Свежие комментарии

Ужасы крепостничества на картинах русских художников

Ужасы крепостничества на картинах русских художников

C XI века и вплоть до середины века XIX в России существовало крепостное право, а, если говорить попросту, рабство. Земледелец-крестьянин, кормилец земли русской, был зависим от владельца земли - помещика. На определенных этапах эта зависимость достигала абсолютных значений - то есть, крестьянин принадлежал помещику как корова или лошадь.

Официально крепостное право на Руси было закреплено Соборным уложением 1649 года, а отменил его царь Александр II своим "Манифестом о земле и воле" от 3 марта 1861 года.

Согласно мнению многих авторитетных историков, слишком поздняя отмена крепостного права и привела к глобальному отставанию России от передовых европейских держав. В конечном итоге, революция 1917 года и приход к власти большевиков - это также "отложенное" последствие крепостничества. Если бы рабство было отменено на 100 лет раньше, Россия сейчас была бы совершенно другой страной.

В отличие от той же Америки, где в рабстве находились привезенные из Африки чернокожие, в России рабами у относительно небольшой прослойки дворян был, по сути дела, весь русский народ.

И крепостное право в России по своей жестокости мало чем отличалось от того, что творили плантаторы где-нибудь в Техасе. Широко применялись телесные наказания, которые нередко заканчивались гибелью провинившегося.

Помещики за эти убийства не несли абсолютно никакой ответственности. Максимум, что могло сделать государство - взять имение жестокого помещика "под опеку", после чего управлением занимался назначенный государством чиновник. Опека была временной, и вскоре помещик-садист снова мог издеваться над холопами.

История крепостничества зафиксирована в многочисленных произведениях искусства, в том числе, на картинах русских художников, многие из которых были непосредственными свидетелями узаконенного беспредела, устраиваемого в своих усадьбах некоторыми помещиками.

Константин Трутовский "Отдых помещика" (1853)

Константин Трутовский "Отдых помещика" (1853)

Один крепостной "ванька" держит трубку и не забывает вовремя поджигать ее. Второй, используя ветку как опахало, отгоняет от барина мух. Третьему развалившийся в кресле господин дает поручение в стиле "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что".

Ф. Лакруа "Русская помещица" (1840 г).

Ф. Лакруа "Русская помещица" (1840 г).

Французский художник, писатель и путешественник Фредерик Лакруа запечатлел широко распространенную в крепостнической России процедуру чесания пяток.

Помните, у Гоголя в "Мертвых душах" Коробочка говорит Чичикову: "Может, ты привык, отец мой, чтобы кто-нибудь почесал на ночь пятки? Покойник мой без этого никак не засыпал."

Даже после отмены крепостного права услуги профессиональных "чесальщиц" пользовались большим спросом.

Н. Сверчков "Случай на дороге". (1840 г).

Н. Сверчков "Случай на дороге". (1840 г).

Секануть кнутом "ваньку" на худой лошаденке - милое дело. Откормленный боров-кучер рад стараться, барин смеется. Яйца, которые крестьянин везет своим детям, летят с саней на дорогу.

Г. Мясоедов "Поздравление молодых в доме помещика" (1861)

Г. Мясоедов "Поздравление молодых в доме помещика" (1861)

Картина Григория Григорьевича Мясоедова написана в год отмены крепостного права. Запечатленный эпизод показывает, что помещики по своей воле влияли на все сферы жизни крепостных. В данном случае молодых привели в дом барина чтобы получить от него благословение.

Поцелуй парня и девушки весьма бойкий, что говорит о любви между ними. Хотя бы здесь помещик не совершает явного насилия.

Николай Неврев. "Торг. Сцена из крепостного быта". (1866)

Николай Неврев. "Торг. Сцена из крепостного быта". (1866)

Два старика вовсю торгуются за молодую девушку. Сам вид этих двух мужчин говорит о том, насколько привычен для них этот процесс. Крестьянка для них - не человек, а товар.

В этой сделке, в этом торге для них нет ничего необычного, это событие для них абсолютно рядовое и малозначительное. Крестьяне столпились у двери и с надеждой смотрят на своего барина: они верят, что тот не уступит девушку за предложенные гостем деньги.

Илья Репин «Проводы новобранца» (1879).

Илья Репин «Проводы новобранца» (1879).

"Солдаты шилом бреются,

Солдаты дымом греются" - написал Н. Некрасов в своей поэме "Кому на Руси жить хорошо". Кроме того, в царской армии были широко распространены телесные наказания - солдат били шпицрутенами за любую провинность. Часто запарывали до смерти. В Царской России в солдаты забирали на 25 лет. Фактически, рекрут терял возможность нормальной жизни - он не мог жениться, не мог завести детей. Поэтому новобранцев провожали почти как покойников, что хорошо видно на картине Репина.

Н. Касаткин "Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка". (1910).

Н. Касаткин "Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка". (1910).

Одна из самых жутких картин о крепостничестве в России. Крепостная актриса, угодив в немилость к помещику (скорее всего, потому, что родила ребенка от другого мужчины), брошена в подвал со строгим наказом выкармливать щенка.

Казалось бы, эпатажная дичь, не похожая на правду, вот только есть свидетельства о подобных происшествиях в барских усадьбах

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх