Шлем князя Ярослава Всеволодовича

Шлем князя Ярослава Всеволодовича

Этот шлем стал символом князя Александра Невского. При этом считается, что владел им его отец.
А еще, именно с находки этого шлема в нашей стране пробудился интерес к Древней Руси.

Было это в 1808 году около села Лыково Владимирской губернии. История банальнейшая: крестьянка Ларионова собирала орехи и «разглядела в кочке нечто блестящее».

В тот же день она отдала найденные шлем и церковному старосте. С его подачи они пошли гулять по инстанциям и, в конце концов, дошли до самого царя Александра I, будущего победителя Наполеона.

Академия Художеств

Тот отдал шлем на изучение президенту Академии художеств А.Н. Оленину. Вскоре было объявлено, что непростой шлем принадлежал князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского. А в кочке он оказался потому, что был спрятан бежавшим с поля битвы князем.

Насколько это обосновано, мы обсудим в конце статьи, а сейчас встречаем – шлем князя (предположительно) Ярослава Всеволодовича!

Время и место

Вполне возможно, этот шлем изготовили (или только декорировали) во Владимиро-Суздальском княжестве. Белокаменная резьба Северо-Восточной Руси и украшения на шлеме очень похожи.

Про датировку заметим, что кольчуга, найденная с ним, относится к XIII столетию, поскольку сплетена из плоских колец, снабженных радиальными бороздками. А раз предметы лежали «в комплекте», то и датируются они одинаково.

Как две капли воды

Кстати. В Государственном историческом музее в Москве хранится точная копия шлема князя Ярослава. Совпадают размеры — оба высотой 19 см и 21 см. в диаметре, а форма и расположение накладок из цветного металла также идентичны.

Оригинал можно увидеть только в Оружейной палате, где за ним закреплен инвентарный номер 4672(4385).

шлнм князя Ярослава и его копия

Слева – шлем из Оружейной Палаты с целым лепестком, справа – его копия с расколотым лепестком, которая хранится в Государственном историческом музее

Железный нос

Защита лица на этом шлеме заслуживает особого внимания. Наносник посеребрен, а «брови» позолочены.

Сперва предполагалось, что изначально «железный нос» был полумаской, которая к моменту находки оказалась обломанной. Вот как на фото (слева):

Шлем Никольское, Лыково, Киев

Слева — шлем из Никольского с полумаской, справа — шлем из Киева, с защитой носа. В центре — прорисовка шлема князя Ярослава, каким он мог быть с полумаской.

Соответственно, находка была зарисована с полумаской — как на центральной части фото. Но затем выяснилось, что художником за нижние части полумаски были ошибочно приняты фрагменты кольчуги, лежавшей под шлемом. Сейчас уже точно доказано, что защита лица на шлеме князя Ярослава аналогична второму варианту (справа).

Однако было поздно: рисунки шлема князя Ярослава именно с полумаской уже разошлись по стране и прочно вошли в массовую культуру.

Кстати, заметьте: железный «нос» имеет четко выраженное ребро жесткости, так же, как и «брови». Это сделано для укрепления защиты. Погнуть такой наносник гораздо сложнее, чем обычную железную пластину.

Как был сделан купол

Купол средневековых шлемов обычно собирали из нескольких кусков металла. Есть три основные схемы сборки — из двух сегментов, из трех и из четырех.

Схему сборки средневекового шлема из четырех частей мы разъяснили в статье Гъермундбю: самый знаменитый шлем викинга

Из какого количества пластин был собран шлем князя Ярослава — неизвестно. Виной тому плохая сохранность шлема, который рассыпался бы, не подложи музейщики под него специальную подставку, что повторяет форму купола.

Поэтому схему сборки шлема князя Ярослава мы можем лишь предполагать. Вероятнее всего, он был собран из трех выпуклых пластин, наклепанных краями друг на дружку.

Кокарда православного воина

Икона на лбу шлема князя

Налобная икона во всей красе. Любуйтесь.
А вот что с ней не так — мы расскажем дальше.

Налобная икона это своего рода кокарда воина-христианина. На ней мы видим архангела Михаила. Он, кстати, имеет самое прямое отношение к воинской культуре Средних веков.

На Руси его изображали в доспехах, с оружием в руках. На Западе, по словам Эварта Окшотта, при посвящении в рыцари звучала заветная формула «во имя Бога, святого Михаила и святого Георгия».

Во всем христианском мире его образ сопутствует победе — как над врагом, так и над болезнью. Корнем зла в обоих случаях является дьявол, который насылает на людей беды.

А Михаил известен как архистратиг, то есть главнокомандующий небесным воинством. Именно он стоит у райских врат с огненным мечом в руках, он же – согласно Апокалипсису, победит в последней битве добра со злом. Словом, абсолютный рыцарь, что было в те годы весьма актуально.

Текст, который идет по периметру образа, гласит «Великий архистратиг Господень Михаил, помоги рабу своему Феодору». Здесь необходимо вспомнить, что на Руси князья часто имели двойное имя – одно – родовое, другое – в крещении. Ярослав как раз и был крещен именем Федор.

Четыре лика на своде купола

навершие шлема князя Ярослава

Иисус на шлеме князя Ярослава Всеволодовича

Еще одно украшение находится «на макушке» шлема. Она имеет звездчатую форму и несет на себе изображения, во-первых, Господа Вседержителя, а во-вторых – святых Георгия, Василия и, заметьте, Федора.

Современным языком можно сказать, что этот шлем «брендирован» под некоего Федора.

В центре «звезды» находится шпиль, сохранившийся частично. В былые времена на него мог ставиться конский хвост или флажок-яловец, то есть знак, выделяющий командира в бою.

Барсы и грифоны

Венец на шлеме князя

И последнее украшение шлема – декоративная кайма по его нижнему срезу.

Она несет на себе изображения птиц, а также зверей — вполне реальных барсов и совершенно мифических грифонов. Все изображения разделяются лилиями и листьями, отчеканенными на латунном ободе. Толщина его примерно 0,8 мм.

Функция венца полностью не разгадана: то ли на него вешалась кольчужная бармица, то ли венец выступал в роли прокладки, а бармица вешалась на корпус шлема через несколько сквозных отверстий.

И вот тут всплывает самое интересное – шлем часто и не всегда аккуратно переделывали.

Что не так со шлемом князя Ярослава?

Мы сейчас покажем те же самые фото, но только с акцентами. Уверяем, вы посмотрите на этот шлем другими глазами!

1. Полумаска грубо приколочена поверх налобной иконы.

Полумаска на шлеме князя

Как видим, заклепки далеко не идеально вписались в надбровные дуги.

Теперь смотрим на следующее фото. Видите в красных рамках заклепки? Тоже весьма неаккуратная работа. Расстояние от края заклепки до края приклепанной декоративной полосы разное.

Неровный венец на шлеме князя

2. Икона не для шлема

Смотрим внимательно на икону, которая украшает шлем.
Скорее всего, изначально она не предназначалась для крепления на шлем князя.

Ведь тогда в ней были бы продуманы отверстия для крепления. Но их нет. Поэтому икона приколочена прямо сквозь буквы, идущие по периметру иконы. Это сильно затрудняет чтение.

Шлем князя с иконой

Откуда взялась икона неясно. Ее могли подарить владельцу шлема, или он мог захватить ее во время военного похода на соседнее княжество. А потом уже установить на свой шлем. Словом, вариантов масса и простор для гипотез безграничный. Ясно одно — изначально ее на шлеме не было.

Кроме того, поверх иконы еще и полумаску приколотили — так же без особого благоговения. Посмотрите: ноги Архангела Михаила от щиколотки вниз перекрыты полумаской.

3. Навершие поверх ликов

Еще один случай перекрытия святыни — навершие. Смотрите: оно было приклепано прямо на чеканные изображения:

грубое навершие на шлеме князя

Так каким же был шлем изначально?

Изначально «шлем князя Ярослава» мог быть просто каской с изображением святых образов на макушке. Очень похожий шлем был найден летом 1959 года в Саратовской области, немного южнее города Энгельс:

Шлем из Энгельса

Многие археологи считают их близкими родственниками. Вполне возможно, что так оно и было, и лишь впоследствии к нему приколотили шпиль и икону, а потом венец и наносник.

Скорее всего, шлем носили несколько человек — каждый в свое время. Поэтому его переделывали под вкусы разных владельцев. А вот был ли среди них князь Ярослав Всеволодович — это отдельный, весьма интересный вопрос.

Аргументы «ЗА»

  • Ярослав жил в XIII веке
  • В крещении он носил имя Федор, что сочетается с надписью на иконе
  • Ярослав Всеволодович в 1238-1246 годах княжил во Владимире, а на шлеме обнаружены мотивы Владимиро-Суздальской белокаменной резьбы

Аргументы «ПРОТИВ»

Главный аргумент. Надпись на иконе «раба своего Феодора» вовсе не обязательно соотносится с Ярославом — Феодором.

  • Во-первых, первенец Ярослава Всеволодовича тоже носил это имя. Слабость этой версии — возраст: Федор прожил всего 13 лет и умер накануне собственной свадьбы.
  • Во-вторых, в смерти князя Ярослава подозревают одного из бояр по имени Федор Ярунович.
  • А еще имя Федор носил великий князь Ростовский, который правил в 1270—1294 годах, то есть так же в XIII веке.

Шлем мог принадлежать любому из них. И даже какому-то Федору, из числа высокопоставленных дружинников, которого мы не знаем.

А значит, делать какие-то выводы, основываясь лишь на имени, датировке, географии и статусности — не стоит. Нужны более точные доказательства, которых у нас пока нет.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб