Карты Тартарии XVIII вв. Опровержение фальсификаций истории.

Предлагаю вниманию уважаемого читателя последнюю часть работы историка И. К. Фоменко (ни в коем случае не путать с мошенником и проходимцем от науки А. Т. Фоменко) "Наследие Золотой Орды в европейской картографии XV–XVIII вв.", опубликованной в журнале "Золотоордынское обозрение", №№ 1-2, 2013. И. К. Фоменко в этой работе рассмотрел развитие представлений европейской географии о землях и народах, входивших в состав Монгольской империи и получившей у европейцев (и только у европейцев) название "Великая Тартария".

В связи с тем, что географический термин "Великая Тартария" послужил целью антироссийской антиисторической пропаганды различных сектантских течений, вроде секты Левашова и неоязыческих культов, а так же манипулированием сектантами из так называемой "альтернативной истории" старинными картами ради фальсификации истории, эта работа имеет двойной интерес, так как профессиональный историк полностью разбивает ложные построения фальсификаторов истории. Здесь, наверное впервые, профессионально переведены легенды и надписи на старинных картах. Работа И. К. Фоменко ясно и убедительно показывает, что европейские географы и картографы, изображая "Великую Тартаррию", даже не думали считать ее "Славяно-арийской империей". Для европейцев Тартария была землей, населенной дикими кочевыми племенами. Разбиваются здесь и целый ряд сектантских лживых мифов (хотя автор не ставил перед собой такой цели).

От себя я позволил добавить только небольшие комментарии (под инициалами KS), указывающие на разоблачение мифов и лжи о "Великой Тартарии" "альтернативных историков", а так же добавил карты в качестве иллюстраций (в оригинале работы И. К. Фоменко их нет). Желающие ознакомиться со справочным аппаратом и библиографией, то ее можно найти в журнале "Золотоордынское обозрение". Желающие прочитать начало работы и посмотреть карты могут здесь:

Карты Великой Тартарии XV-XVI вв.

Карты Тартарии XVII в.

XVIII век. При Петре I Россия далеко шагнула в области картографии. Казна не скупилась на изготовление оригинальных русских карт, за границей нанимались граверы, которые работали с отечественным материалом. В Сибирском приказе уже к концу предыдущего столетия было накоплено несколько сот листов "чертежей", и в 1696 г. правительство озаботилось составлением новой карты Сибири. Во все сибирские города были отправлены указы, где воеводам предписывалось составление отдельных планов городов и местностей, которые потом должен был свести в один чертеж изограф и исследователь края Семен Ремезов. Его работа стала итогом развития русской картографии всего допетровского периода.

В 1701 г. он составил первый русский рукописный атлас Сибири (до наших дней дошел 1 экземпляр и 2 рукописные копии), состоящий из 24 карт и именуемый "Чертежной книгой Сибири". 23-й лист этой книги представляет собой первую этнографическую карту Сибири. Подробно показаны границы расселения племен, места обитания каждого этноса выделены цветовой маркировкой. В Великой Тартарии отмечено 87 различных народов! Среди них к нашей теме относятся: Аксакалская земля (земля близ озера Ак-Сакал, к Северо-Востоку от Арала); Алай тайша земля (владения Аблая-тайши калмыков); Алтырская земля, царство; Аральская земля; Арбутская земля; Ачинцы. нар; Аюкинская земля; Барабинская земля; Башкирская земля; Болгарская земля; Вогульская земля с градами Верхотурье и Пелым; Вотяцкая земля; Золотой Орды земля (правобережье Волги от впадения Камы до эстуария); Казачья орда; Каракалпацкая земля; Карамуринская земля (северо-восток Арала); Караталцев земля (племена киргизов); Копчашская земля (кыпчаки); Кучумовская земля; Мордовская земля; Нагайская земля; Тартария Великая; град Тюмень; Черемисская земля; Чувашская земля; Яренская земля.

Карта "Великая Тартария" из атласа С. Ремезова. Составлена митрополитом Сибирским и Тобольским Корнилием в 1673 г.

С самого начала XVIII столетия в Российском государстве проводятся масштабные и планомерные географические исследования, подкрепляемые картографическими работами, значение которых было подчеркнуто Петром Великим в Генеральном регламенте 1720 г., в специальной главе "О ландкартах и чертежах государевых". На европейских же картах и в век Просвещения Россию продолжали именовать, как и двести лет тому назад, "Тартарией Московитов".

"Новая географическая карта великого Королевства Московии, представляющая южную часть" Николая Висхера, была изготовлена в Амстердаме в 1706 г. Центрально-европейская часть Russie Moscovite, как и прежде, поделена на герцогства: Герцогство Суздальское, Герцогство Рязанское,Герцогство Московское и пр. Поволжье от Нижнего Новгорода до Астрахани на карте названо "Московитской Тартарией" и состоит из: Царства Казанского, или Королевство Казан, Герцогства Булгар, Царства Астраханского, или Королевства Астракан, которое включает в себя также земли Золотой Орды или Horde d’Or, ограниченные реками Ахтубой и Ерусланом.

Карта "Королевства Московия" Н. Висхера, 1706 г.

В Поволжье отмечены земли Народа Мордва, Черемиссы Луговой или Равнинной, Черемиссы Нагорной, или Горной, Калмуков (кочевья между реками Иргыз и Самара); Орда Orlokouri, земли Великих Нагаев, или Grand Nagay, в которые включены земли Memak на правобережье р. Еруслан (больше всего кочевых шатров изображено именно в землях Великих Нагаев); в низовьях Волги (правобережье) отмечены земли Гребенских казаков, а ниже находятся владения Тартаров Астраканских, или Ногаев.

В бассейне р. Северный Донец, или Petit Tanais находятся Пустынные Равнины или Dikia Pole. Автор объясняет европейскому зрителю: "в этом месте не сыскать никакого жилища, и не найти никаких посевов". А рядом с этими негостеприимными местами уже совсем другая земля – Вольный Дон, названный, несомненно, со слов русского информатора "Раздольем Донских (Козаков), или земли Дона".

Все русские "герцогства" и "королевства" раскрашены в различные произвольные цвета – зеленые, розовые, желтые; границы их выделены пунктиром. Легенды повторяют тексты XVI–XVII вв. Например: "Река Сура служила границей между Московией и Королевством Казан". У Герберштейна читаем: "Река Сура разделяет владения царей московского и казанского, она течет с юга и, повернув в двадцати восьми милях ниже Новгорода на восток, впадает в Волгу. При слиянии Волги и Суры на одном из берегов государь воздвиг крепость и назвал ее по своему имени Василевгородом; впоследствии эта крепость явилась источником многих бедствий". В целом эта карта весьма архаична.

На "Генеральной карте России" Анри Шателена 1714 г. в Сибири к западу от Енисея расположены Самогезия, или страна самоедов; Кондория; Обдория; Лукоморье; Пёстрая орда; Тюменские тартары и барабинские тартары.

Карта А. Шателена, 1714 г.

KS: Следует уточнить, что для составления карты России "Большая карта Российской Империи. Генеральная карта владений Царя Императора Московии, показывающая, чем этот государь обладает в Европе, какими странами он обладает в Азии с приложением некоторых гербов, таблиц и примечаний для лучшего понимания истории" издательство А. Шателена использовало данные двух карт: карту французского картографа Г. Дедиля и азиатская карта датского торговца и путешественника Избрандта Идеса, совершившего по приказу русского правительства дипломатическую поездку в Китай в 1692-95. Цифровую копию карты отличного качества можно посмотреть здесь: http://www.swaen.com/antique-m...

Иоганн Баптист Хоманн изготовил в Нюрнберге в 1725 г. "Новейшую генеральную карту всей Российской империи, показывающую великую часть земного шара от Арктического полюса вплоть до Японского моря и северных границ Китая, а также недавнюю дорогу царских Послов из города Москвы через всю Тартарию в великую Китайскую Империю…" Источниками послужили русские картографические материалы, специально присланные автору в 1722 г. А именно: для изображения Каспийского моря – исправленная версия гравированной карты Карла Ван Вердена и Федора Соймонова 1720 г., а для Камчатки – деталь из ранней карты Сибири Страленберга, составленной в 1717–1718 гг.

Следует подчеркнуть, что на этой карте впервые вместо расхожего в Европе наименования "Московское царство" появляется название "Российская империя". Границы России показаны в соответствии с Ништадтским мирным договором. На юге Российская империя граничит с Малой Тартарией; Черкесскими Тартарами; Аральским герцогством; многочисленными племенными объединениями Бродячих Калмыков; регионом Найда и Китайской Тартарией.

Карта И. Б. Хоманна "Российская империя", 1725 г.

KS: Следует заметить, что ранний вариант карты Хоманна именовал Россию традиционным архаичным европейским названием "Империя Московитская". Название карта сменила в 1722 г. по просьбе В. Я. Брюса. Интересно, что на ранних картах на картуше у монарха в барочных рыцарских доспехах была голова, напоминающая чертами лица Петра I. На позднем варианте голову монарху художник почему-то поменял http://www.history-map.com/pic...

Карта России И. Б. Хоманна, 1704 г.

На карте Фациуса 1769 г., отпечатанной в Бонне, крупные российские области снова именуются герцогствами: Duche de Volodimer, Duche de Rezan и т.д., город Муром находится в Касимовском княжестве (Princip de Cachine), а все земли за Окой, как и в XIV в., названы "Tartarie".

Карта Фациуса "Подробная карта южных областей Российской империи и Польши, содержащую Украину, Подолье, Волынь, Россию, Малую Польшу, Мазовию и территорию Литвы..." , 1769 г.

KS: Хотелось бы уточнить, что составителями карты были Иоганн Готлиб Фациус и Георг Сигизмунд Фациус http://www.raremaps.com/galler...

Проанализируем ряд карт из "Универсального Географического Атласа первых географов Гийома Делиля и Филиппа Бюаша (Французской) Академии Наук…", изданного в Париже в 1789 г. "Первые географы Короля, Королевской Академии Наук" особо оговаривают, что "для составления атласа были отобраны некоторые части карт лучших (европейских) авторов». В картуше карты Азии 1788 г., например, говорится, что она «изготовлена по материалам… наиболее точно отражающим Восточные Страны, основанной на Путешествиях и Исследованиях Европейских Путешественников, особенно на материалах Палласа. Привлечены были также Астрономические Наблюдения Её Императорского Величества Академии Наук, а также Отчеты и Карты изданные Петербургской Императорской Академией".

На всех картах достаточно точно показаны государственные границы, гидрография и хорография. Размер шрифта в обозначении стран и народов зависит от величины и могущества государства или племенного объединения. Картуши украшены помимо барочного декора миниатюрами основных представителей того или иного региона.

Под номером 116 значится "Карта Тартарии… 1766", декорированная миниатюрами шатров и бытовыми сценами. В Малой Тартарии (Северное Причерноморье) преобладает народ Нагаи; земли Малых Нагаев, именуемых также Черными Нагаями, или Черными Тартарами, входят во Владения, зависящие от Кана Тартарского (водораздел Дона и Кубани); отмечены также Кубанские тартары; Азиатская Россия, или Русская Тартария, разделенная на gouvernem на западе и province на востоке. Границы Тартарии протянулись от реки Дон до Камчатского Моря, которое именуется также Море Лама; Независимая Тартария (от Арала до Гоби) включает в себя Калмуков Елюя, центр кочевий которого в виде шатров изображен по обоим берегам р. Или. Миниатюру сопровождает легенда – "Укрепленная ставка Великого Хана Елюя". В Независимую Тартарию входит также Казачья Орда (по берегам р. Сырдарьи).

KS: Хотелось бы обратить внимание, что здесь разрушается еще одна легенда "альтернативных историков" (в первую очередь создателей "новой хронологии" Фоменко и Носовкого), что якобы Каракорум расположен не в Монголии.

Найти карту из данного атласа мне удалось, но вот карты России Г. Делиля имеются. Первая карта датирована 1706 г, вторая - 1766 г. Они практически идентичны и подходят под описание И. К. Фоменко. Интересно, что за шесть десятков лет взгляды французских картографов на Россию не изменились, что говорит о сильной инерции в мышлении европейских ученых, которым всегда и везде хотелось видеть знакомые и узнаваемые вещи, в том числе в малознакомых странах (хотя бы на картах и географических сочинениях). Цифровую копию карты Делиля в отличном качестве можно посмотреть здесь: http://geoportal.rgo.ru/record...

Карта Тартарии Г. Делиля, 1706 г. Карта России Г. Делиля, 1766 г., возможно из атласа 1766 г.

Кроме того, отмечены Тюменские Тартары; Татартупы (Северный Кавказ); Великая Тартария (от каракалпаков до народа гиляков, ниже южной границы России); Китайская Тартария (от области Халка до р. Амур). Центр Tartarie Chinoise расположен в Урге, или Поле. Рядом с миниатюрами шатров присутствует легенда: "На этом месте или поблизости был Каракум – Столица Ченгискана". Север и северо-восток Тартарии Московитов омывают Mer de Len, Mer dAmour – индикатор того, что авторы были знакомы с русскими чертежами Сибири. Подробно показаны торговые пути, особое внимание уделено пустыням, через которые проходят караванные маршруты.

Карта Северного Причерноморья Рицци Дзаннони, 1772 г.

На замечательной карте Северного Причерноморья 1772 г. Рицци Дзаннони показана граница между Россией и Турцией, установленная после Русско-турецкой войны 1735–1739 гг., снабженная укрепленной линией, построенной в 1740 г. против набегов ногайских и очаковских татар, которая протянулась от крепости Ивановской на правобережье Днепра до крепости Старой Архангельской (22 укрепления!). Южная граница Российского государства буквально унизана крепостями. И было чего опасаться!

На карте показаны многочисленные становища очаковских, буджакских и ногайских татар (названия приведены на турецком языке в арабской и латинской транслитераци). На левобережье Днепра в Земле Ногайских Татар отмечены: Орда Югури (севернее Конских вод); Орда Ивак (верховья р. Крынка); Орда Телиак (верховья р. Ак Сую); Орда Кжиджиут (среднее течение р. Кара Дерези); Орда Ногайская Ямбулук (верховья р. Кара Дерези); Орда Канглы Аргаклы (западнее озера Куру-Гелю); Орда Хаджи Керай (в бассейне р. Хейян Дерези). На правобережье Днепра в Земле Татар Озю-Кала (очаковских татар) присутствуют: Орда Мир-Али (напротив крепости Богузин); Орда Он-Чадыр (верховья р. Румили Дерези); Орда Казай-Мирзы (близ озера Кук-Куйю); Орда Ягы Запезаклы Ислам Керай (в среднем течении р. Тана-Идель); Орда Кротоякы (истоки р. Салкан-Дере); Орда Истра (напротив крепости Степановской); Орда Татар-Меджет (напротив крепости Геремолейской); Орда Геневиз (истоки р. Тузлы); Стан Кеви (севернее впадения речки Грамоклейки в Ингул); Орда Иркан Канглы (напротив крепости Богоюл); Орда Алах-Мирзы (северо-восточнее Очакова); Орда Исмаил-Мирзы (близ устья р. Олю-Кагальниг); Ногайская Орда Йедсаны (у истоков р. Урманы-Идель). Близ этой кочевой ставки нарисована самая большая миниатюра кочевого города, в центре которого возвышается ханский шатер в окружении многочисленных шатров поменьше (12 штук), увенчанных полумесяцами. Западнее земель очаковских татар, за рекой Олу-Тели Гелю простираются земли Буджакской орды (Budziak Tatarlerinugn).

Карта "Великой Таттарии" фон Страленберга, 1730 г.

Обратимся к уникальной карте Сибири – "Новое географическое описание Великой Тартарии" 1730 г., составленной картографом с необычной судьбой. Шведский офицер Филипп Юхан Табберт фон Страленберг попал в плен под Полтавой в 1709 г. и находился в Тобольске с 1711-го по 1723 г., получив свободу после Ништадтского мирного договора. В Тобольске, тогдашней столице Сибири, аккумулировались все сведения об этом огромном регионе. И в основу работы Страленберга легли русские материалы. Русская топонимика дана в латинской транслитерации. В титуле карты выгравировано не стереотипное европейское написание "Тартария", а русский вариант – "Таттария"!

Карта содержит массу ценной информации по истории Евразии, которая не дублируется в тексте сочинения Страленберга, где он приводит описание различных народов, генеалогию российской знати, материалы по археологии, филологии, военному делу и др. Подробно показана гидрография; уделено пристальное внимание горам и пустыням. Города отмечены специальными значками (башенками), кочевья – шатрами, «кумирни» в регионе буддийского влияния – миниатюрами ступ, а зимовья художник изобразил стилизованной деревянной избой.

Границу между Европой и Азией (Terminus inter Europam et Asiam) Страленберг проводит по Волге, Самаре и Уралу – вплоть до Северного Океана. Государственные границы отмечены пунктирной линией, дороги показаны точками, а важнейшие тракты – двойной точечной линией. "Российская Империя" охватывает территорию от Днепра до "Земли Камчатской alias Jedso" и от "Провинции Кузнецкой, Якутской, Нерченской" до "Новой Земли". "Сибирское Царство" является ее составной частью и простирается от "Провинции Тара" и "Провинции Сургут" до р. Колыма и горного хребта "Собачий Нос". "Великая Таттария" на карте имеет своими западными границами низовья Волги и "Астраханское Царство", а на Востоке достигает эстуария Амура.

Насыщенность карты топонимами не имеет прецедентов в западноевропейской картографической традиции. Показаны границы Царства Казанского и Царства Астраханского. Сибирь именуется Сибирским Царством. Средняя и Центральная Азия названы, как обычно, "Великая Таттария", на западе ее границу составляют низовья Волги и "Астраханское Царство", на востоке – эстуарий Амура. Перечислим земли и народы, населяющие "Великую Таттарию": Восточная часть Астраханского царства, Племя Кабдер, Яицкие козаки, Каракалпаки, Каракум, Аракум, Козачья Орда, Племя Джелчеклы, Племя Джусс, Племя Кунграт, Туркомания (северная часть), Белые Туркмены, Племя Кардери, Племя Джамакаю, Племя Мингастаган, Туркустан, Калмыки Елюя (верховья Иртыша), Джунгарские Калмыки, Дикие Киргизские Дикие Таттары, Племя Караган, Степ, или Иртышская Пустыня, Народы Канкагаи, народы Телеуты, Земля Куманда, Мула Гойа, Степь, или Пустыня Карангузаган, Алтайская Степь Тала, которая также именуется "Белой Долиной", Провинция Камул, Мунгалы, Халка, Мунгалия, Безводная Пустыня Гоби, или как ее еще называют пустыня «Хамо», Пустыня Тола, Монгольская Пустыня, Нивхия, Нивхи Картзин, Земля Гиляков, Юпи Таффары, Таргузинцы, Мунгалы Захар Найман. Близ каждого названия кочевого племени художник поместил миниатюры шатров.

В европейской части России и прилегающих к ней южных регионах живут: Вогуличи дикие, Сираены (Великая Пермь), Пермяки, Вотяки, Черемисы, Таттары Казанские, Мордва, Племя Юканское, Племя Тирса, Племя Сингран, Племя Салгат, Племя Джагатайское, Племя Бучзар, Племя Бигатин, Племя Айюглы, Племя Зелюр, Племя Катайск, Племя Назармамулы, Кипчаки, Великие Ногаи, Мамаева Степь, где находится ставка Племени Кабдерсай (в земле Великих Ногаев между Ахтубой и Яиком), Кубанские Тартары, Нагаи Малые (степи Северного Приазовья). Кара Чиркассы проживают близ Куликова поля! Насколько мне известно, это самое раннее упоминание данного топонима в картографии.

Карта Малой Татарии из Атласа 1745 г.

В 1745 г. Российской академией наук был издан "Атлас российский, состоящий из 19 специальных карт, представляющих Всероссийскую империю с пограничными землями". Лист № VII представляет "Малую Татарию с пограничною Киевскою и Белгородскою Губерниями. Сия карта содержит лежащия около Днепра, Дону и Донца земли, також весь Крым и часть Кубани с Черным морем. Утверждается на вышереченном треугольнике, сочиненном между Киевом, Очаковым и Азовом, и на достоверных известиях о течении рек Днепра, Донца и Дону". Лист № IX демонстрирует "Царство Казанское с окольными провинциями и частию реки Волги; Содержит большую часть царства Казанского и ближния места по рекам Волге и Каме. Сия карта утверждается на треугольнике, исчисленном между Москвою, Казанью, и Астраханью, также и на обретающихся в Географическом Департаменте о реке Волге достоверных известиях".

Карта Казанского царства из атласа 1745 г.

Русскими картами, на которых отразилось историческое наследие одного из великих государств Средневековья – Золотой Орды мне хотелось бы завершить этот краткий картографический обзор. А топонимы "Великая" и "Малая Тартария", которые неизменно присутствовали на картах Европы вплоть до начала XIX в., свидетельствуют о том, что память об империи Чингиз-хана и государств – ее наследников не стерта неумолимым временем

Источник ➝

Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

Историк Алексей Муравьёв рассказал, как изучают христианский Восток, почему ученые считают армян православными и как происходит смена верований

 
Codice Casanatense Saint Thomas Christians // commons.wikimedia.org 

Издатель ПостНауки Ивар Максутов поговорил с Алексеем Муравьёвым — историком, руководителем ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ — про христианский Восток.

— Алексей, что же такое христианский Восток? Где он начинается и где заканчивается?

— Мы называем Востоком то, что с Запада опознается как Восток.

Так происходит начиная с эпохи Древней Греции. Именно тогда возникла географическая и культурная область, которую назвали Востоком (греч. Anatole). Это Африка, юго-восток Евразии, включая Китай, Японию, Индию, Центральную Азию и Монголию. Но христианский Восток — это не географическое и даже не религиоведческое понятие, скорее культурологическое, один из сегментов «большого» Востока. Возникновение этого культурного типа связано с проповедью христианства на упомянутой территории.

— Понятие христианского Востока ограничено во времени?

— Это вневременное понятие. Мы начинаем изучать христианский Восток до появления христианства. В тот период, во II–I веке до нашей эры, за пределами Палестины началось распространение монотеистических представлений. Практически одновременно в Египте, Эфиопии и на юго-западном побережье Индии появилась еврейская диаспора. Это и было временем возникновения культурного феномена. Первоначально христианские проповедники пришли в те места, где уже были иудейские общины, и сказали, что мессия, которого там ждали, и есть конкретный Иисус, часть общины в него поверила. Так возник определенный тип людей, тип культурного населения, связанного с христианством. Когда в VII веке на Восток пришел ислам, христиане все равно остались там жить — в арабских странах, в Китае, Иране. И теперь они являются объектом изучения лингвистов, этнографов, религиоведов. Поэтому христианский Восток — это вневременное понятие, которое началось до христианства и продолжается по сей день.

— Для большинства людей христианство — это католики, протестанты и православные, а к какой группе относятся христиане на Востоке? 

— Ответ прозвучит парадоксально. Если мы хотим всерьез понять, что такое христианский Восток, надо перестать размышлять в контексте бинарных оппозиций. Католики и православные, католики и протестанты — эти оппозиции работают в западной культуре, но для христианского Востока они не подходят. Христианский Восток — это поликультурная и поликонфессиональная общность, где существует одновременно шесть-восемь разных религиозных групп, а в некоторых случаях и несколько религий. Вот классический пример: часть христианского Востока расположена на юго-западном побережье Индии, это Малабар. Там сосуществуют христиане трех-четырех разных церковных организаций, индусы, мусульмане, джайнисты и другие. Если мы хотим понять, как все устроено, нужно оставить в стороне разделение внутри христианства. Тогда мы увидим, что в оппозиции находятся не католики и православные, а христиане и индусы, например. Но если рассматривать с точки зрения религии, то большинство христиан на Востоке принадлежат к церковным организациям, которые не входят ни в католическую, ни в православную семью. Они являются отдельной восточноправославной семьей христианских церквей.

— Постоянно встречаю вопрос, даже с примесью удивления: армяне православные или нет?

 

— В научном употреблении правило гласит: мы должны изучать людей исходя из того, кем они сами себя считают. С точки зрения самосознания армяне, безусловно, православный народ. Слово ortodoxos греческое, оно употребляется в разных переводах, армянском и грузинском, а в арабском и сирийском так и звучит — ortodox. Обозначает человека верующего правильно. И больше ничего. Другой вопрос, что армяне и византийцы начиная с VI–VII веков по-разному понимали ряд богословских вопросов и спорили на эту тему. А почему они разошлись и оказались в разных лагерях — это уже вопрос не философский и не богословский, а политический.

 

— Как политическая и экономическая среда повлияла на развитие той или иной религии? Или как сами религиозные концепции повлияли на это?

 

— В истории событий всегда присутствует взаимодействие нескольких факторов. Рынок идей — это надстройка. Общество можно представить в виде лестницы. Всем известна пирамида Маслоу, и такого же типа структуру использует историк при анализе общественных конструкций. На первом уровне — биологические и физические мотивации: что и как люди будут есть. На втором — социальная организация. Это вопрос доминирования, власти, экономического распределения. И наконец, на третьем уровне — рынок идей. Мы не можем навязать его людям, которым нечего есть. Для них эти идеи ничего не значат. Но когда мы перемещаемся в Византию, например, то видим хорошо организованное общество и, соответственно, большой рынок идей.

 

— Давайте поговорим о том, кто и в какой момент выбирает религию. Князь Владимир выбирал, выбирал и выбрал?

— Это сказка, конечно, будто бы Владимир решил, и все стали верить. Так не было ни при Константине, ни при Владимире, ни в Армении при царе Трдате, ни в Грузии при святой Нине. Это все происходило сложно, долго, через взаимодействие факторов. Такой выбор — это всегда очень сложная эволюция религиозных представлений. Если мы посмотрим внимательно назад, то поймем, что было много переходных стадий. Существует такой термин — дипсихия, двоеверие, когда присутствуют элементы и того и другого. И это может долго существовать, отчасти продолжается и сейчас. Есть феномен народного православия, который сочетает магические и православные практики.

— Потому что любая религия, как слоеный пирог, состоит из разных форм религиозного.

— Да. Поэтому, если вернуться к вопросу о том, почему разошлись армяне с византийцами, мы увидим, что в 451 году нашей эры состоялся Халкидонский собор, но армянам в то время было не до высоких материй: на них напали персы. Там шла Аварайрская битва, восстание Мамиконяна — огромное количество армян было убито, им просто было не до баталий греков по поводу природы Христа. К тому времени, как война закончилась, греки уже все решили без армянской диаспоры, и армяне обиделись, что их не спросили. Это если сильно упрощать.

— Почему христианство не смогло надежно укрепиться на Ближнем Востоке, как в Европе, и со временем уступило главенствующее место исламу?

— Самый простой ответ — статистический. Когда начались исламские завоевания, христиане на Ближнем Востоке составляли примерно 90% населения. Может быть, 85%, если считать, что были зороастрийцы и другие. Если включать Иран и Центральную Азию, то 50% населения Востока были христианами. Через два века существования арабского халифата христианство на Востоке стало занимать примерно 30%, а ислам — 70%.

В 1977 году моя любимая, покойная ныне, коллега и автор нашумевшей книги “Hagarism: The Making of the Islamic World” Патрисия Кроун вместе с соавтором Майклом Куком предложила рассматривать ислам как реализацию восточнохристианского монотеизма — концепции, которая просто приобрела очень своеобразную форму. С их точки зрения, эта форма ближе к самаритянской форме иудаизма, то есть такой неправославный иудаизм hagarism. Книга начинается с понятия imperial civilisations. Когда возникает ислам, он берет наработки восточнохристианской цивилизации, в частности концепции религиозной власти, и реализует их. Поликонфессиональность и даже взаимодействие через диалог разных религиозных традиций — это была одна из главных особенностей Омейядского халифата. Поэтому в культурном смысле исламская цивилизация — это и есть христианская цивилизация на Востоке. Но, правда, концепции различаются.

 

— Мы поговорили о том, что такое христианский Восток. Теперь давайте обсудим, как происходит изучение христианского Востока.

— В идеале мы хотим прийти к тому, чтобы ученые разных специализаций — этнографы, лингвисты, историки, филологи — составили вместе модель в трех, четырех или даже пяти измерениях. К примеру, этнографы, которые сейчас занимаются христианскими группами в регионах Мардин и Диярбакыр, на границе современной Турции и Сирии, изучают, как живут христиане в курдском окружении, как они пытаются сопоставить свое мировоззрение и бытие с тем, что их окружает. Этнографы приезжают туда, говорят с людьми, записывают их рассказы. Многие из этих людей уже близки к тому, чтобы ассимилироваться, они теряют свой язык, переходят на курдский.

В Индии тоже интересная история. В Малабаре христианские кварталы — это чистые кварталы европейского типа. Так, например, выглядит город Тривандрум, там нет мусора на улицах. И граница между индийским и христианским кварталами — это граница между чистым и грязным отрезком. Эпидемиологическая обстановка в индусских кварталах очень сложная, там постоянно объявляется красный уровень тревоги. А в христианских кварталах все по-другому. И это вызывает трения между людьми. Индийцы начинают маргинализировать христианскую группу, говоря, что те неправильно живут. Но они так живут, потому что у них иная социальная программа, иные социальные установки.

 

— Существует миф о том, что католики — богатые, а православные — бедные. Что вы об этом скажете?

— Действительно, в западном христианстве есть установка на индивидуальную состоятельность. Она возникла в результате эволюции внутри западного католицизма. На Востоке же основным является коммунитарный тип организации, то есть главное — интересы общины, а личная состоятельность не на первом месте. Но на христианском Востоке это не всегда так. Например, очень интересно изучать, как устроены коптские элиты в Египте. Многие копты сделали фантастическую карьеру в адвокатуре, медицине, политике, несмотря на то что копты — это угнетаемое в Египте меньшинство. Например, один из коптов стал генеральным секретарем ООН — Бутрос Бутрос-Гали.

Еще один интересный сюжет — мусорные кварталы на окраинах Каира, которыми занимаются христиане, копты. Сортируют и перерабатывают мусор. Для мусульманского населения это бессмысленно. Те, кто был в Каире, знают, что там выкинуть что-то на улице считается нормальным. Но есть целые христианские традиционные семьи, которые взяли на себя эту тяжелую, малоприятную задачу.

— Что нужно знать, чтобы изучать христианский Восток?

— Основа востоковедных компетенций (а христианский Восток — это часть востоковедения, конечно) — язык. Во-первых, не получив в руки этот базовый механизм, мы ничего не сможем сделать. Во-вторых, опыт общения с текстами и умение филологически смотреть на культуру как на текст, медленное чтение. Читать тексты не только священные, но и те, в которых люди пишут о себе, выражают мысли. Это исторические, богословские, философские, полемические, магические, научные тексты — все, что производил христианский Восток. Третий момент связан с умением запрятать поглубже свои собственные убеждения. Как известно, исследования христианского Востока начинались в Риме миссионерами. И только к XX веку ученые договорились: изучая христианский Восток, необходимо оставить такую дистанцию в отношении личных убеждений или убеждений тех, кого ты исследуешь, которая позволила бы тебе правильно увидеть и понять соотношение разных элементов. 

Также для исследователей важно умение работать не только с плодами чужих научных трудов, но и с документами, артефактами культур. Умение расшифровать надпись, прочитать рукописи: сирийские, коптские, эфиопские. До сих пор эфиопская культура развивается в рукописном режиме. Каждый священник имеет личную рукописную библию, а рукопись — это ведь целый мир. Это текст, который воспроизводится, в котором допускаются ошибки. В рукописях существуют надписи их владельцев, так называемые колофоны. И поэтому умение работать в поле с материалами очень важно для исследователя христианского Востока.

И поскольку все упирается в исторический контекст, то без знания истории, без умения видеть историю на разных уровнях мы не поймем, что происходило на самом деле.

 

— Что бы вы могли порекомендовать тем, кто хочет глубже изучить вопрос? Помимо вашего курса на ПостНауке «Культура христианского Востока».

— На ПостНауке есть еще много всего интересного, помимо моего курса. Там в конце список литературы. Также рекомендую книгу Нины Викторовны Пигулевской 1979 года «Культура сирийцев в средние века». Можно почитать и статьи в православной энциклопедии, которые написаны с нейтральной позиции: несмотря на то что это конфессиональный ресурс, они привлекли серьезных ученых. И еще я бы посоветовал поискать в Сети, там много можно найти про сирийское христианство.

 

 
Алексей Муравьёв
кандидат исторических наук, руководитель ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project

Популярное в

))}
Loading...
наверх