Свежие комментарии

  • Алексей Т.
    Как всегда супер. Спасибо, Виктор!Сколько будет сто...
  • Виктор Ямышев
    Ещё поменьше бы сделали и читайте люди!До чего же тупые!ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • злодей злодейский
    нет ничего тупее чем натыкать сканов с книги.ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...

ЧАШИ ГОСУДАРЕВЫ ЗАЗДРАВНЫЕ

Чаша государева заздравная — это прежде всего обряд испития чаши (чарки, братины) за здоровье и благополучие государя — князя, царя. Так же называлась и речь, произносившаяся при поднятии чаши (тост).

Обычай испивать заздравные чаши государевы был повсеместным на Руси. При царском дворе придавали большое значение этому ритуалу как выражению преданности самодержцу. Нарушение его считалось таким же преступлением, как оскорбление царского величия.

Как на светских пирах, так и за монастырской трапезой чаши следовали в определенной последовательности, не остававшейся, однако, неизменной. За монастырской трапезой государева чаша следовала после чаш во славу Христа и Богородицы, но ей могли предшествовать также чаши в честь праздника и в честь святого. Каждой из чаш за монастырской трапезой предшествовало пение тропарей, почему монастырские чаши назывались также трапезными и тропарными.

Текст чаши государевой не был раз и навсегда установленным. Это могла быть простая здравица, но чаще текст чаши включал и другие благопожелания. В церковном Уставе редакции 1401 г. (Иерусалимском) предлагался такой текст для произнесения на трапезе «о здравии цесарем или князем»: «В долголетный живот здравия, смирения, благопоспешения, и спасения, и на врагы победа благочестивому и христолюбивому великому князю».

Однако все дошедшие до нас тексты чаш государевых, созданных в XVI—XVII вв., гораздо многословнее. Сохранились тексты чаш царей Ивана Грозного, Бориса Годунова, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. Тексты эти представляют как исторический, так и литературный интерес.

С XVI в. обряд испития государевой чаши в монастырях усложнился. Был составлен «Чин и устав на трапезе за приливок о здравии благочестивому и христолюбивому царю и великому князю всея Русии самодержцу», который включал молитву за царя («Владыко многомилостиве»), произносившуюся игуменом или иереем, пение «Многолетия» и собственно чашу — речь при поднятии «царской чаши». Этот текст в большинстве списков Чина представляет собой здравицу — пожелание здоровья царю на многие лета, но вместо нее мог быть и пространный текст с различными благопожеланиями. Подробнее о чашах государевых см.: Орлов А. С. Чаши государевы. М., 1913; Соколова Л. В. Чаши государевы заздравные // Грузинская и русская средневековые литературы. Тбилиси, 1992, с. 191—208. Там же см. публикацию: Чаша государева царя Федора Алексеевича.

В наст. изд. публикуются две чаши — Ивана Грозного и Бориса Годунова.

 

ЧАШИ ГОСУДАРЕВЫ ЗАЗДРАВНЫЕ   

Чаша заздравная 16 века

ЧАША ГОСУДАРЕВА ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА

Текст этой чаши, обнаруженный М. Н. Мясниковым в рукописи конца XVI в., впервые был опубликован в 1827 г. в «Трудах и летописях ОИДР» и переиздан А. С. Орловым (см.: Орлов А. С. Чаши государевы, с. 34). Поскольку судьба рукописи неизвестна, в наст. изд. текст публикуется по изданию А. С. Орлова с изменением пунктуации.

Чаша царя Ивана Васильевича создана в 1561—1563 гг.: в ней упоминается вторая жена царя, Мария Темрюковна, на которой он женился в 1561 г., и его родной брат Георгий, умерший в 1563 г.

В тексте чаши обращает на себя внимание фрагмент, характерный только для чаши Ивана Грозного и представляющий собой своего рода «пропаганду» преданности царю (см. третий абзац).

ЧАША ГОСУДАРЕВА ЦАРЯ БОРИСА ФЕДОРОВИЧА

После восшествия на трон Бориса Годунова была составлена рекомендация к написанию чаши нового царя, помещенная в Хронографе русской редакции (третьей редакции первого разряда). Она составлена на основе молитвы «Владыко многомилостиве», входившей с XVI в. в «Чин за приливок о здравии царем и князем». Сходство с молитвой обнаруживается не только в благопожеланиях, но и в особом подчеркивании богоизбранности царя, чего нет, например, в чаше Ивана Грозного. Вслед за этой рекомендацией к составлению текста чаши нового царя автор Хронографа помещает им самим созданную чашу царя Бориса Федоровича. Отличительной особенностью этого текста является то, что он содержит не только благопожелания, но и своеобразные наставления царю в форме пожеланий («...а на насъ бы на рабѣхъ его отъ пучины премудраго своего разума и обычая мудраго и милостивнаго нрава неоскудныя рѣки милосердия изливалися выше прежняго, а къ воинскому бы чину призрѣние и храбрское устроение, и много милости бѣднымъ, и вдовамъ, и сиротамъ и всѣмъ милостивно покровение и крѣпкое защищение, а виннымъ пощада и долготерпѣние») (см.: Орлов А. С. Чаши государевы, с. 39—41).

В наст. изд. чаша государева царя Бориса Федоровича публикуется по рукописи РНБ, Соловецкое собр., № 852/962, XVII в., л. 492—494. Отличие этого текста от помещенного в Хронографе — в отсутствии приведенного фрагмента, содержащего «наставления» царю, и в стилистических особенностях: в публикуемом тексте синтаксис усложнен, характерен прием «нанизывания» синонимов, особенно в определениях, относящихся к царю.

 

ЧАША ГОСУДАРЕВА ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА



ЧАША ГОСУДАРЕВА ЦАРЯ, ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РОССИИ



Дай Бог, чтобы здрав был царь государь наш князь великий Иван Васильевич, самодержец всея России, на многие лета, и с его благоверною царицею великою княгинею Марьею, и со своими Богом дарованными чадами, а нашими государями, царевичами Иоанном и Федором, и со своими братьями, благоверными князьями Георгием и Владимиром, и с боярами, и с христолюбивым воинством, и с доброжелателями, и со всеми православными христианами.



Подай же, Господи, ему, государю, чего от Господа Бога желает благого, идущего на пользу душе и телу, во все дни царства его на многие лета. Чтобы избавил Господь Бог, и Пречистая Богородица, и великие чудотворцы, царя государя великого князя и все православие от латинства, от мусульманства и от всех врагов, видимых и невидимых. А царя государя бы нашего рука высока была над всеми врагами, и царство бы его государево наполнил Бог всякой благодатью.



А кто ему, государю, добра хочет, те бы все с государем здравы были и спасены на многие лета. А недоброжелателя бы у государя и не было, — все бы хотели государю блага и пользы. А кто за государево здравие чашу испьет, тот бы здрав был и спасен, а в чьем дому <испьют> — дом того наполнился бы всякой благодати.



Долголетнюю жизнь и здравие, и благоденствие, и успех, и победу над врагами сотвори, Господи, по милости твоей, благочестивому и христолюбивому царю, великому князю Ивану Васильевичу, самодержцу всея России, и даруй многое благоденствие царю нашему.



Благодать Божия да будет с тобою, царь святой православный, и да утвердит она тебя, и сохранит, и побудит к добрым делам, одновременно и к хранению и к исправлению веры, и укрепит и поможет в борьбе с противниками нашими. Святой царь, царствуй и здравствуй на многие лета!



И говорят все вместе: «Сотвори, Господи, по милости твоей, и даруй многое благоденствие царю нашему».



ЧАША ГОСУДАРЕВА ЦАРЯ БОРИСА ФЕДОРОВИЧА



Подавая государеву чашу, говорить:



Великой и превысочайшей, пресветлой и преславной царской степени величества, благоверного и христолюбивого, Богом избранного и Богом почтенного, Богом преукрашенного, Богом дарованного, Богом <на царство> венчанного, Богом помазанного великого государя и великого князя Бориса Федоровича, всея Руси самодержца и многих государств государя и обладателя, и его царского величества благоверной и христолюбивой царицы и великой княгини Марьи, нашей великой государыни, и их царских детей, благоверного великого государя царевича князя Федора Борисовича всея Руси и благоверной царевны и великой княжны Ксении Борисовны, наших государей, Чаша.



Дай, Господи, чтобы благоверный, и христолюбивый, и храбрый, и счастливый, и милостивый великий государь царь и великий князь Борис Федорович, всея Руси самодержец и многих государств государь и обладатель, и с ним его царского величества благоверная и христолюбивая царица и великая княгиня Марья, наша великая государыня, и их царские дети, благоверный и великий государь царевич князь Федор Борисович всея Руси и благоверная царевна, великая княжна Ксения Борисовна, наши государи, в своих преславных великих государствах превысочайшего Российского царства здоровы были и счастливы.



И все бы великие государи воздавали честь и славу государственному их лицу по их царскому чину и по достоинству. И чтобы всесильный Господь Бог великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича, всея Руси самодержца, и его царского величества сына, великого государя царевича князя Федора Борисовича всея Руси, царскую их высокую и счастливую руку возвысил надо всеми их недругами, царского величества имени к чести и к возвышению, а преславным и великим государствам Российского царства к прибавлению, и к расширению, и к вечной славе, и к похвале. И все бы окрестные государи послушны были превысочайшей степени их царского величества с рабским услужением, и все бы страны перед именем их трепетали, страшась потрясания меча их и храброго подвига. И царское бы их имя славно было по всей Вселенной.



А еще бы устроил всесильный Господь Бог неусыпным попечением их царского величества святую нашу и непорочную христианскую веру превыше всех во Вселенной, подобно сияющему в небесах пресветлому солнцу. И святые бы Божии церкви были тихи и немятежны.



И чтобы прекрасноцветущая и омолаживающаяся потомством ветвь царского их происхождения, благородное семя, в наследие великому Российскому царству было вовеки, и навеки, и в нескончаемые веки без перемен.



И царским бы их милостивым управлением во всех их великих государствах Российского царства все православное христианство было в покое, и в тишине, и в благоденственном житии навеки покойно.

 

Взято отсюда:http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5150

Картина дня

наверх