О том как на самом деле выглядел «собака Калин царь»

О том как на самом деле выглядел "собака Калин царь"

Калин-царь (Каин, Галин) — эпический татарский царь, нередко упоминаемый былинами. Былины говорят о походе этого царя на Киев  «с сорока царями, с сорока королями» и неизменно называют его собакою. Собака эта — часть имени. «Собака Калин царь» —  так именует его даже собственный посол, зачитывающий письмо Владимиру с требованием дани и сдачи города.

Освободителем Киева становится Илья Муромец (прежде заточенный в погребе),  он едет с подарками князя к Калину, чтобы просить отсрочки уплаты дани, а когда Калин не соглашается, начинает бить татар.

Татары делают подкопы со смоляными ямами (обратим вниммание!), в которые вместе с конем попадает  Илья Муромец. Когда, связав богатыря, татары по приказу Калина ведут его на казнь, Илья, освободив руки, схватывает татарина и, махая им, прочищает себе дорогу и «приколачивает» всю силу татарскую. Калин позорно бежит и зарекается впредь ходить на Русь. Иногда в роли «Калина царя» в былинах выступает татарский царь Мамай.

Происхождение имени Калин неясно исследователям. Согласно Фасмеру  оно происходит из прозвища «толстяк», от кыпч., алт., казах. kаlуŋ «толстый», крым.-тат., тур., тат., уйг., караим. ТL. kаlуn «толстый, жирный, глупый». О. Янсен   видел в этом названии имя хана Ногая.  В. Миллер    производил его сначала от имени  Калун из Шах-намэ, затем от названия реки Калки. Есть еще версии от слова «калить» (жечь, нагревать — раскаленный, красный) и «калина» и другие.

А теперь о том, кто на самом деле был царь Калин («собака царь») и реконструкция его внешнего облика по черепу.

 

 

О том как на самом деле выглядел "собака Калин царь"1. Исторический прототип

Собака Калин царь — это болгарский царь Калоян, правивший в Болгарии  в 1197-1207 гг.
Царь успешно воевал с крестоносцами и разбил императорское войско (латинского константинопольского императора Балдуина) в битве при Адрианополе. За крайнюю жестокость к грекам, которые не хотели подчиняться «освободителям» был прозван ромеоктон («убийца ромеев») и
и еще через издевательскую переделку имени, Калоян в  «Скилоиоан» — «собака Иоанн» (подразумев. «собака Калоян«).

В 1207 г. царь Калоян осадил греческий город Фессалоники (по русски Солунь), но во время осады неожиданно умер сам или стал жертвой заговора. Болгарское войско сняло осаду и отступило.

2. Мифологизация образа

Неожиданная смерть Калояна породила много слухов. На основе их родилась в частности легенда о том, что Калоян был убит святым Дмитрием солунским, покровителем города, который ночью явился ему в шатре и поразил копьем в сердце.

Эта легенда попала в житийный цикл о св. Дмитрии Солунском (чудо №5). О ней упоминает Георгий Акрополит («Хроника»)  в 13 веке.

Изображения этого чуда появились во второй половине XIII века. На них представлен великомученик Димитрий в воинском облачении пеший или на коне с копьем в руке, которым он убивает поверженного на землю царя Калояна. Самое раннее сохранилось в росписях церкви в Крокеэсе в Лаонии 1286 года (Греция). В дальнейшем изображения чуда о царе Калояне получило распространение на Балканах и на Руси, где великомученик Димитрий пользовался особым почитанием у славян.

Вместе с тем параллельно византийскому преданию вплоть до нового времени сохранялись и собственные болгарские сказания о свирепом и хитром «царе Калиянчо«.

3. Отождествление с Мамаем на Руси

В древнерусском искусстве сюжет с убийством царя Калояна встречается в клеймах житийных икон Дмитрия Солунского с конца XV века.
На этих иконах заметно уже отсупление от первоначального предания — Калоян изображен на коне.  По замечанию Ж.К. Белик, «на некоторых иконах он именуется Максимианом, Люем или  даже Мамаем, вероятно, в память о победе Дмитрия Донского в Куликовской битве, патрональным святым которого был Димитрий Солунский«.

Ж.К. Белик  «Чудо Димитрия Солунского о царе Калояне«

Как видим,  иконописцы, а следовательно и зрители, жители Москвоии 15-16 века легко допускали аллегорическое толкование  византийского сюжета о царе собаке Иоанне (Калояне) применительно к событиям мировой и русской истории. Посетителям храмов, среди которых были, несомненно авторы духовных стихов и былин, образ Калояна, убиваемого любимым на Руси святым, ассоциировался с поганым татарином, и особенно с Мамаем, о котором действительно известно было, что войско его бежало с Куликова поля после помощи небесного полка, в числе святых воинов которого  был и Дмитрий Солунский.

О чем я писал недавно здесь.

Эти ассоциации и привели сказителей к идее заимствования образа царя-собаки Калояна в былину о битве русского богатыря с татарами. Имя Калин является упрощением труднопроизносимого имени Калоян (Калуян) в многократной устной передаче.

4. Сюжет былины

О том как на самом деле выглядел "собака Калин царь"Использование исторических сведений о нашествии Мамая в былине, привело  к существенной трансформации сюжета. Подчеркивается огромность и многонациональность его войска (сорок царей и сорок королей).  Перед походом высылается посол с требованием непомерной дани. Сражение происходит в чистом поле, а не у стен города. В былине Калина не убивают, он, как и Мамай, только бежит (иногда правда пленен), зарекаясь ходить на Русь.

Особое место в былинах занимают какие-то подкопы и смоляные ямы, в которые проваливается Илья в конце битвы. Его уже связанного ведут на казнь, когда в последний момент, ему удается освободиться и перебить татар. Это место в былине очень напоминает реальные обстоятельства битвы на Куликовом поле, когда ход уже практически проигранного сражения резко меняется в результате выступления засадного полка, а в летописной повести о Куликовской битве —  небесного полка в составе архангела Михаила, св. Дмитрия Солунского и проч.

Описанные в этом месте подкопы и смоляные ямы, в принципе могли бы быть воспоминанием о каком-то моменте боя, в ходе которого русское войско было оттеснено в овраги. Но врядли известие о такой детали могло сохраниться столь долго, не попав в другие источники. Поэтому полагаю, что образ смоляной ямы был заимствован в былину в результате непосредственного созерцания клейма иконы.
На иконе под ногами царя Калояна в большом числе вариантов разверзается ад, изображенный в виде черной ямы. В нее чуть ли не падает с конем и сам святой. Собственно ад, тартар, бездна, в которой неугасимый огонь черен и смоле подобен, где «Сия мука смола кипящая», и могла подать сказителю идею описать в былине подкопы черные и ямы смоляные, которые были там где стояло войско царя Собаки.

Ссылка на первоисточник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб