Свежие комментарии

  • Михаил Гаврилов
    Учение Сиддхартхи Гаутамы и проблемы современности. https://www.youtube.com/watch?v=2EEjiwHZrcMН.В. Федорова. Те...
  • Михаил Ачаев
    Скорее всего, данная реконструкция - не 1100 год. Скорее всего этот вариант на тёмные века, когда разделение на знать...Реконструкция ран...
  • Алексей Т
    Раннее средневековье это исторический период с середины V до XII века. Хотите сказать что в 1100 году в славянских го...Реконструкция ран...

Симеон Полоцкий. Вирши. 1665—1680

 Симеон Полоцкий. Вирши. 1665—1680 

Симеон Полоцкий. Гравюра Н.И. Соколова. 1801

 

Симеон Полоцкий (светское имя Самуил Гаврилович (Емельянович?) Петровский-Ситнианович) (1629, Полоцк - 1680, Москва) - общественный и церковный деятель. В 1637 - 1651 учился в Киево-Могилянской коллегии, в 1653 окончил Виленскую иезуитскую коллегию. В 1656 принял иночество и стал преподавателем в Полоцкой братской школе. В 1660 впервые приехал в Москву, перед царским семейством в Кремле читал свои стихи и предложил царю свою лит. "службу", к-рая была принята. С 1663 после переезда в Москву преподавал в Заиконоспасской школе, а затем стал наставником царских детей. К наставлениям Симеон прислушивались не только царь Алексей Михайлович, но и все его дети - вплоть до царевны Софьи и малолетнего Петра I. В 1678 организовал при дворе типографию, первой изданной кн. к-рой стал "Букварь". В 1679 составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии. Получил широкую известность как поэт, драматург, проповедник, публицист, педагог, переводчик, боровшийся против раскола, выступавший сторонником развития образования и просвещения. Один из культурнейших людей своего времени, Симеон стал первым в рус. лит-ре писателем-профессионалом, чье имя приобрело европейскую известность.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

источник


 

Симеон Полоцкий. Вирши. 1665—1680


Симеон Полоцкий читает стихи детям. Рисунок А.П. Апсита. Начало 1900-х гг.

 

Родителям равной любовью плати, негодник

 

В Этике своей учит философ тому,
Что ничем равным не могут родителям
Воздать сыновья за то, что порождены
От крови их на сей плачевной земле.
Но я одного сына вижу,
Который обильней вознаграждает:
Так дорого платит он матери за ее труды,
Что большей и сам Бог не умыслит платы.
Х(рист)ос и М(а)рия

 

(Пер. с польск., ориг. загл. на латыни Parentibus par gratia reddi nequit)
Философ — Аристотель, имеется в виду Никомахова этика, II, 1.


На лентяя

Напрасно, лентяй, спешишь ты к столу,
       Ибо не хочешь трудиться вместе с другими.
Муравей — букашка, а погляди, как работает —
       Целое лето пищу себе заготовляет:
Рано запасает, знать, в пример тебе,
       Чтоб, не ленясь, ты готовил что-либо себе.
Один другому взаимно помогает,
       Тебя любви к ближнему тем научает.
Зернышко вынутое, чтоб не проросло,
       Обгрызет, поучая тебя не возноситься
Сердцем своим от добрых дел, но смиряться,
       Доброты в себе не зная нисколько.
Узкая его стежка учит, что надо
       Узкой дорогой идти к сияющему небу.
Землю выбрасывает из гнездышка, знать, для того,
       Чтоб земные дела вымел ты из сердца своего.
Таким образом, вот тебе пример, на него равняйся,
       В ежедневной работе, как муравей, пребывай,
Если не хочешь в нищете оказаться вечной
       Вместо постоянного блаженства на небе.

 

(Пер. с польск.)
Источник уподобления муравью — Притчи, 6:6—8, 30:25 слл. или толкования Василия Великого на «Шестоднев»: Василий Великий. Творения. — СПб., 1911. С. 88.


Следуют 12 месяцев

 

Январь

Когда Водолей в январе хладны воды льет
И густым инеем сию юдоль покрывает,
Люди застолья гулынки устраивают
При лютне милой задорные думы в голове роятся.

 

Февраль

Рыбы небесные люто движутся
В феврале, ибо страшный холод в мире порождают.
Бегом согревайся, кому теперь холодно.
Садись, старинушка, к огню, или дымно?!

 

Март

Обрезает март сады, наносит
Навоз на пашни или порой подморозит.

 

Апрель

Цветочек веселый под Быком встает,
При нем земля — траву, сад, зелия дает.
Кто хочет пользы: паши и засевай,
Если сухо, сады поливай.

 

Май

Леды два сына маем управляют.
По деревьям зеленые листья высыпают,
Крик приятный птичек — по цветущему лесу,
Что птица потеряет, то охотник несет.

 

Июнь

Рак в июне жжет, или сын холодной воды.
В нем до сенокоса достаточно хорошей погоды.
Моет он, остригши шерсть ножницами,
Которые у него, гляди, — под ногами.

 

Июль

Когда солнце во Льве пресильном окажется,
Повсюду в полях жнецов и снопы ты увидишь.

 

Август

В августе Дева солнцем правит в небе.
Вези на гумно и молоти, что Бог дал тебе по твоей нужде.

 

Сентябрь

В сентябре Феб силой жара
Приводит грозди к созреванию.
Бочки и кадки хозяин готовит,
Когда Весы небом округлым управляют.

 

Октябрь

В октябре земля, плугом вспаханная,
Боронами разрыхленная, засевается.
На полях он травы зеленые выводит,
Но злой Скорпион вырасти им мешает.

 

Ноябрь

В Стрельце ноябрь желуди обивает,
От таковой пищи сало у свиней прибывает.

 

Декабрь

Ноябрь откармливает, а декабрь забивает,
Во время Козерога хозяин толстеет.

 

(Пер. с польск.)
Леды два сына — сыновья спартанской царицы Леды, возлюбленной Зевса, Кастор и Полидевк, ставшие созвездием Близнецов.


Картина человеческой жизни

Лишь только на этот свет Бог человека выводит,
Лет до шестнадцати, приметь, чем он занимается:
Бодрое воспитание тут для разных увидишь.
Найдешь баловство, удовольствия, разные игры.
Потом, набрав разума и силы,
Учится ремеслам мальчонка милый
Следующие столько же лет, к чему имеет охоту.
Как и там, видишь, тут — разные дела.
Третье 16-летие полно забот —
Искать пропитание предстоит каждому от своей работы.
В это время, кто хочет, о спасении души заботиться может,
Подчиняйся законам и старшим, мил друг.
Сорок восемь лет когда уж минует,
В четвертом 16-летии, как пример свету,
Смело своими познаниями с другими делятся,
Что в труде обретено, молодым предлагают.
Как шестьдесят четыре уж наступило,
Ходи на трех ногах, ибо уж мало силы.
Голова тут тяжела, ручьи из глаз льются,
Не влачись, а сядь при теплом камине.
Есть ли что у тебя — употребляй, да помни о могиле.
В ней отдохнешь, скоро конец тебе будет.
Пять раз по шестнадцать лет — конец века,
На что после того надеяться человеку?
Прах ты есть, стало быть, в прах будешь обращен,
Рухнешь, будь ты хоть как кедр высок.
Скипетры, обряды, замки и тиары,
Смотри, конец имеют. Твой конец — катафалк.

 

(Пер. с польск., ориг. загл. O niebie)


От государя царевича к государю царю

Царь всего мира на земли родися,
       но не в полатах царских водворися.
В худе вертепе изволил витати,
       да всяк возможет удобь целовати.
Нищ и богатый равно да приходит,
       всем бо в спасение днесь ся Христос родит.
О сем соборы верных веселятся,
       ведуще яко Богу всыновятся.
В первых же тебе, отче мой любезный,
       радости вина, Христос царь небесный.
Царю от царя лепо ликовати,
       земну небесна благо целовати.
За что он твою царскую державу
       укрепит твердо и разширит славу.
Благоденствие даст и лета многа,
       о что аз молю всещедраго Бога.


Стихи на Рождество Христово ко государыни царице от государя царевича

Бог Господь в мире ныне проявися,
       во вифлеемстем вертепе родися
от пречистыя Марии девицы,
       всех сил небесных сущая царицы,
род человеческ хотя свободити,
       узы смертныя в конец сокрушити.
В рай же небесный и мать водворити,
       еже бы вечно тамо верным жити.
О сем днесь церковь весело ликует,
       всем благодати твоя приветствует.
Ея образом тоя благодати
       приветствую ти, пресветлая мати,
сыновним сердцам моля Христа Бога,
       да подаст тебе жити лета многа
здраво, весело и венец съготует,
       идеже в славе вечной сам царствует.


От царевича

День веселия ныне нам сияет,
       Царица неба Царя всех раждает.
Яко да мир сей свободит от ада,
       вселит в жилища небеснаго града.
Небо ликует, земля веселится,
       яко мир Богу уже примирится.
Аггели песнми Христа прославляют,
       к славословию и нас возбуждают.
Возопии убо и ты, моя мати,
       песнь похвалную юну отрочати.
А он, яко Бог, даст ти здраве жити
       много лет в мире и небо влучити.
Чесо аз верне тебе усердствую,
       празднества светла любоприветствую.


Скотонравие

Отнелиже человек скотом приложися,
в различных нравы зверей весь род развратися:
неции ядовиты яко змии быша,
ближния своя ядом аспидим губиша.
Инии яко тигри люте сверепеша,
друзии лвом подобну жестоту имеша.
Неции яко волцы овцохищни бяху,
инии яко пави гордостне хождаху.
Неции яко жребцы стаднии блудиша,
инии яко вепри в блате ся грузиша.
Неции яко осли в лености живяху,
инии же яко пси всем завиствоваху.
Прочии зверем прочым уподобишася,
весма человечества чуждии творишася,
чесо ради Бог-Отец посла Слово свое,
Еже ословесити люто зверство тое.
И отнелиже Слово отчее въплотися,
нрав зверский в человеческ паки преложися.


Брань душы с плотью

Плоть и дух в человеке всяком пребывают,
       выну же друг на друга бранно наступают.
Имут своя воинства в пособие рати,
       взаим тщатся победу над собою взяти.
Плоти похоть, чувствия, страсти помогают,
       уди вси, мечтания и мысль работают.
Дух веру, и надежду, и любовь имеет,
       и вся добродетели, ими же брань деет
На похоти плотския и на оны воя,
       а различна изводства видим того боя.
Но частее победа плоти ся случает,
       а она пленники си во ад посылает —
князю тмы века сего в жестокия руки,
       не в работу краткую, но на вечны муки.
И сама плоть такожде огнь имать страдати,
       егда ю со душею имать Бог в ад дати.
Духови паки егда когда то случится,
       яко плоть от воинства его победится.
Но святая победа онаго бывает,
       ибо душе победный венец возлагает
и Царю небесному к горнему Сиону
       во чести превелицей посылает ону,
не в горце пленении и работе быти,
       но во сладце пении и свободе жити.
Идеже в конце веков и плоть возвращенна
       душе будет — во радость вечну водворенна.
Помози убо, Христе, духу на той брани
       пособием ти силным, пре ко плоти стани,
да духа победою душами спасемся,
       во царствие небесно в чести воведемся.
А плоти не попусти победы стяжати,
       да никогда торжества сподобится знати.
Да раболепна будет си победителю,
       яви нам милость сию, Христе спасителю.
Мы благодарственная хощем нести тебе
       и на земли живуще, дажд и в светлом небе.


Пиянство

Человек некий винопийца бяше,
       Меры в питии хранити не знаше.
Темже многажды повнегда упися,
       В очию его всяка вещь двоися,
В едино время прииде до дому
       И вся сугуба зрешася оному.
Име два сына, иже предстояста, —
       Ему четыре во очию стаста.
Он нача жену абие мучити, —
       Дабы ему правду хотела явити,
Когда два сына новая родила
       И с коим мужем она приблудила.
Жена всячески его увещаше:
       Вино виновно быти сказоваше.
Но он никако хоте веры яти,
       Муку жестоку нача умышляти.
Взял есть железо, огнем распаляше,
       Ко жене бедней жестоко вещаше:
«Аще ты инем мужем не блужденна,
       Сим не будеши огнем опаленна.
Аще же с инем блуд еси творила,
       Имать ожещи тя огненна сила».
Бедная жена в люте беде бяше,
       Обаче умно к нему глаголаше:
«Рада железо огненное взяти,
       Невинность мою тебе показати,
Токмо потщися своею рукою
       Подати оно ты на руку мою».
А все железо распаленно бяше,
       Чесо пияный во ум не прияше.
Ятся железа, люте опалися,
       Болезни ради в мале отрезвися.
И се — два сына точию видяше,
       Невинность жены, свою вину знаше,
Срамом исполнен, во печали был есть
       И прощения у жены просил есть.
Тако пиянство ум наш помрачает.
       Всяк убо того верный да гонзает!

 

Сугуба — вдвойне; гонзает — избегает.


Купецтво

Чин купецкий без греха едва может быти,
       на многих бо я злобы враг обыче лстити;
Изрядное лакомство в купцах обитает,
       еже в многия грехи оны убеждает.
Во-первых, всякий купец усердно желает,
       малоценно да купит, драго да продает.
Грех же есть велий драгость велию творити,
       малый прибыток леть есть без греха
строити. Вторый грех в купцах часто есть лживое слово,
       еже ближняго в вещех прелстити готово.
Третий есть клятва во лжу, а та умноженна,
       паче песка на брезе морстем поолженна.
Четвертый грех татбою излишне бывает,
       таже в мире в мерилех часто ся свершает, —
Ибо они купуют в меру велику,
       а внегда продаяти, ставят не толику.
Инии аще меру и праву имеют,
       но не права мерити все вещи умеют.
Инии хитростию вещы отягчают,
       мочаще я, неции худыя мешают.
А вся сия без греха не мощна суть быти,
       яко Бог возбраняет сии луквства творити.
Пятый есть грех: неции лихоимтсва деют,
       егда цену болшити за время умееют;
Елма бо мзды чрез время неко ожидают,
       тогда цену вящшую в куплях поставляют.
Шестый грех, егда куплю являют благую,
       потом лестно ставляют иную вещь худую.
Седмый грех, яко порок вещы сокривают,
       вещь худую купующим дают.
Осмый, — яко темная места устрояют,
       да худыми куплями ближние прелщают,
Да во темности порок купли да не узрится
       и тако давый сребро в купли да прелстится.
О сынове тмы люты! Что сия творите?
       Лстяще ближне вашы, сами ся морите.
В тму кромешную за тму будете ввержени,
       от света присносущна вечно отлучени!
Отложите дела тмы, во свете ходите,
       да взидите на небо, небесно живите!

 

источник

Картина дня

наверх