Поясные наборы золотоордынских кочевников Среднего Подонья

Поясные наборы золотоордынских кочевников Среднего Подонья

Кравец В. В. Поясные наборы золотоордынских кочевников Среднего Подонья // Археологические памятники бассейна Дона. – Воронеж, 2004. с. 222-229.

К настоящему времени в Среднем Подонье известно четыре поясных набора кочевников золотоордынского времени (Березуцкий В.Д., 1989; Кравец В.В., Березуцкий В.Д., Бойков А.А., 2000; Ефимов К.Ю., 2000, Кравец В.В.. 2001). Интересным и необходимым представляется специальное исследование этих комплектов.
1. Поясной набор из погребения Высокая гора 2. (рис. 1). Могильник Высокая гора (Богучарский район Воронежской области) исследовался отрядом экспедиции ВГПУ под руководством А.А. Бойкова (Кравец В.В., Березуцкий В.Д., Бойков А.А., 2000). Детали пояса выполнены из низкокачественного серебра. Пряжка отсутствует, вероятно, она была утеряна в древности. На некоторых бляхах сохранились следы позолоты. Бляхи разделяются на пять видов:
1) квадратные плоские – три экземпляра (рис. 1, 1-3). Оформление поля вокруг центральной композиции представляет собой сочетание геометрического (насечки, напоминающие условное обозначение на планах материка и пересекающиеся насечки) и растительного (элементы “бегунка”) орнаментальных мотивов. В центре на поле ромбической формы – изображение птенца с длинным клювом (цапля ?);
2) в форме, близкой к форме геральдического щита – два экземпляра (рис. 1, 4, 5). Орнамент аналогичен декору квадратных блях, но в центре – изображение распустившегося лотоса;
3) трехлопастные с гранеными лопастями. Контур острореберный. Выполнены в двух вариантах: без колец – восемь экземпляров (рис. 1, 7-14) и с подвижным кольцом, прикрепленным к перекрестью – два экземпляра (рис. 1, 15-16);
4) скобовидные – три экземпляра (рис. 1, 18-20);

-222-


Поясные наборы золотоордынских кочевников Среднего Подонья
Рис. 1. Поясной набор из кургана 2 могильника Высокая Гора. Серебряный сплав

-223-


Поясные наборы золотоордынских кочевников Среднего Подонья
Рис. 2. Поясной набор из погребения 3 кургана 15 Первого Власовского Могильника.
I – детали пояса (серебро, кость); II – реконструкция

5) конечная бляха – фрагмент (рис. 1, 6). Декорирована геометрическим и зооморфным орнаментом (часть туловища животного).
Крепление всех блях штифтовое. Порядок их расположения на поясе не восстанавливается.
Геометрический орнамент на бляхах поясного набора Высокой горы имеет аналогии в памятниках Западной Сибири ХIII -ХIV вв. (Молодин В.И. и др., с. 70, рис. 51), на кольцах поясного набора из погребения Власовка 15/3 (рис. 2, 1). Изображения цветка лотоса на ювелирных изделиях характерны для населения Кудыргэ монгольского времени (Алтай) (Гаврилова А.А., 1965, с. 60).
Технология – гравировка тонкими линиями – типична для ХIII -ХIV вв., при этом более – для ХIV века (Крамаровский М.Г., 1974, с. 18-19). Таким образом и предпочтительно датировать поясной набор. Этой датировке не противоречит хронологическая позиция других предметов вещевого комплекса рассматриваемого погребения.
2. Поясной набор из погребения Власовка 15/3 (Березуцкий В.Д., 1989) (рис. 2 I, II). Власовский могильник (Грибановский район Воронежской области). Исследовался отрядом экспедиции ВГПУ под руководством А.Т. Синюка и В.Д. Березуцкого. Поясной набор изготовлен из серебра. Он включает пряжку, бляхи трех типов, кольца двух типов.
Рамка пряжки имеет овальный контур. На ней присутствует орнамент в виде насечек, расположенных в виде изображения на планах материка. Язычок украшен

-224-


Поясные наборы золотоордынских кочевников Среднего Подонья
Рис. 3. Поясной набор из погребения кургана 7 могильника Олень-Колодезь.
1 – реконструкция; 2-5 – детали пояса (серебро, позолота); 6 – фрагмент ремня (кожа)

насечками. Переход от рамки к прямоугольной рамке-приемнику оформлен в виде щитка. Щиток орнаментирован растительными узорами (рис. 2, 1). Пряжка близка к изделиям типа Б II в классификации Г.А. Федорова-Давыдова. Отличие – в наличии щитка. Пряжки типа Б II имеют аналогии в памятниках IХ-Х вв. иХIV в. (ФедоровДавыдов Г.А., 1966, с. 44).
Бляхи:
1) близкой к квадрату формы, в виде обоймы с дужкой для подвесного ремня – три экземпляра, в том числе одна бляха с отломанной дужкой (рис. 1, I, 2, 3). Внешняя поверхность покрыта рельефновыпуклым растительным орнаментом, распределенным по двум вертикальным зонам; внутренняя плоскость украшена чешуйчатым узором;
2) полулунной формы, фольгированные, на костяной основе. Орнамент растительный – 21 экземпляр (рис. 2, I, 4);
3) конечная бляха удлиненной формы (рис. 2, I, 6). На серебряной фольге – растительный орнамент. Костяная основа крепилась штифтами к бронзовой пластине, которая также орнаментирована – тонким растительным узором.

Близкий аналог власовскому поясному набору известен в погребении кочевника ХIV -ХV вв. в Поднепровье у села Ново-Подкряжск (Березуцкий В.Д., 1989, с.162; Шалобудов В.Н., Кудрявцева И.В., 1980, с. 94, рис. 6).
3. Поясной набор из погребения Олень-Колодезь 7 (рис. 3). Могильник, располагавшийся у с. Олень-Колодезь Каширского района Воронежской области, исследовался экспедицией Госинспекции охраны историко-культурного наследия Воронежской области под руководством К.Ю. Ефимова (Ефимов К.Ю., 2000). Набор выполнен из серебра, все детали позолочены.
Пряжка крепилась к ремню с помощью щитка. Рамка и щиток орнаментированы чеканкой. Рамка плоская в сечении, на ней изображены стилизованные фигуры драконов. Лицевая сторона щитка украшена завитками растительного орнамента, тыльная

-225-


– линиями геометрического. Бляхи распределяются по четырем группам: 1) состоящие из трех деталей близкой к прямоугольнику формы, выполнены одним штампом – три экземпляра (рис. 3, 1). Две бляхи оснащены скобами для подвесных ремешков (рис. 3, 5). Внешняя лицевая пластина имеет прорезной штампованный орнамент с последующей доработкой чеканкой. На ней изображены два взрослых и два молодых барса, играющие на волнообразной траве. На заднем плане помещены крупные лиственные растения. Боковые и верхний края бляхи обрамляет орнамент из листьев. На скобе для подвесного ремня на примыкающих к корпусу концах изображены львиные морды. Продольная часть скобы украшена насечками, напоминающими обозначение на планах материка.
Вторая, внутренняя, пластина изогнута и повторяет размер и форму основного, внешнего объема (без скобы). Прижатая к тыльной стороне лицевой пластины, она оттеняет прорези в последней.
Третья, тыльная, пластина имеет плоскую форму, повторяющую конфигурацию лицевой детали, включая скобу, и зажата ее краями. Пространство между внутренней и тыльной пластинами было заполнено кожей и войлоком. С внешней стороны к тыльной пластине припаяны две дужки для ремня;
2) овальной, близкой к полулунной формы. Украшали, видимо, подвесные ремни – девять экземпляров (рис. 3, 3). Штампованный с чеканкой орнамент изображает свернувшихся калачиком спящих молодых барсов. С тыльной стороны к каждой бляхе припаяно по две проволочные золотые заклепки;
3) конечная бляха выполнена в аналогичном подпрямоугольном стиле (рис. 4). На ней изображен полулежащий взрослый барс, повернувший морду назад, в сторону двух молодых барсов, грызущих его хвост. Тыльная сторона бляхи закрывается золотой пластинкой. На краю имеются отверстия для заклепок.
Сохранились также фрагменты ремня из трех слоев прошитой по краям кожи (рис. 3, 6 ). Пряжка, аналогичная найденной, известна среди новгородских находок. Она датируется рубежом ХIII-ХIV вв. (Ефимов К.Ю., 2000, с. 176; СедоваМ.В., 1981, с. 149, рис. 58, 17).
4. Поясной набор из погребения Старая Калитва 2 (рис. 4, I, II). Найден в разрушенном при строительных работах погребении в с. Старая Калитва Россошанского района Воронежской области (Кравец В.В., 2001.).
Поясной набор изготовлен из серебра. Набор включает пряжку, кольцо и семь блях двух типов.
Пряжка относится к группе особых, по классификации Г.А. Федорова-Давыдова, которые по принципу устройства отличаются от пряжек с язычком (Федоров-Давыдов Г.А., 1966, с. 47-48, рис. 8, 1, 2). Пряжка (рис. 4, II, 1), состоящая из двух частей, крепилась к концам ремня с помощью прямоугольных рамок. Основная часть (рис. 4, II, 1а) представляет собой квадрат с круглым углублением в центре, пересекающимся продольной полосой отверстия. В эти отверстия и углубления плотно входит вторая часть пряжки (рис. 4, II, 1б). Часть ее, примыкающая к рамке, выглядит как шеевидный преход к дискообразной части детали. Остальная доля этой пластины наложена с тыльной стороны на диск таким образом, что при соединении деталей пряжки полоса заполняет отверстие в основной части, а диск – круглые углубления.
Диск пряжки орнаментирован тонкой гравировкой: кольцо по краю, в центре -стилизованное изображение цветка. Этот орнаментальный мотив — цветок и линия по контуру — повторяется и на бляхах.
Бляхи имеют следующий облик:
1) в виде обоймы со скобой для подвесного ремешка – дваэкземпляра. (рис. 4, 2а, 2б);
2) квадратные со скобовидным креплением к ремню – пять экземпляров (рис. 4, 3 а-д). Орнаментированы изображением четырехлепесткового цветка в квадратной рамке. Ременное кольцо имеет овальную форму.
Не исключено, что учтены не все детали поясного набора, так как погребение

-226-


Поясные наборы золотоордынских кочевников Среднего Подонья
Рис. 4. Поясной набор из погребения в с. Старая Калитва.
I – реконструкция; II – детали пояса (серебро).
1а, 1б – пряжка; 2, 3 – бляхи; 4 – кольцо

-227-


было обнаружено при земляных работах и некоторые вещи были утеряны.
Орнамент поясного набора из Старой Калитвы типичен для художественной культуры Золотой Орды. Близким аналогом является изображение цветов на сосуде из Градижска (Федоров-Давыдов Г.А., 1976, с. 170, рис. 131). Пояса с особыми пряжками найдены в Новгороде в слое ХII века, в мавзолее ХIV века в Увеке (Саратовская область), в кургане у Тирасполя, датированном по монете хана Токтогу 1291-1310 гг. (Федоров-Давыдов Г.А., 1966, с. 47; Фабрициус И.В., 1957, с. 23, 24, табл. ХХII, рис. 11).
По характеру техники орнамента (тонкая гравировка) и по аналогиям пояс может быть датирован ХIV веком.
Таким образом, все поясные наборы имеют хронологическую позицию, близкую кХIV веку. Все они оснащены приспособлениями для подвешивания дополнительных ремней. Оригинальным является такого рода приспособление в виде небольших подвижных колец (Высокая гора 2). Функционально и конструктивно аналогичными являются детали седла из могильника Кудыргэ на Алтае, датируемого ХIII-ХIV вв., и седла из погребения Олень-Колодезь 9 (Ефимов К.Ю., 2000).
Особое место, в виду необычного облика пряжки, занимает набор из Старой Калитвы. Выразительностью орнаментальных мотивов обращают на себя внимание поясные бляхи из могильников Олень-Колодезь и Высокая гора. За рамки типовых украшений ремесленной культуры Золотой Орды выходят, по нашему мнению, растительные элементы декора деталей пояса из Олень-Колодезя.
Общие черты заметны у поясов из Власовки и Олень-Колодезя. Это относится и к полулунной форме блях, и к многослойной конструкции деталей.
Аналогичны по устройству бляхи-обоймы со скобами для подвесного ремня в поясных наборах из Власовки и Старой Калитвы (рис. 2, 2, 4, II, 2). Подобным образом устроены детали золотого поясного набора из кургана 1 в группе белореченских курганов XIV-XV вв. (Краснодарский край) (Левашева В.П.. 1953, с. 196, рис. 10).
Общим для трех поясов (Власовка, Высокая гора, Олень-Колодезь) является присутствие, хотя и фрагментарное, геометрического узора в виде обозначения материка.
Помимо выявления сходных, типичных черт деталей поясных наборов, подтверждающих их происхождение из городских ремесленных центров, отметим ещё одно наблюдение, уже высказанное нами в одной из публикаций. Это факт наличия поясного набора в погребении ХIV века с половецкими чертами – вс. Старая Калитва (Кравец В.В., 2001, с. 238). Л.М. Гаврилиной установлена нетипичность наборных поясов для половецкой культуры (Гаврилина Л.М., 1986, с. 12-13). ВХIV же веке, видимо, происходит внедрение новых традиций в половецкую культурную среду.
В итоге можно констатировать связь среднедонских кочевников с городскими ремесленными центрами, что было обычно для населения Степи. Представляется актуальной постановка вопроса, выходящего за рамки настоящей работы, о том, что на Среднем Дону крайне малочисленны колчаны с орнаментированными накладками (тоже продукт городского производства), широко распространённые в различных регионах степного мира (Малиновская Н.В., 1974).

Литература
Березуцкий В.Д., 1989. Новые данные о поздних кочевниках из левобережья Среднего Дона // Исследование памятников археологии Восточной Европы. Воронеж.
Гаврилина Л.М., 1986. Прикладное искусство кочевников Восточной Европы ХXIV вв. Автореф. дисс. … канд. ист. наук. М.
Гаврилова А.А., 1965. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племён. М-Л.
Ефимов К.Ю.. 2000. Золотоордынские погребения из могильника «ОленьКолодезь» // РА. № 1.

-228-


Кравец В.В., 2001. Погребения кочевников Х – XIV вв. на юге Воронежской области // Верхнедонской археологический сборник. Вып. 2. Липецк.
Кравец В.В., Березуцкий В.Д., Бойков А.А., 2000. Погребения кочевой знати золотоордынского времени в курганной группе «Высокая гора» на юге Воронежской области.// Донская археология. № 3-4. Ростов-на-Дону.
Крамаровский М.Г., 1974. Торевтика Золотой Орды ХIII-XIV вв. Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Л.
Левашева В.П., 1953. Белореченские курганы // Труды ГИМ. Вып. ХХII. М.
Малиновская Н.В., 1974. Колчаны ХIII-XIV вв. с костяными орнаментированными обкладками на территории евразийских степей // Города Поволжья в средние века. М.
Седова М.В., 1981. Ювелирные изделия древнего Новгорода (Х-ХV вв.). М.
Фабрициус И.В., 1957. Археологическая карта Причерноморья. М.
Фёдоров-Давыдов Г.А., 1966. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М.
Шалобудов В.Н., Кудрявцева И.В., 1980. Кочевнические погребения Среднего Поорелья // Курганы степного Поднепровья. Днепропетровск.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб