Переходим эту реку вброд Форсирование водных преград русской и советской кавалерией

Переходим эту реку вброд Форсирование водных преград русской и советской кавалерией

В годы Первой мировой войны наиболее маневренным родом войск русской армии являлась кавалерия. В Рабоче-крестьянской Красной армии, несмотря на появление танков и бронеавтомобилей, кавалерии по-прежнему отводилась важная роль в ведении маневренных боевых действий. Одним из аспектов, дававших кавалеристам преимущества перед моторизованными войсками, была способность относительно быстро преодолевать водные преграды

Вопросы форсирования рек были подробнейшим образом расписаны в боевых руководящих документах кавалеристов царской, а впоследствии Рабоче-крестьянской Красной армии. Подойдя к водной преграде, кавалеристы проводили ее тщательную разведку. Существовало несколько видов преодоления рек подразделениями конницы: по мостам, вброд, на специальных плавательных средствах (паромах, лодках, плотах и т.п.) и вплавь. Последнее являлось уникальной отличительной особенностью этого рода войск.

Прохождение по наведенным мостам производилось в пешем порядке. Всадники двигались вдоль края моста, держа лошадей в поводу ближе к центральной части моста. Кавалеристы конных тачанок вели своих коней под уздцы. В четверочных упряжках пристяжные лошади отпрягались и велись отдельно. Дистанции при прохождении мостов между подразделениями увеличивались, а остановки на мосту были категорически запрещены. Единственным случаем, когда колонна могла остановиться, считалось раскачивание моста до степени потери устойчивости коней.

Одним из распространенных способов форсирования рек была переправа вброд. Наличие брода определяли по ряду признаков: подходу полевых дорог и тропинок к реке, уширению реки на прямых участках, низменным берегам и перекатам. Таблица, отображающая допустимые глубины и скорости, наглядно демонстрирует преимущества кавалерии при форсировании рек вброд:

 

Глубина, м

Скорость течения, м/с

Кавалерия

до 1.25

до 2

Артиллерия

0.7

1

Танки

0.8

2

Автомобиль

0.3–1.0

1

Колесный обоз

0.7

1

При переправе вброд необходимо было предварительно произвести разведку, определить глубину, грунт берега и дна, скорость течения, устранить преграды, срезать крутые спуски к воде. Ширину брода обозначали вехами. При быстром течении реки поперек растягивали канат, соединяющий повозки, набитые камнями. Переправлялись вброд сомкнутыми строями, так как идущие впереди разбивали дно и осложняли движение задним. У счетверенных упряжек пулеметных тачанок пристяжные, как и при движении по мостам, отпрягались. Примечательно, что во время переправы вброд отдельным всадникам без команды категорически запрещалось останавливаться и поить лошадей. Водопой производился составом подразделений выше брода по течению реки во время ожидания своей очереди на переход.

Переправа вплавь могла быть проведена тремя способами:

— при незначительной ширине реки 30–50 метров всадники переправлялись при полном вооружении и снаряжении;

— при ширине реки более 50 метров всадники снимали оружие и обмундирование, пристегивая его к седлу, оружие нужно было размещать дулами вверх;

— при наличии переправочных средств всадники переправлялись налегке. Их обмундирование и оружие собирали, перевозили на плотах, а потом раздавали.

Для переправы вплавь применялись колонны по одному, по два и колонны звеньев. Рекомендованные интервалы между всадниками составляли 3–6 метров, а дистанции – до 8 метров. Пока под ногами коня было дно, всадник сидел верхом, как только лошадь теряла дно, всадник соскальзывал в воду и плыл рядом, держась одной рукой за гриву. Интересно, что вперед рекомендовалось пускать самых смелых и опытных лошадей. Если лошадь отказывалась плыть, бросалась на других лошадей, ее переправляли в числе последних. Если при переправе вплавь лошадь вырывалась и начинала уплывать, ее не пытались поймать, чтобы не нарушить построение и не потерять темпа переправы. Лошадь ловили позже на том берегу, к которому она приплывала.

Кавалеристы имели преимущество в переправе не только летом, но и зимой. Переправа по льду для конницы допускалась при толщине льда:

— для отдельных всадников – 13 см;

— для разомкнутого строя – 16 см.

Перед началом переправы проводилась разведка, в ходе которой выясняли:

— толщину льда;

— глубину снежного покрова на берегах и льду;

— состояние льда у берегов;

— спуски и выезды, наличие материалов (хворост, солома, доски) для усиления льда;

— обозначали направление и границы переправ по ширине, ограждали трещины, проруби, полыньи;

— вели непрерывное наблюдение за состоянием льда.

Переправа по льду проводилась в спешенном порядке. Конники вели лошадей в поводу, двигаясь в широких разомкнутых строях. Повозки и орудия двигались без остановок, рассредоточившись по максимально возможному количеству путей. После боев состояние переправ уточнялось. Появившиеся полыньи от разрывов снарядов ограждались.

Способность кавалерии быстро форсировать водные преграды была одним из тех факторов, который позволял ей оставаться актуальной вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

Переходим эту реку вброд Форсирование водных преград русской и советской кавалерией  
Конница генерала Баранова форсирует Вислу, 1944

Переходим эту реку вброд Форсирование водных преград русской и советской кавалерией
Переправа кавалерии, 1944
 
Переходим эту реку вброд Форсирование водных преград русской и советской кавалерией Русская кавалерия форсирует реку на плотах.

 

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб