Богиня Иштар «Мои ласки могучие сладостней меда»

Точка отсчета человеческой государственности лежит в долинах рек Тигр и Евфрат. На Земле существовали области более пригодные для жизни и хозяйственной деятельности людей, но первые цивилизации появились именно в Междуречье. В отличие от Египта в Месопотамии не было единого центра власти, здесь, чаще всего, спорили между собой отдельные небольшие царства или самостоятельные города. В этой борьбе кто-то проигрывал, кто-то подчинял себе остальных. Были периоды, когда определенное государство покоряло все другие и возникала ненадолго деспотия, например, Египта.

Во всех древних цивилизациях исключительную роль играла религия и ее служители. Жречество аккумулировало все существующие знания и накопленный опыт. В каждом городе были свои боги и храмы, вокруг которых циркулировала повседневная жизнь.

Естественно, некоторые культы переходили от народа к народу. Почитание богини Иштар относится к аккадским племенам и к вавилонянам. Аналог этого культа существовал и у шумеров, только в этом случае звали богиню Инанна.

Александр Исачев «Богиня Иштар»

Александр Исачев «Богиня Иштар»

Воплощение богини – планета Венера. Иштар имела андрогинные черты, как считают исследователи, из-за того, что изначально люди верили в существование двух отдельных божеств мужского и женского пола, которые со временем слились в одну ипостась.

Поэтому богиня могла в зависимости от ситуации проявлять свои разные сущности. Она являлась покровительницей плодородия, богатых урожаев, плотской любви. По одному из мифов, Иштар родилась из яйца, выпорхнув из него голубкой, отсюда и крылья в ее иконографике. На многих сохранившихся скульптурных изображениях, у нее гипертрофированы бедра, что является символом производительных сил.

Иштар, окруженная облаком голубей

Иштар, окруженная облаком голубей

Ритуалы, связанные с плодородием, во всех земледельческих народах играли наиважнейшую роль. Один из таких обрядов назывался иерогамия – священный брак, он символизировал любовь между небом и землей и рождение мира. Это было таинством, изложение такого рода событий не дозволялось. Поэтому письменные источники (в случае Месопотамии – это клинописные глиняные таблички) лишь намекают на то, что происходило во время таких мистерий. Этот ритуал проводился два раза в год во время весеннего и осеннего солнцестояния, также обязательным был час вступления нового правителя на престол. По данным клинописных текстов, Инанна в этот час призывала «распахать ее лоно», чтобы травы «высоко поднимались вокруг» и, чтобы сады пышно расцветали рядом с ним. Таким образом, Иштар наделяла царя продолжительным и достойным правлением, множила его богатства, обеспечивала обильные урожаи.

Богиня символизировала телесную любовь, что породило соответствующий культ: служение часто сопровождалось оргиями. Как считают историки, существовала и религиозная проституция в честь нее. Богиню почитали прежде всего женщины и в знак поклонения они раз в своей жизни отдавались первому попавшемуся, который за это платил, поднося подаяние в храм. Центр сакрального поклонения — город Урук. Греческий историк Геродот, побывав в Междуречье в V в. до н.э., описывал эти обряды в своей «Истории».

Богиня Иштар «Мои ласки могучие сладостней меда»

До нашего времени дошло несколько мифологических рассказов, связанных с Иштар. Один из них содержится в поэме «Нисхождение Иштар в преисподнюю», которая сохранилась не полностью, но отрывки весьма красноречивы. У Инанны был супруг верховный бог Ашшура, но она, как известно, в том числе, была богиней любви. Предания свидетельствуют о многих фаворитах богини. Например, Думузи, легендарный правитель Ассирии и бог пастухов, его образ почитался вместе с культом Инанны, олицетворял умирание и воскрешение.

Поэма описывает смерть Думузи, плач Иштар, по погибшему любовнику, ее решимость спуститься в подземное царство, где правит ее сестра, богиня смерти и мрака Эрешкигаль. Сойдя в подземный мир и переправившись через реку, Инанна предстает перед роскошным дворцом, стучится и просит впустить ее. Эрешкигаль возмущена поведением сестры, она позволит ей войти, но пусть сделает это как все смертные. Иштар проходит через семь врат, у каждых из них остается часть ее одежды, пересекая последние врата, она остается обнаженной и бессильной, как и все люди перед смертью. Ярость сестры обрушивается на несчастную. Она приговаривает ее к жизни в вечной тьме, оставляет ее и Думузи навсегда в подземном мире.

Богиня Иштар «Мои ласки могучие сладостней меда»

Пока богиня находится в плену у Эрешкигаль, на земле ничего не растет, ничего не рождается. Слезы и смерть в государстве. Земные божества делают все для того, чтобы вызволить Инанну и Думузи из царства смерти. В конце концов заключается договор, по которому полгода Думузи проводит в обители мрака, полгода – на земле с любимой.

Легенда относится к так называемым календарным мифам, которые повествуют о постоянном круговороте в мире. Большинство мифологий разных народов и цивилизаций содержат легенды об умирающем и воскресающем боге, который воплощает цикличность природы.

Инанна и Думузи

Инанна и Думузи

Каждой весной совершался обряд священного брака Думузи и Иштар, природа при этом акте любви оживала, зацветала и плодоносила. Свадьба богов обязательно сопровождалась карнавалами, песнями, ритуальными сражениями, самоизувечениями и совокуплениями. Считалось, что эти обряды могут ублажить сверхъестественные силы, увеличить их действие.

В этих представлениях был сконцентрирован опыт и знания о природе и ее законах. Аналоги мифа были и в других народах. В Египте был культ Осириса и Исиды, в Греции — это Кибела и Аттис. Все они связаны с постоянной сменой сезонов.

Богиня Иштар «Мои ласки могучие сладостней меда»

Можно утверждать, что Иштар – главное женское божество, Богиня-Мать. На уровне абстракций – это созидательное начало мира, без которого ничего не рождается. Но у этих сил есть и обратная сторона – разрушительная мощь, которой в природной стихии предостаточно. Здесь и наводнения, и землетрясения, и многочисленные болезни, и борьба за выживание, и чудовища. Таким образом, мужская сущность богини Иштар отразилась в покровительстве войны и разрушений. Поэтому часто ее изображали вооруженной, стоящей на оскалившемся льве. В таком воплощении ее особенно любили яростные ассирийцы.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб