Свежие комментарии

  • злодей злодейский
    нет ничего тупее чем натыкать сканов с книги.ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • абрам вербин
    Можно покрупней сделать текст?ДЕНИС ДАВЫДОВ: МИ...
  • Михаил Ачаев
    Не было тогда всемирной китайской фабрики, всё стоило дорого.Сколько будет сто...

Дорога к Звездам по чем билеты

 

 

Испытание ракетных комплексов

Большой и славный путь в составе полигона прошло управление по испытанию оперативно-тактических ракет.
В связи с расширением задач испытаний оно было создано директивой Генерального штаба от 28 августа 1950 года на базе отдельного зенитного дивизиона особого назначения. Начав с испытания малых реактивных снарядов и систем ПВО, коллектив управления уверенно перешел к испытаниям ракетных комплексов тактического и оперативно-тактического назначения для различных видов войск.
Испытательную деятельность управления условно можно разделить на три этапа.

На первом этапе 1950-1959 г.г. личный состав управления испытал:

* зенитные неуправляемые снаряды с пороховым и жидкостным двигателями "Стриж", "Чирок", рассчитанные на поражение самолетов на высоте до 15 км;
* дальнобойные системы полевой реактивной артиллерии "Коршун", "Филин", "Марс";
* баллистические ракеты Р-11, Р-5М.

В эти годы управление испытывало вооружение Сухопутных войск, ВВС и проводило испытания в интересах ВМФ. Была испытана и принята на вооружение ракета морского базирования Р-11 ФТ.
В 1959 году были проведены испытания ракетного комплекса Д-2 - с ракетой Р-13 с подвижного качающегося стенда.


С 1955 года в управлении проводились запуски геофизических ракет с подопытными животными на борту. Особенно интенсивно высотные исследования проводились в 1957-1958 годах по программе международного геофизического года. Первый запуск геофизической ракеты Р-2А с аппаратурой и двумя собаками на борту по прозвищу Рыжая и Дамка был проведен 16 мая 1957 года. В процессе этих испытаний полёты на высоту свыше 200 км в отсеках ракет совершали собаки Белка, Жучка, Кусачка (она же впоследствии названа Отважной, так как поднималась в стратосферу 4 раза).

Второй этап испытательных работ 1959-1989 г. г. начинается с испытаний управляемых и твердотопливных ракет. В апреле 1958 года правительство принимает решение о создании нового ракетного комплекса, разработанного КБ под руководством В. П. Макеева.
Р-17 испытывалась офицерами управления с 1956 по 1961 год. Она обладала более совершенными техническими характеристиками, которые ставили ее в число лучших образцов ракетного вооружения нашего Отечества. В этот период были также испытаны войсковая зенитная ракета "Круг" и еще 2 ракетных комплекса, 4 ракеты для ВМФ, в том числе первый РК с ампулизированной ракетой на борту.
В апреле 1961 года начались испытания ракеты оперативно-тактического назначения "Темп" на твердом топливе. Результаты испытаний экспериментальной ракеты 9М71 были использованы при создании новой твердотопливной ракеты оперативно-тактического назначения "Темп-С", которая испытывалась с 1963 по 1965 год.
Подвижный ракетный комплекс оперативно-тактического назначения с двухступенчатой управляемой баллистической ракетой на смесевом твердом топливе был разработан в СССР впервые и явился новым направлением в оснащении Советской Армии современными боевыми средствами.
В конце 1967 года для дальнейших испытаний с полигона ГРАУ передан управлению ракетный комплекс с неуправляемой твердотопливной ракетой ("Луна-М"). В результате проведенных испытаний комплекс был поставлен на вооружение ракетных дивизионов.
С 1970 по 1975 год управление совместно с частью проводит испытание нового высокоточного ракетного комплекса тактического назначения "Точка", обладающего высокой боеготовностью, маневренностью, живучестью. В результате проведенных испытаний Сухопутные войска получили на вооружение ракетный комплекс, по своим тактико-техническим характеристикам во многом превосходящий мировые аналоги.
С 1977 по 1980 год проводились испытания ракетного комплекса "Ока", в дальнейшем, по 1987 год, проводились испытания по модернизации этого комплекса. Ракетный комплекс "Ока" по принятым техническим решениям и их исполнению являлся уникальным и не имел в мире аналога.
К большому огорчению конструкторов и испытателей, ракетный комплекс "Ока" из-за несогласованных действий наших политиков попал в списки ракет, подлежащих уничтожению согласно советско-американскому договору. И теперь ведущие конструкторские бюро ракетостроения России вынуждены в кратчайшие сроки создавать уже более совершенный ракетный комплекс.
С 1986 по 1988 год проводились испытания ракетного комплекса тактического назначения "Точка У" с улучшенными боевыми и эксплуатационными характеристиками.
Третий этап в жизни управления охватывает период с 1989 года и по настоящее время.
В это время идет напряженная работа по испытанию перспективных ракетных комплексов нового поколения.

 

Ядерные взрывы на полигоне Капустин Яр

В ракетных пусках с полигона Капустин Яр был проведен комплекс работ по исследованию поражающих факторов ядерного взрыва (ПФЯВ) на больших высотах. Всего эта программа насчитывала 10 взрывов.

Первое отечественное ядерное испытание на большой высоте, ставшее первым ядерным испытанием над полигоном ПВО Капустин яр,состоялось 19 января 1957 года. При его проведении был осуществлен подрыв зенитной управляемой ракеты с ядерным боезарядом мощностью 10 килотонн на высоте 10,4 км. В ходе этого испытания на предмет исследования ПФЯВ было сбито 2 реактивных самолетов-мишеней (бомбардировщики Ил-28), которые были запущены с аэродрома Владимировка - г. Ахтубинск. Испытания признаны неудачными, так как данные самолеты-мишени не были уничтожены ядерным взрывом и были добиты зенитными ракетами с обычным боевым зарядом.

Испытания 1 и 3 ноября 1958 года,стали вторым и третьим ядерным взрывом (ЯВ)над территорией полигона. В ходе этой серии на полигоне ПВО проводились контрольные испытания зенитных управляемых ракет с ядерными боезарядами, которые устанавливались в системе ПВО г. Москвы. Из-за ошибок в конструкции барометрического датчика высоты испытываемые ракеты взрывались гораздо ниже, чем требовалось по программе работ. По этой причине испытания признаны неудачными. Высота подрыва составила 12 км вместо требуемых 20-25 км, энерговыделение каждого ядерного взрыва составило 10 килотонн.

После окончания трехлетнего моратория (1958-1961 годы) на проведение ядерных испытаний, 6 сентября 1961 года на полигоне ПВО Капустин яр,был осуществлен очередной пуск зенитной управляемой ракеты с ядерным зарядом. Ядерный взрыв с энерговыделением 11 килотонн был осуществлен на высоте 22,7 километра.Испытание проводилось для оценки поражающих факторов ядерного взрыва на высотах около 20 км и изучения вопросов эффективности противовоздушной обороны.Условное наименование испытания- операция "Гроза". Программа данного испытания была выполнена полностью.

Последнее испытание ядерного оружия над полигоном Капустин яр (космическим), состоялось 6 октября 1961 года, в ходе которого был осуществлен пуск баллистической ракеты средней дальности Р-14 (по другим сведениям Р-5М) с ядерным зарядом и его подрывом с энерговыделением 40 килотонн на высоте 41,3 км. Условное наименование - операция "Гром". Цель испытания - определение поражающих факторов атомного взрыва на высотах около 40 км и изучение вопросов, связанных с эффективностью противоракетной обороны. В ходе данного испытания был снят документальный фильм для служебного пользования "Операция Гром".

Остальные ядерные испытания программы,только косвенно имеют отношение к полигону Капустин яр, так как хотя ракеты и запускались с полигона, но ядерные взрывы происходили над территорией полигона ПВО-ПРО Сары-Шаган в Казахстане.Частью этой программы стали испытания под условным наименованием операция "К" (космос). 27 октября 1961 года были осуществлены два пуска баллистических ракет средней дальности Р-12 с ядерными зарядами мощностью 1,2 килотонн. Подрывы этих зарядов производились на высоте 150 км (операция "К-1") и 300 км (операция "К-2"). К целям этих испытаний относились проверка
влияния космических ядерных взрывов на средства радиосвязи и радиолокации, исследования физических процессов, сопровождающих космические взрывы и проверка возможности их обнаружения.

22 октября, 28 октября и 1 ноября 1962 года были проведены еще 3 взрыва на больших высотах: "К-3" на высоте 290 км, "К-4" - на высоте 150 км и "К-5" - на высоте 59 км. В этих взрывах использовались термоядерные заряды с энерговыделением в 300 килотонн. Для ракетных пусков использовалась баллистическая ракета Р-12. Одной из задач операций "К", в дополнение к исследованию поражающих факторов,являлось получение экспериментальных данных о геофизических явлениях, сопровождающих высотные ЯВ. Эти исследования выполнялись в интересах систем обнаружения ЯВ и контроля за их проведением. Для решения данной задачи в ходе операции "К" был проведен значительный объем наземных и спутниковых наблюдений.

Сергей Бурыгин

Источники
-"Секретная зона", Г.В.Кисунько
-"Ядерные испытания СССР. Современное радиоэкологическое состояние полигонов", С. А. Березин и др. Издательство Минатом, 2001 г

АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ В КОСМОСЕ:

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

 

 

27 января 1967 года экипаж, который должен был совершить первый пилотируемый полет по программе “Аполлон”, погиб во время пожара внутри космического корабля в Центре космических полетов им. Кеннеди. Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи стали первыми космонавтами, погибшими в космическом корабле.

 Дорога к Звездам по чем билеты

НЕ ХВАТИЛО 15 СЕКУНД

 

 
 

Американский экипаж из трех человек в период подготовки “Аполлона” по лунной программе находился в головной части ракеты-носителя “Сатурн” в пилотируемом отсеке. Отсек этот – довольно просторное помещение, в котором свободно размещаются три человека: один может работать, второй заниматься своими личными делами, третий – спать. Ничто не предвещало беду. Ситуация была, что называется, “штатная”, то есть без отклонений от программы.

Ракета “Сатурн” стояла на стартовой позиции № 34. Не заправлена топливом, поскольку испытания – тренировочные. Пиротехнические устройства ракеты либо еще не установлены, либо не включены. Таким образом, не было причин для какого-либо беспокойства...

Огонь в обитаемом отсеке вспыхнул внезапно и стал полной неожиданностью для самих астронавтов и устроителей испытания. Пожар бушевал всего 15 секунд, после чего его погасили. Но этих мгновений хватило на то, чтобы все три космонавта заживо сгорели. Это был короткий, но жестокий пожар. Для спасения астронавтов не хватило всего нескольких секунд! В довершение всего их и вытащили из обгоревшего космического корабля не сразу: на открытие входного люка потребовалось еще 90 секунд. Вот такой жесткий счет на время шел в этой трагедии.

Экспертно-техническое расследование аварии практически ничего не дало. Причина пожара установлена лишь предположительно. Наиболее вероятная – короткое замыкание в электропроводке космического корабля. Но... предпосылка для трагедии, несомненно, была, причем чисто технического, концептуального плана. В отличие от советских космических кораблей, в которых использовали обычную атмосферу для дыхания, как на Земле, в американских космических кораблях атмосфера была чисто кислородной. Это имело некоторые преимущества (возможность снизить давление и т.д.), но обернулось непоправимой катастрофой.

Сразу же после этого американские специалисты пересмотрели свою космическую концепцию. Было затрачено много времени и сил на обеспечение огнестойкости “Аполлона”. Лунную программу временно приостановили. Лишь через год и девять месяцев, 11 октября 1968 года, был осуществлен первый старт космического корабля по программе “Аполлон”.

 

ПОГИБ ВО ВРЕМЯ УДАРА О ЗЕМЛЮ

 
 

Для отечественной космической программы 1967 год также оказался роковым. 23 апреля с космодрома Байконур стартовал новый космический корабль “Союз-1”. После “Востока” и “Восхода” это следующее поколение пилотируемых космических кораблей. Полет был, следовательно, испытательным. Пилотирование “Союза-1” поручили одному из самых опытных советских космонавтов – полковнику Владимиру Комарову.

 Дорога к Звездам по чем билеты

 

 

Здесь, скажем, в отличие от случая с американским “Аполлоном” не было полной уверенности в успехе космического эксперимента. Тем не менее запуск прошел успешно, корабль “накрутил” на орбите 13 витков – все шло по программе, о чем Комаров и сообщал периодически “Земле”. “Союз-1” функционировал надежно...

Через 26 часов 45 минут, на 18-м витке, советский космонавт начал ориентацию для входа в атмосферу. Включил тормозные двигатели. Все операции прошли нормально. Корабль “слушался” управления. Трагедия разыгралась на заключительном этапе полета.

После входа космического корабля “Союз-1” в атмосферу должны были раскрыться парашюты. Парашютная система отказала. Это означало, что “Союз-1” продолжал лететь к Земле со скоростью снаряда. Раскалилась обшивка корабля. За ним, как за метеором, рвался огненный и дымный шлейф. Со скоростью 644 км в час неуправляемый уже космический аппарат врезался в Землю... Полковник В.Комаров погиб мгновенно.

Это произошло в сухой целинной степи. На месте гибели космонавта установлен обелиск, увенчанный стилизованно-деформированной звездочкой – символом разыгравшейся здесь трагедии.

Из-за двух катастроф, которые случились в одном и том же 1967 году, сроки пилотируемых полетов как в СССР, так и в США сдвинулись. Но это не остановило космические исследования. “Аполлон”, подобно фениксу, возродился из пепла. Американская лунная программа была успешно продолжена. Запущено 17 кораблей этой серии. По официальным данным НАСА, не произошло ни одного сбоя ракеты-носителя “Сатурн”, спроектированной немецкой группой ракетчиков под руководством Вернера фон Брауна.

Аналогично этому тщательные доработки и испытания были проведены и в Советском Союзе. Они привели к созданию высоконадежного космического корабля “Союз”. Этот пилотируемый корабль представлял собой самый тяжелый пилотируемый космический аппарат того времени. “Союз” выглядел как две сочлененные сферы – обитаемый отсек и спускаемый аппарат.

Несмотря на триумфальное шествие космонавтики, загадки с упомянутыми катастрофами остаются. Неясны причина взрыва кислородной атмосферы в “Аполлоне” и причина отказа парашютной системы в “Союзе-1”. По-разному даже называется время пребывания “Союза-1” на орбите: по американским данным, Владимир Комаров был на орбите 25 часов 12 минут, в версии международной космической энциклопедии К.Гэтланда – 26 часов 45 минут...

 

РОКОВЫЕ КЛАПАНЫ

Ничто не предвещало беды и при реализации программы советских орбитальных станций. Работы по ним шли с конца 60-х годов.

19 апреля 1971 года в СССР запустили на орбиту первую в мире долговременную орбитальную станцию “Салют-1”. Предстояло отработать технику стыковки с ней транспортных кораблей “Союз”. Первый такой полет прошел успешно 23 апреля 1971 года (“Союз-10”, экипаж – Владимир Шаталов, Алексей Елисеев, Николай Рукавишников).

Пауза в программе полетов... Станция функционирует в автоматическом режиме...

Наступает 6 июня 1971 года. Объявляется о запуске нового экипажа в составе: Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев

(“Союз-11”). И на этот раз программа полета выполняется успешно. Спуск... Когда группа поиска обнаружила спускаемый аппарат, все три космонавта были мертвы.

Слово космонавту Алексею Леонову: “Ошибка была заложена в конструкции. Произошла разгерметизация кабины во время отстрела орбитального отсека. При монтаже шариковых клапанов монтажники вместо усилия 90 кг закрутили с усилием 60–65 кг... При отстреле орбитального отсека произошла большая перегрузка, которая заставила сработать эти клапаны, и они рассыпались. Обнаружилась дырка диаметром 20 мм. Через 22 секунды космонавты потеряли сознание”.

Добавим, что речь идет о клапане, выравнивающем давление в кабине по отношению к внешней атмосфере. Он должен был сработать при посадке в штатном режиме только лишь на высоте 4 км. Сработал в вакууме. Воздух через отверстие улетучился из кабины в считанные минуты. Можно было бы дотянуться до отверстия и заткнуть его. Хоть пальцем! Не хватило времени. Быстрее, чем за 52 секунды, добраться до отверстия было невозможно. “Через 80 сек в последний раз сократилось сердце у Волкова, через 100 – у Пацаева и через 120 – у Добровольского”.

     
 

Дорога к Звездам по чем билетыДорога к Звездам по чем билетыДорога к Звездам по чем билеты

 

ЛУННЫЕ ПРОЕКТЫ

Гонка в космосе двух сверхдержав – СССР и США – достигла своего наивысшего накала в проектах лунных программ.

Катастрофы буквально преследовали советскую лунную программу пилотируемых полетов. Ракета Н-1, которая должна была доставить экипаж сначала из двух, а затем из трех космонавтов, никак не хотела взлетать. Раз за разом образцы этой ракеты взрывались на стартовом столе или в воздухе, разнося все вокруг. Объятые пламенем, они падали, и в их огне с каждым пуском все больше и больше таяла надежда попасть на Луну.

В феврале 1969 года ракета-носитель Н-1 впервые стартовала. Из-за пожара в хвостовом отсеке после 70 секунд полета она взорвалась. Вторая ракета Н-1 взорвалась при самом запуске, разнеся весь стартовый комплекс! (А в это время 21 июля 1969 года американский астронавт Нейл Армстронг уже ступил на поверхность Луны.) Много позже после этой трагедии в июле 1971 года была предпринята попытка третьего запуска отечественной ракеты Н-1: ракета закрутилась на старте, ее двигатели проработали всего 7 секунд, она также взорвалась.

Четвертый старт состоялся лишь в ноябре 1972 года. (До конца декабря 1972 года все “Аполлоны”, а их было 17, уже отлетали, и американская лунная программа была прекращена.) Наша четвертая по этому трагическому счету ракета Н-1 через 70 секунд работы двигателя (опять 70 секунд!) вновь взорвалась: взрыв, как в первом, во втором и третьем случаях, произошел в хвостовом отсеке.

Этой – четвертой – катастрофой была поставлена точка в советской лунной пилотируемой программе. В данном варианте она уже никогда больше не возобновлялась.

В это время в НАСА трудились создатели немецкой боевой ракетной техники – Вернер фон Браун и Герман Оберт (последний был только теоретиком). Как выяснилось, они не забывали свои космические мечты “о полете на Луну” даже в сугубо боевой обстановке Второй мировой войны. И может быть, поэтому очень быстро перестроились на американской почве на гражданский лад – и американская космонавтика внезапно расцвела. Своим успехам она, несомненно, должна быть обязана трофейной немецкой технике (было вывезено 100 образцов ракеты А-4) и головам немецких ракетчиков. Однако и тут были неудачи и аварии.

Самая крупная случилась с космическим кораблем “Аполлон-13”. До него благополучно отлетали десятый, одиннадцатый (прилунился) и двенадцатый (тоже высадился на Луне), а на этом роковом числе везение закончилось. Внутри “Аполлона-13” прямо в полете взорвался бак с горючим и американские астронавты едва вернулись домой. Вернулись с полпути к Луне.

 

ЯЩИК ПАНДОРЫ

Космонавтика сегодня более полна загадок, чем ящик Пандоры бедствиями. Возьмем пионеров космонавтики. Загадочны бедствия и потрясения личной жизни К.Циолковского (два сына покончили жизнь самоубийством). Таинственна катастрофа, которую потерпел Ф.Цандер в ГИРДе, и последовавшая затем его скоропостижная смерть в 1935 году на юге России.

Почему не смогли или не захотели спасти С.Королева, фактически погибшего от пустяковой болезни? Странной кажется авиакатастрофа авторитетного маршала Неделина, одного из руководителей и организаторов запусков с космодрома Байконур. Не выяснены до сих пор обстоятельства гибели семерых американских астронавтов экипажа “Челленджер”, одного из первых космических кораблей серии “Шаттл”-челноков.

Был отложен и не доведен до серийных полетов вначале успешный проект нашего корабля многоразового использования “Буран”, который (так и хочется сказать) застрял “на буранном полустанке” космонавтики. И это тоже своего рода моральная и материальная катастрофа.

Практически ни один из наших автоматических марсианских зондов не достиг поверхности Марса. Эти постоянные аварии на поверхности Красной планеты или около нее в космическом пространстве дали основание различного рода “ясновидящим” утверждать, что Марс якобы “не пускает” порочную земную технику. Однако почему-то это касается преимущественно только наших аппаратов, так как некоторые американские “марсы” благополучно достигли поверхности этой планеты.

Что это – повторение сценария “лунного соревнования” двух сверхдержав, теперь уже на марсианской авансцене?

 

Катастрофы и неудачи

24 октября 1960 года. Р-16. Байконур.

"Первая ракета Р-16, именуемая "изделие 8К64", не покидая стартовой площадки, уничтожила больше людей, чем погибло в среднем в Лондоне при попадании десяти боевых ракет Фау-2 во время второй мировой войны. Головная часть ракеты Р-16 была заполнена инертным балластом - там не было никакой взрывчатки. Тем более ракета уничтожила 126 человек: испытателей, разработчиков и самого главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения Неделина.
...Среди причин различного вида аварий, катастрофических отказов ракет при подготовке к пускам и в полёте, которые накопились за 13 лет (я считаю с 1947 года), доминировали проектно-конструкторские ошибки и технологические недостатки производства. Большинство отказов, которые по современной терминологии относятся к катастрофическим, своими первопричинами имели непознанные с нужной полнотой условия работы.
Катастрофа, именно катастрофа, а не отказ, которая произошла на полигоне 24 октября 1960 года, не укладывается по своим причинам в терминологию теории надежности, разработанную для ракетной техники... Председателем Государственной комиссии по испытаниям Р-16 был сам главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения Главный маршал артиллерии Неделин. Вместе с Янгелем они решили сделать подарок к сорок третьей годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции - осуществить первый пуск до 7 ноября!.. Среди многих причин катастрофы первая - неоправданная никакой военной или государственной потребностью спешка. Военные испытатели, прошедшие с нами на этом полигоне все возможные авралы начиная с 1957 года, рассказывали, что такого нарушения испытательных нормативов еще не бывало... Ревущая струя огня обрушилась сверху на заправленную первую ступень. Первыми сгорели все, кто находился на многоэтажных предстартовых мачтах обслуживания. Через секунды заполыхала и первая ступень. Взрыв расплескал горящие компоненты на сотню метров. Для всех, кто был вблизи ракеты, смерть была страшной, но быстрой. Они успели испытать ужас случившегося только в течение нескольких секунд. Ядовитые пары и огненный шквал быстро лишили их сознания. Страшнее были муки тех, кто находился вдали от маршала. Они успели понять, что произошла катастрофа, и бросились бежать. Горящие компоненты, разливаясь по бетону, обгоняли бегущих. На них загоралась одежда. Люди факелами вспыхивали на бегу, падали и догорали в муках, задыхаясь от ядовитых и горячих паров окислов азота и диметилгидразина...
Стянутым со всех площадок пожарным командам, экипажам санитарных машин и всем, кто поспешил на помощь, открылась страшная картина. Среди тех, кто успел отбежать от ракеты, находились еще живые. Их сразу увозили в госпиталь. Большинство погибших были неузнаваемы. Трупы складывали в специально отведенном бараке для опознания. Прилетевший на следующий день после катастрофы Аркадий Осташев провел в бараке 14 часов, пытаясь опознать своего брата Евгения. Неделина опознали по сохранившейся медали "Золотая Звезда". Тело Коноплева идентифицировали по размерам. Он был выше всех, находившихся на площадке...
Курение спасло жизнь Янгелю, Иосифьяну и всем, кто составил им компанию в курилке, отстоявшей от старта на безопасном расстоянии... Янгель оказался очевидцем трагедии от начала и до конца. Его ракета уничтожила своих создателей на его глазах. Нервное потрясение было столь сильным, что, не получив никаких физических травм, он месяц не мог работать...

23 октября 1963 года. Р-9. Байконур.

" 23 октября 1963 г. в шахте "В" произвели заправку учебной ракеты Р-9. В основном она прошла нормально. Однако было неосторожно пролит один из компонетов топлива - керосин. Загазованность шахты была примерно 32% кислорода, при норме не более 21%. На следующий день в 11 часов местного времени расчёты стали спускаться в шахту "В" для работы. Они спустились на лифте на восьмой этаж. На отметке 30 метров при входе в телеметрическую комнату заметели, что перегорела электролампочка. Лейтенант щербаков стал ввёртывать новую. Искра в электропатроне вызвала вспышку и начался пожар. Щербаков, одежда которого была сильно пропитана кислородом, сгорел дотла: от него остались только каблуки сопог. Лейтенант Соннов и сержант Гудимов лежали на полу задохнувшиеся. В соседней комнате погиб представитель промышленности Иван Иванович Кулагин.Узнав о пожаре, начальник группы подполковник Николай Васильевич Жарков, взяв с собой сержанта Соловьёва и лифтёра рядового Муртазина, захватив огнетушители, сел в лифт и стал спускаться на восьмой этаж для спасения людей. Немного ранее о пожаре узнал инженер-испытатель майор Первого Научно-Испытательного Управления , который уехал с восьмого этажа не доложив о случившемся Жаркову , как начальнику объекта, и приказал дежурному электрику снять напряжение с лифта, в котором спускались Жарков, Соловьёв и Муртазин. Лифт остановился между третьим и четвертым этажами, где они и погибли, обгорев настолько сильно, что опознать их было черезвычайно сложно."

* - Из воспоминания академика Б.Е. Чертока

Во время подготовки к пуску модифицированной "семерки" - 11К511У со спутником разведки на плесецком полигоне 18 марта 1980 года после заправки ракеты кислородом на стартовой площадке начался пожар, быстро перекинувшийся на заправленную ракету. В огне погибли десятки людей. Государственную комиссию по расследованию возглавил председатель ВПК. В подобных случаях установить истинные причины катастрофы, произошедшей на земле, труднее, чем при аварии ракеты в далеком полёте. Одной из вероятных версий этого трагического чрезвычайного происшествия сочли попытку устранения течи из наземной кислородной магистрали. Говорили, что для ремонта использовали грязную тряпку, окунули ее в воду и попытались обмотать место течи. В обтирочной тряпке соотношение паров кислорода с неведомыми компонентами грязных машинных масел могло оказаться взрывоопасным. Об этой катастрофе, естественно, никаких публикаций не появилось - никто из высоких чинов тогда не погиб. Это была вторая после 24 октября 1960 года крупная наземная ракетно-пусковая катастрофа./ Из воспоминания академика Б.Е. Чертока ракеты и люди/

Всего через сутки произошло еще одно событие на боевом старте очередной янгелевской ракеты. При подготовке к пуску оператор стартовой команды, суетившийся в бункере, рукавом кителя задел рукоятку тумблера, управляющего электрическими замками крепления шлангов заправки. Шланг заправки отстыковался, и окислитель залил стартовую площадку. В это время шла и заправка горючим. Пары горючего, смешавшись с парами разлитого окислителя, воспламенились. Первая ступень ракеты была уже полностью заправлена и загорелась.Обошлось без жертв, ушибы, полученные людьми, в панике выпрыгивавшими из окон служебного здания, - не в счет.

В эти же дни на фирме Косберга в Воронеже был уничтожен взрывом большой огневой испытательный стенд двигателей. Причиной взрыва была искра в шнеке кислородного насоса. Все бы кончилось локальным уничтожением очередного турбонасосного агрегата, но в это же время последовал прорыв кислородной магистрали. Пять тонн жидкого кислорода, вылившись на маленький огонек, вызвали такой пожар, какого Воронеж не видел со времен войны.

Эпопея лунного модуля мягкой посадки

К началу пусков лунного модуля Е-6 для мягкой посадки на Луну ракета-носитель 8К78 уже совершила десять стартов по различным программам и за два года из этих десяти только в одном случае нормально сработали все четыре ступени . В остальных девяти имелось пять отказов по вине четвертой ступени (блока "Л"), два - по вине третьей и две аварии - при выводе на участках работы первой и второй ступеней.

И тем не менее...

Первый пуск Е-6 №2 состоялся 4 января 1963 года. При пуске три ступени носителя 8К78 отработали нормально, но двигатель разгонного блока "Л" не запустился. Это был уже шестой случай отказа запуска двигателя блока "Л" вне видимости телеметрических приемных станций с нашей территории и четвертая ступень вместе с объектом осталась на промежуточной орбите.

2 февраля 1963 года была сделана вторая попытка отправить к Луне аппарат Е-6. На этот раз он даже не долетел до участка запуска четвертой ступени. Ракета сильно отклонилась по углу тангажа к Земле. Третья ступень вместе с неотделившейся четвертой и лунной станцией вошла в атмосферу в районе Гавайских островов. Причины второй аварии Е-6 были выяснены довольно быстро. Оказалось, что начальная ориентация гироскопов в приборе И-100 управлявшем второй и третьей ступенью носителя выставлена с большой ошибкой относительно базовой системы координат второй ступени. Третья ступень уже со старта была нацелена в океан.

2 апреля 1963 года третью попытку выйти к Луне. Наконец-то на счастливом тринадцатом по счету носителе 8К78 сработали как положено все четыре ступени! ТАСС своим сообщением объявляет всему миру, что "... 2 апреля 1963 года в Советском Союзе осуществлен запуск космической ракеты в сторону Луны... На борту космической ракеты установлена автоматическая станция "Луна-4" весом 1422 килограмма. Автоматическая станция "Луна-4" достигнет района Луны через трое с половиной суток". Однако несмотря на скрупулезное выполнение всех требований баллистиков по коррекции траектории, в Луну Е-6 № 4 не попала, прошла над поверхностью Луны в 4 часа 24 минуты 6 апреля 1963 года на расстоянии 8500 километров.

21 марта 1964 года четвертый пуск программы закончился очень быстро. На третьей ступени носителя - блоке "И" не открылся главный кислородный клапан. Это был 100-й, юбилейный, пуск "семерки" с теперь уже исторической площадки № 1. "Обрыв штока клапана", - таково было заключение аварийной комиссии. Все клапаны для блоков "И" отправлены на доработку.

20 апреля 1964 года модуль Е-6 №6 сделал пятую попытку выйти к Луне. На этот раз все три ступени нашей 8К78 отработали нормально. Четвертая - блок "Л" вместе с АЛСом - вышла на промежуточную орбиту ИСЗ, но двигатель блока "Л" опять не запустился: система обеспечения запуска не получила команду. Это был уже третий по счету отказ в работе электрической схемы пилюгинского прибора И-100. Несмотря на опытность конструкторов обнаружилось, что многие элементы И-100 подвергаются недопустимому местному перегреву. Для облегчения теплового режима было предложено ввести предстартовое охлаждение прибора, несмотря на усложнение стартового оборудования.

12 марта 1965 года состоялся шестой пуск Е-6 № 9. Ракета 8К78 стартовала нормально и все три ступени отработали без замечаний. Лунная часть ракеты вышла на орбиту ИСЗ. Однако затем, через час, было получили еще одно донесение об очередном незапуске двигателя блока "Л". Весь "лунный поезд" остался на орбите ИСЗ. Поскольку скрыть наличие такого большого ИСЗ от американского контроля за космическим пространством невозможно ТАСС, сообщил о пуске очередного ИСЗ серии "Космос". Так появилось короткое сообщение о "Космосе-60" с высотой орбиты в перигее 201 и в апогее 287 километров.

10 апреля 1965 года состоялся седьмой по счету запуск Е-6. Это был АЛС № 8 который также закончился неудачно.

Для E-6 №8 снова потребовалась аварийная комиссия. Двигатель третьей ступени не вышел на режим по причине негерметичности системы наддува баков горючего и окислителя. Остатки "лунного поезда", разрушенные при входе в атмосферу, упали в воды Тихого океана.

8 июня 1965 года в 10 часов 40 минут по московскому времени - был осуществлен девятый по счету запуск Е-6. Ракета-носитель выполнила свою задачу полностью, и автоматическая станция, получившая официальное наименование "Луна-6", ушла к Луне. Очередная неприятность произошла к концу дня 9 июня на двенадцатом сеансе связи. До этого сеанса все системы работали точно по программе. Все команды исполнялись, шла хорошая телеметрия. При проведении последней коррекции для точного выхода к району посадки двигатель не выключился по заданной ему с Земли установке и продолжал работать пока не сжег весь запас топлива, включая предназначавшийся для сеанса торможения. Нерасчётный импульс увел станцию далеко в сторону и станция прошла в 160 тысячах километров от Луны. Ошибку нашли быстро: перед коррекцией с "земли" на "борт" не прошла команда в программно-временное устройство, определяющее время работы двигателя. Ошибку допустил персонал управления, который не очень внимательно отнесся к правильной установке счетчика времени и метка, ограничивающая время работы двигателя, была потеряна.

Е-6 № 10, получившая в сообщении ТАСС вечером 9 мая наименование "Луна-5", при первой попытке коррекции орбиты потеряла стабилизацию. С трудом удалось успокоить "Луну-5" и разобраться в причинах "кувыркания" на орбите. Оказалось, что поплавковым гироскопам в закладываемых уставках отвели слишком мало времени на прогрев. Гироскопы при включении двигателя для коррекции еще не обеспечивали режима стабилизации. При вторичной попытке не удалось провести коррекцию по вине баллистиков. Они допустили ошибку в расчёте уставок. Трое суток пытались осуществить коррекцию, чтобы попасть в любую точку Луны. Попасть в Луну удалось, но сеанс торможения опять сорвался по причине холодных гироскопов. Из-за отсутствия стабилизации аппарат получил отклонение от расчётной точки посадки в 700 километров. 12 мая в 22 часа 10 минут Е-6 №10, отлично отсалютовавшая Дню Победы, разбилась о поверхность Луны. ТАСС передало очередное сообщение:«"Луна-5" достигла поверхности Луны в районе моря Облаков. В ходе полёта и при подлете станции к Луне получен большой объем информации, необходимой для дальнейшей отработки системы мягкой посадки на поверхность Луны».

4 сентября 1965 года очередной носитель 8К78 с блоком Е-6 № 11 не смог уйти со старта. При наборе пусковой готовности система регулирования кажущейся скорости объявила о своей неисправности. Замена и восстановление системы оказались невозможными на заправленной ракете. Ракета подлежала "сливу" и возврату на техническую позицию. Вторая попытка запуска пришлась на историческую дату - 4 октября. Это была восьмая годовщина пуска первого в мире ИСЗ. Все четыре ступени носителя сработали без замечаний, и пятая отправилась к Луне. ТАСС сообщил о запуске в сторону Луны автоматической станции "Луна-7". В расчётное время была без замечаний выполнена коррекция. После обработки получены данные о движении пятой ступени в расчётный район посадки. За считанные минуты до посадки на поверхность Луны связь с модулем оборвалась... Причину нашли уже на следующий день: углы, на которые при настройке аппаратуры выставлялся оптический датчик поиска Земли, содержали ошибку. Заодно обнаружили ошибки и в устройствах, выдающих сигнал построения лунной вертикали.

3 декабря в 13 часов 46 минут 14 секунд к Луне благополучно ушёл модуль Е-6 № 12. Спустя несколько суток уже при посадке на поверхность Луны в 0 часов 51 минуту 29,6 секунды связь с модулем резко прекратилась. Пять дней тщательного расследования потребовалось, чтобы понять истинную причину аварии. Выяснилось, что надувные резиновые амортизаторы при наддуве упираются в стеклопластиковый кронштейн крепления лепестковых антенн. При проверке выяснили, что он легко ломается, образовывая острые края. При наддуве обломанный кронштейн проткнул резиновый баллон и вырвавшаяся из отверстия струя воздуха дала модулю закручивающий момент, с которым система управления справиться не смогла. Также обнаружили, что поломку кронштейна вызвала элементарная технологическая ошибка работницы, которая перед полимеризацией и прессовкой неправильно уложила в пресс-форму тканевую заготовку, составлявшую основу материала резиновых амортизаторов.

 

 

Источники

http://www.kap-yar.ru/index.php?pg=490

http://p-pushkino.narod.ru/pages/156/if1.htm

 

С уважением Лаки

 

 

...

Картина дня

наверх