Свежие комментарии

  • Юрий Московский
    Было соглашение о возвращении. Оно до сих пор не выполнено. Пусть исполняют, если честные люди."Волк" Ивана Гроз...
  • Александр Станков
    ничего общего с историей..Реконструкция ран...
  • Михаил Фадеев
    Интересно - почему наши их не забрали после победы в Северной войне? Надо было забрать, хоть они и устарели к тому вр..."Волк" Ивана Гроз...

Смута в культуре средневековой Руси.

Смута в культуре средневековой Руси. Эволюция древнерусских мифологем в книжности начала XVII века
Антонов Дмитрий Игоревич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории культуры РГГУ.
Смута 1598-1613 гг. стала для древнерусской культуры сложным и глубинным кризисом, положившим начало «переходному» столетию. Какие мифологемы были актуализированы книжниками для осмысления уникальных событий "междуцарствия"? Какое значение имела идея "Божьего батога"? Почему самозванца считали антихристом? Как изменились представления об ангелах и демонах?
Какие изменения пришли в религиозную культуру в результате Смуты? Книга представляет собой опыт комплексного исследования этих вопросов на основе герменевтического анализа ряда известных сочинений первой четверти XVII в.
Д.И.Антонов анализирует «Историю» А.Палицына, «Временник» И.Тимофеева, «Словеса» И.Хворостинина и другие сочинения, среди которых Жития протопопа Аввакума и инока Епифания. Монография состоит из введения и пяти глав с говорящими названиями: «Гордыня и власть: избрание Бориса Годунова и начало Смуты», «"Сын тьмы": Лжедмитрий I и эсхатологические ожидания эпохи», «Низложенный царь: Василий Шуйский и завершение Смуты», «Природа власти и "домостроительство"», «Клятва на Кресте».

Заканчивается книга заключением и тремя Экскурсами. Значительную часть объема монографии занимает научный аппарат, т.е. примечания и комментарии, источники и литература.

Смута в культуре средневековой Руси.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх