Свежие комментарии

  • Лебедев Алексей17 января, 8:57
    А ударение в слове поменять не пробовали? В этом случае лАдожка может поменять на ладОжка. Вот вам и ответ на ваш воп...Крепости Древней ...
  • Dmitry Zadvornyy16 января, 20:59
    ...И долго будет стоять костью в горле у норманистов...Крепости Древней ...
  • Sergiy Che12 января, 7:03
    Только идиоты на крайней стадии дегенератства в 21 веке по средневековым картам дядек (которые сами на Руси никогда ...Скифы Северного П...

Самозванческая шизофрения на Руси (Сын Ивана Грозного во времена Петра I.)

 Самозванческая шизофрения на Руси (Сын Ивана Грозного во времена Петра I.)

В октябре 1690 г. в Москву, в Разряд , из Вязьмы был прислан содержавшийся там колодник, называвший себя "Ивашкой, сыном царя Ивана Васильевича". Его расспрос, несмотря на то, что речь идет, по-видимому, о душевнобольном человеке, представляет интерес:

"199 году, октября в 21 день присыльной колодник, который прислан в Розряд из Вязьмы в Розряде роспрашиван, а роспросе сказал:

Зовут де его Ивашком, а отец де у него был царь Иван Васильевич а был де он царем на Москве тому ныне лет со сто; а он де родился от него, а женат де он не был...

А как де он ходил, и к нему пришли ангели, тысеча ангелов да шесть сот казаков донских, а казаки де и ангили ели мяса, а он де говел и мяса не ел, а которые де люди мяса едят, и те пойдут на тот свет, а он де посылал грамоты по руским городам руским языком сам, он сын царя Ивана Василье­ вича, и оне б то ведали и ныне де пошел было к тотаром и хотел их приводит ь к вере, чтоб они крестились, а как де войска князь Васильем ходило, и он де в то время был в Крыме , и ис Крыму де шол в Белгород, а родом де он Белогородцкие земли, а как он пошел из Орды к Москв е с казаками, и на Москв е хотел женитца на руской, и бояря де ево не женили, а как бы де ево женили, так бы де хорошо было, а взять было ему у болшова боярина, а, женясь бы, пошел в свою белогородцкую орду, а в белогородцкой де орде все ево знают, и оттоле б послал ангелов, а как де на Москв е живет дым (?

), и ангели де не терпят, чтобы неверных не было...

а ныне на Москве два цари Ива н Алексеевич, Пет р Алексеевич, а ему де Москвою не владеть, а грамоте и писать он руским и иными языки умеет, а ныне де писать он не станет для того, что не видит."

Впоследствии выяснилось, что "сын Ивана Грозного" был родом из Белгорода и уже на протяжении многих лет странствовал по России, переходя из города в город, из монастыря в монастырь, пока наконец не был арестован в Вязьме , откуда тамошний воевода и отослал его в Москву. Дальнейшая его судьба была счастливее...он был признан безумным и отправлен в ростовский Авраамиев монастырь.

Несмотря на то, что весь рассказ белгородского "сына царя Ивана Васильевича" в значительной степени, безусловно, являлся плодом его больной фантазии, так что даже скорые на расправу служащие Разрядного приказ а признали его сумасшедшим, его общая структура практически полностью соответствует традиционным представлениям о "правильном" поведении "истинного" царя (царевича). Отличительной особенностью данной истории является акцент на религиозных и мифологических сюжетах, что, впрочем, также вполне вписывается в общую самозванческую канву. Действительно, сначала самозванец провозглашает себя лицом, принадлежащим к царскому роду (правда, отождествление себя в конце XVII в. с сыном Ивана Грозного Иваном, убитым отцом в 1582 г., выглядит совершенно абсурдным). Далее , обращает на себя внимание неприязнь самозваного "царевича" к боярам, которые в его повествовании почему-то не дают ему жениться, — мотив, также так или иначе свойственный многим известным нам самозванцам...

Еще один характерный сюжет — писание "царевичем" грамот. В одном случае он скорее всего подтверждал в них свое высокое происхождение и пытался убедить в этом потенциальных подданных (правда, промежуточная инстанция выглядит довольно странной — ангелы). В другом — он рассылал по разным городам грамоты с приказаниями, чтобы там "крестились все до малого" (рассылка самозванцем грамот по городам — тоже широко распространенный мотив, своеобразна только цель "царевича Ивашки" : "управить веру")...неслучайно также, очевидно, наряду с ангелами, в роли посредников этого самозванца выступают казаки. В целом, помимо общего налета абсурдности, собственно все уникальные черты истории, поведанной в
расспросе белгородским "царевичем", связаны с его претензиями на общение с потусторонним миром, ангелами, небесами и т.п. Поэтому это дело в полной мере принадлежит богатой истории русского самозванчества и может служить с известными поправками на особенности главного действующего лица достаточно адекватным источником для понимания этого явления.

Цит. по: П.В. Лукин. Народные представления о государственной власти в России XVII.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх