословные и имущественные перегородки. При этом в ходе длительной революционной борьбы изменились и люди, участвующие в революции. Но, во-первых, далеко не все из них изменились в лучшую сторону, а, во-вторых, изменения в природе и характере людей происходили гораздо медленнее экономических и политических преобразований. Из-за этого и при новых внешних обстоятельствах стали возникать, правда, теперь уже чаще в новом обличье, бесчисленные пороки старого общества.

Анализ этих процессов является очень важным для понимания природы советского общества как в прошлом, так и в настоящем. И говоря сегодня об истории развития социалистического общества в СССР, мы не имеем права умолчать о том, что не без активной помощи Сталина и сталинистов в нашу советскую действительность наряду с действительно социалистическими отношениями вошел и мнимый социализм, т. е. тот казарменный социализм, который не имеет ничего общего с подлинным социализмом.

Что можно отнести в жизни нашего общества в эпоху Сталина к этому псевдосоциализму?

Главной отличительной чертой сталинского казарменного социализма был режим постоянного насилия и террора, проводимого под лживыми лозунгами защиты социалистического общества от «врагов народа» и попирающего все принципы гуманизма социалистического общества. Массовые аресты и убийства ни в чем не повинных людей, создание жестокой карательной машины в виде органов НКВД-МГБ, для которых не существовало никаких законов и которые возвышались над всеми общественными организациями страны, включая и коммунистическую партию, – во всем этом не было, конечно, ничего социалистического. Ничего социалистического не было и в системе ГУЛага с его жестокими порядками и принудительным каторжным трудом, превращенным в наказание.

Широкое распространение лжесоциализма видим мы и в колхозной деревне, где миллионы колхозников не получали за свой труд почти никакой оплаты и могли поддерживать свою жизнь и силы лишь на доходы от подсобного хозяйства, которое также требовало немало труда.

Невнимание к простым людям, грубость и хамство, бюрократизм и сектантство – все это также следует отнести к различным проявлениям лжесоциализма.

Прикрепление колхозников к своему колхозу, а рабочих к своему предприятию, жестокое законодательство, по которому за опоздание или прогул рабочих отдавали под суд, а колхозниц ссылали в Сибирь за сбор колосков, – все это также примеры сталинского лжесоциализма.

При Сталине почти на всех предприятиях была введена унизительная система обыска рабочих и служащих при выходе с предприятия.  

Весьма убедительное и точное описание сталинской псевдосоциалистической системы дает в своей неопубликованной работе советский экономист Л. Эльконин: «В большой исторической перспективе сталинскую систему можно рассматривать как зигзаг от социализма на пути СССР к социализму… Но сталинская система не просто зигзаг на пути с социализму, не просто неудачный вариант движения к социализму – это во многом существенный отход от социализма, от самой сути социализма. Огромные экономические и культурные достижения, добытые трудом, талантом и героизмом послеоктябрьских поколений нашего народа ради социализма, сталинская система своими невежественными, бюрократическими и античеловеческими методами, заимствованными у террористических форм капитализма и даже у феодализма, не ставила на службу социализму… Но, уводя таким образом экономически и культурно растущую страну, страну с растущими возможностями и растущими потребностями, все дальше в сторону от социализма, сталинская система внушала при этом народу, что он не только строит, но даже уже построил социалистическое общество. А этим неизбежно и исподволь внедрялось представление, что то, что составляло политическую, идейную и моральную основу жизни советского общества при Сталина, – культ государства и чинопочитание, произвол власть имущих и бесправие населения, иерархия привилегий и канонизированное лицемерие, казарменный строй общественной и интеллектуальной жизни, подавление личности и искоренение самостоятельной мысли, обстановка страха и подозрительности, разобщенности людей и пресловутой «бдительности», бесконтрольные насилия и узаконенные жестокости, – что все это и есть социализм. Но ведь именно так выглядят пасквили на социалистическое общество, которые идеологами капитализма сочинялись и сочиняются со времени появления социалистического движения… Сталинская система воплотила в жизнь этот вражеский поклеп на социализм. Сделать это она могла, лишь паразитируя на великих трудах нашего народа, поднятого Октябрем к строительству социализма, на его великой вере в конечное торжество этого ленинского социализма и на его великой готовности претерпеть все ради этого торжества… И величайшая трагедия пролетарского социализма – может быть, самая большая во всей его истории – состоит в том, что это опошление и дискредитация социализма были совершены под знаменем и под названием социализма, и притом в эпоху, когда человечество начало социалистическую революцию, и притом в той стране, которая первой начала ее и призвана была служить примером для последующих стран, и притом от имени (прикрываясь именем) Ленина, с которым в умах народов всего мира связаны сама идея и идеалы мировой социалистической революции. Несомненно, эта дискредитация и, поистине, предательство дела революционного социализма, социализма Маркса и Ленина, эта услуга мировому капитализму, равную которой в нашу эпоху решающих боев между капитализмом и социализмом не оказывал ему ни один враг социализма, составляет самое тяжелое преступление из всех, совершенных Сталиным и созданной им системой перед народами нашей страны и перед мировым коммунистическим движением – перед историей человечества»  .

Таким образом, наряду с действительно социалистическими отношениями в нашей стране в годы культа Сталина можно было найти и скрытые под личиной социализма государственно-капиталистические и полуфеодальные отношения, а если иметь в виду учреждения ГУЛага, то и государственно-рабовладельческие отношения.

Во всем этом переплетении различных по социальному смыслу отношений нужно будет еще долго разбираться ученым. При этом мы не должны ни преувеличивать, ни преуменьшать размеры и опасность лжесоциализма в нашей общественной жизни.

Имелось немало людей, главным образом из числа идейных противников социализма, которые довольно точно и часто справедливо указывали на различные проявления псевдосоциализма в Советском Союзе. Однако эти люди обычно сводили к тем или иным проявлениям псевдосоциализма всю политическую и экономическую жизнь нашей страны. В результате они не сумели понять сложной природы советского общественного строя, не смогли определить возможности и перспективы его развития и источники силы Советского государства. Пророчествами таких людей, вероятно, питались вожди гитлеровской Германии, когда они заявляли, что Россия – это колосс на глиняных ногах, который развалится при первом же поражении Красной Армии.

Однако среди советских людей и среди друзей СССР за границей нередко можно было встретить ошибки противоположного характера. Справедливо указывая на многие достижения Советского Союза, на многие элементы подлинно социалистических отношений, эти люди не видели и не хотели видеть многих проявлений лжесоциализма в нашей стране. В результате они также не смогли понять подлинной природы сложных политических процессов в Советском Союзе, и потому разоблачение культа Сталина застало этих людей врасплох.

Невозможно понять сущность советской общественной системы, если видеть в ней только те черты казарменного социализма, которые утвердились у нас в эпоху Сталина, а кое в чем и еще ранее. Однако невозможно понять природу и характер нашего общественного строя, если мы будем указывать только на те действительно социалистические отношения, которые также утвердились в Советском Союзе после Октябрьской революции.

Конечно, в той или иной форме борьба между социализмом и лже социализмом является, по-видимому, необходимой для всякого переходного периода. Однако масштабы этой борьбы, ее жесткий характер, временное преобладание лжесоциализма во многих областях нашей общественной и политической жизни – все это не было детерминировано.

Рой Медведев

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб