Свежие комментарии

  • Pciha Ivanova28 февраля, 17:46
    Бедные Миллер и Шлецер: Постсоветский патриотичный обыватель на них всех собак валит! Им -то все равно, но за советск..."Потерянное" приж...
  • Pciha Ivanova28 февраля, 17:42
    Спасибо: 11 томов сочинений Ломоносова хорошего разрешения просто любопытно почитать! С точки зрения понимания эпохи."Потерянное" приж...
  • Pciha Ivanova28 февраля, 17:37
    По смерти Ломоносова его трудами распоряжался граф Потемкин, а не Миллер и Шлёцер."Потерянное" приж...

Змеи и драконы в древнерусской иконографии

Змеи и драконы в древнерусской иконографии

Дмитрий Игоревич Антонов

Змеи и драконы в древнерусской иконографии

браз врага в средневековой иконографии - это прежде всего сложная система знаков. Цвета, жесты, позиции, визуальные мотивы и маркеры комбинируются таким образом, что все это позволяет "прочесть" изображение, даже если зритель не знаком с его сюжетом. Фигуры негативных персонажей - самый емкий визуальный текст. Он насыщается различными знаками, которые многое говорят о демонах и грешниках и зачастую приковывают внимание к антигероям фресок, икон и миниатюр.

Змеи / драконы - одни из ключевых персонажей в пестрой галерее демонических и демонизируемых созданий средневековой культуры. Их образы пронизывают христианское искусство и на Востоке, и на Западе - фантастические рептилии появляются во множестве композиций. В докладе на древнерусском материале будут рассмотрены основные тексты и контексты, в которых фигурируют драконы, и главные функции, связанные с этими персонажами в пространстве иконографии. Кроме того, речь пойдет о более широкой теме - мотиве змеи, который (подобно другим элементам демонического бестиария) иногда лишь намечается в сложных образах или сливается с другими визуальными мотивами.

Отдельное внимание будет уделено гибридным фигурам девы-змеи в Эдемском саду - их генезису и многочисленным вариациям.

Картина дня

наверх