Мавзолей Гур-Эмир. Усыпальница Тимуридов.

Мавзолей Гур-Эмир

Тот свод — вершина всех земных чудес, подобье свода вечного небес.
Что куполу небесному дано, все в куполе земном отражено!
Алишер Навои

Мавзолей Гур-Эмир. Усыпальница Тимуридов.

История

Гур-и-Эмир — на узбекском Gur Amir, на таджикском Гури Амир — в переводе означает «могила повелителя» (эмира) — был возведён в 1403 году по распоряжению Амира Тимура на территории ансамбля, построенного в конце XIV века в юго-восточной части средневекового Самарканда царевичем Мухаммед-Султаном, и состоящего из медресе — самого древнего в Средней Азии, ханаки и минаретов. До настоящего времени сохранились только фундаменты медресе и ханаки, портал главного входа и часть одного из четырех минаретов. Из состава зданий комплекса Мухаммед-Султана следует, что он задумывал строительство центра исламского образования, а не погребальный комплекс. Однако позже воля его властного деда придала иное значение комплексу, центром которого стал именно мавзолей.

Мухаммед-Султан был прямым наследником и любимым внуком Тимура от его старшего сына Джехангира и замещал своего деда на троне, когда тот отсутствовал в Самарканде во время длительных военных походов. В 1403 году в возрасте 27 лет, возвращаясь из Малой Азии, Мухаммед-Султан внезапно умирает. Останки царевича были доставлены в Самарканд и погребены на территории ансамбля. Тимур, потрясённый смертью любимого внука и похоронив его, приказал соорудить над его могилой мавзолей. Тогда над склепом был построен восьмигранник, и, по словам историка Шараф ад-дина Йезди, «возвели купол, подобный небу, сложили нижнюю часть стен из мрамора, украшенного золотом и лазурью…». Однако Тимуру не понравилось сооружение, и он приказал разобрать его и возвести новое, ещё более величественное. Вероятно, эти работы не были доведены до конца, так как в 1405 году во время похода в Китай в Отраре от воспаления лёгких умер сам Амир Тимур. Похоронен он был в Гур-Эмире, хотя в его родном Шахрисабзе был заготовлен грандиозный мавзолей, но внезапная смерть и политическая обстановка после его смерти привели к тому, что повелителя было решено хоронить в Самарканде.

Мавзолей Гур-Эмир. Усыпальница Тимуридов.

 Верхний зал с надгробиями

 

Постепенно мавзолей превратился в усыпальницу тимуридов — кроме Тимура и Мухаммед-Султана, здесь покоятся два сына Тимура — Шахрух и Мираншах, внук Тимура — Мирзо Улугбек, духовный наставник Тимура — Мир Сейид Береке, сын Султана Абу Саида и некий Шах Ходжа. Расположенные в верхнем зале надгробия обнесены мраморной решеткой, поставленной Улугбеком. За мраморной оградой, на возвышении находится неизвестное надгробие некого суфия Сайид Умара. По одной из версий — это мог быть шейх ад-дин Куляль — суфий, с которым дружил отец Тимура и сам Тимур.

Фактически, прах всех этих людей покоится этажом ниже в склепе, точно в таком же расположении, как и наверху в верхнем украшенном золотой росписью зале. Истинное место захоронения — не публичное, обычно туристов сюда не водят, но если вы договоритесь с гидом-таджиком, то за небольшую сумму вас проведут в подвальное помещение и даже разрешат сфотографировать захоронения тимуридов. Именно здесь в склепе, в июне 1941 года, специальная комиссия во главе с Т.Н. Кары-Ниязовым произвела вскрытие захоронений. Но об этом чуть позже…

Архитектура

Сохранившейся от древнего ансамбля входной портал сплошь покрывают сверкающие наборные мозаики тончайшей резьбы. Над стрельчатой аркой в мозаичном убранстве растительных и геометрических орнаментов вплетено имя создателя облицовок — Мухаммада-ибн-Махмуда Исфахани (Иран).

Восьмигранное здание мавзолея несет на себе цилиндрический барабан, покрытый огромным голубым рифленым куполом. Диаметр купола составляет 15 метров, а высота 12,5 метров. Однако купол не кажется таким громоздким. Это достигается благодаря тому, что он разделен на грани, плавно переходящие к барабану. Бирюзовая полива придает ему особенно нарядный вид на фоне ярко-голубого неба Самарканда.

Композиция мавзолея отличается монументальностью, которую определяют не только крупные размеры, но и красота объемных форм. Впечатление монументальности, торжественности усиливает декор: восьмигранная призма основания отчеркнута по низу мраморной панелью, над ней крупный орнамент, выложенный глазурованными плитами на фоне обожжённого кирпича; огромные, почти трехметровые надписи опоясывают барабан; жгуты купола облицованы голубыми плитками.

Для интерьера мавзолея также характерны монументальность и стройность пропорций, высота интерьера 23 м., длина стен четверика — 10 м. Соотношение длины, высоты стен и всей высоты помещения 1х1, 1х2х3. Для того чтобы увеличить пространство, строители ввели ниши, придающие интерьеру крестообразный план. В декоре интерьера мавзолея нашли отражение характерные для рубежа XIV — XV вв. композиционные приемы — сплошное декоративное покрытие, насыщенность узорами и цветом, роскошь. Четко ограниченные полосами надписи имеют свою орнаментальную композицию: панель, плоскость стен, ярус тромпов1, внутренний купол, принцип размещения декора — всё это приёмы, присущие средневековой архитектуре Средней Азии.

Мавзолей Гур-Эмир. Усыпальница Тимуридов.

Входной портал

«Сказал Аллах благословенный и всевышний: Кто войдёт сюда, тот найдёт спасение!

Вот рай, который обещан нам — войдите в него, оставаясь в нём навеки!

Сказал Аллах, благословенный и всевышний: введите благочестивых в рай и к райским ручьям благополучными и успокоенными. Правдив великий Аллах!

Сказал Пророк, да будет над ним мир: Смерть мост, соединяющий друзей с друзьями.

Сказал Пророк, да будет над ним мир: счастлив тот, кто откажется от мира раньше, чем мир откажется от него; приготовит себе могилу раньше, чем войдёт в неё; угодит своему Господу раньше, чем свидится с Ним»

 

Высокая панель из зеленоватого оникса была некогда покрыта орнаментальной синей и золотой росписью. Красочная роспись и позолота также украшали мраморные плиты поясов над панелью. На стенах — громадные панно с крупным звездчатым гирихом2. Для убранства купола и яруса парусов были применены рельефы из папье-маше, покрытые золотом и мелким цветочным орнаментом. Интерьер украшали деревянные двери с прекрасной тонкой резьбой и инкрустацией перламутром и серебром, цветные узорчатые витражи в окнах из красного, голубого, фиолетового, зеленого и жёлтого стекла.

Представление о том, каким было убранство мавзолея вскоре после окончания строительства даёт описание историка Ибн Арабшаха3: «На могилу Тимура были положены его одежды, по стенам были размещены предметы его вооружения и утвари, все было украшено драгоценными камнями и позолотой… С потолка, подобно звездам на небе, свисали золотые и серебряные люстры, одна из таких люстр весила 49999 мискалей4. Пол был покрыт шелковыми и бархатными коврами…» В 1409 году, посетивший могилу своего отца Шахрух приказал передать в казну находившиеся в мавзолее предметы одежды, утвари и вооружения.

В 1425 году в верхнем зале было установлено надгробие Тимура из темно-зеленого нефрита, вывезенного из Моголистана во время похода Улугбека. Раньше этот камень служил местом поклонения во дворце Китайских императоров и как трон Кабек Хана (потомка Чингизхана). Почти через середину камня проходит трещина, происхождение которой объясняется различно: по одним данным, камень разбился при подъеме или перевозке его в ставку Надир-Шаха, который пожелал его видеть; по другим — тот же Надир-Шах приказал разбить камень, надеясь найти внутри сокровища; по третьим — он разбился при неудачной попытке похищения его разбойниками.

Как предполагают исследователи, строительство, продолженное Улугбеком, осталось незавершенным, по его приказу был сделан дверной проем и галерея, чтобы обеспечить вход в мавзолей, сохранившиеся до наших дней, в 1447 году из Герата было перевезено и погребено тело Шахруха, сына Темура. По мысли Темура, грандиозность архитектурных форм должна была внушить представление о величии погребенных в Гур-Эмире лиц. И на самом деле, по мнению искусствоведов, «памятник этот, как, может быть, никакое другое погребальное сооружение Средней Азии, порождает высокие помыслы о величии человеческих дел». Мавзолей Гур Эмир это памятник нового стилистического направления, которое к концу XIV в. сложилось в Самарканде на базе объединенных творческих усилий мастеров Средней Азии и других стран средневекового Востока.

Мавзолей Гур-Эмир. Усыпальница Тимуридов.

 Нефритовое надгробие Тамерлана

Надпись на арабском и персидском языках на надгробном камне гласит:

«Эта гробница великого Султана, милостивого хакана Эмира Тимура Гургана; сына Эмир Тарагая, сына Эмир Бергуля, сына Эмир Айлангира, сына Эмир Анджиля, сына Кара Чарнуяна, сына Эмир Сигунчинчина, сына Эмир Ирданчи-Барласа, сына Эмир Качулая, сына Тумнай Хана. Это 9 поколение.

Чингиз-Хан происходит из того же рода, от которого происходят деды достохвального султана, погребённого в этой священной и прекрасной гробнице: Хакан-Чингиз-сын. Эмир Майсукай-Бахадур, сына Эмир Барнан-Бахадура, сына Кабул-Хана, сына упомянутого Тумнай-Хана, сына Эмир Байсунгары, сына Кайду-Хана, сына Эмир Тутумтина, сына Эмир-Бука, сына Эмир-Бузанджара.

Кто желает узнать дальше, да будет тому известно: мать последнего звали Аланкува, которая отличалась честностью и своей безукоризненной нравственностью. Она однажды забеременла от волка, который явился к ней в отверстие комнаты и приняв образ человека, объявил, что он потомок повелителя правоверных Алия, сына Абу-Талиба. Это показание, данное ею, принято за истину. Достохвальные потомки её будут владеть миром вовеки.

Умер ночью 14 Шагбана 807 года»

Внизу камня надпись «Камень этот поставлен Улугбеком Гурганом после похода в Джитта»

 

Легенда

Волею судьбы, хотя и не без щедрой примеси мифа, Тимур, оказался сопричастен к величайшей войне ХХ века. Завязкой же этих почти невероятных событий послужило разрешение вскрыть могилу Тимура, данное лично Сталиным.

Рано утром 19 июня 1941 года советские археологи вскрыли гробницу Тамерлана, через двое суток гитлеровская Германия напала на СССР — началась Великая Отечественная война.. Это можно трактовать, как мистическое совпадение. Потом обнаружились другие. Из них и была соткана жуткая по масштабам легенда о проклятии Тамерлана. В свое время о ней узнали Жуков и даже Сталин. И похоже, что отнеслись серьезно.

Легенда гласит, что в гробнице завоевателя был заточен злой дух войны, освобождение которого и навлекло на страну невероятные бедствия. Поэтому нельзя было тревожить захоронение.

Но откуда взялась легенда? Знал ли кто о ней до начала Великой Отечественной войны? Приоткрыл завесу тайны человек — свидетель тех исторических событий. Это Малик Каюмов — в то время оператор Ташкентской киностудии, прикомандированный к экспедиции.

Рассказывает Малик Каюмов.

— В начале мая 1941 года директор киностудии сообщил, что партия доверила мне заснять для истории весь процесс вскрытия гробниц в Самарканде.

— Почему выбрали вас?

— В 1939 году я сделал фильм о строительстве Большого Ферганского канала, за который в Москве мне дали «Знак Почета». Так в 29 лет я стал известным человеком в республике.

— Партийное задание не испугало?

— Были сомнения, ведь к гробнице Тимуридов у узбеков отношение особое. Сам видел, как люди входят в мавзолей, лишь сняв обувь, хотя никто за этим специально не следил. Молятся, читают Коран и, выходя, никогда не поворачиваются к гробницам спиной. Да и мать, верующая женщина, снявшая паранджу лишь в 1935 году, умоляла отказаться. Мол, вскрывать гробницу — величайший грех. Но я согласился, хотелось оправдать «доверие»… В общем, уже 15 мая я отправился в Самарканд — осмотреть «декорации». — Как отнеслись к «гостям» местные жители?

— Поначалу у Гур-Эмира ежедневно собирались до тысячи человек. Но никто особенно не протестовал. Тем не менее всех членов экспедиции поселили на охраняемой правительственной даче. И лишь мы, сотрудники киногруппы, жили в гостинице «Самарканд».

— Ученые объяснили, зачем понадобилось раскапывать древние захоронения?

— Я не спрашивал. Уверен был, что так надо для науки…

По официальной версии, видные советские ученые — археологи, историки, антропологи — приступили к раскопкам мавзолея Гур-Эмир в рамках празднования 500-летия узбекского поэта Алишера Навои. Предлог был такой: в гробницах Тамерлана и его внука — покровителя ученых Улугбека — якобы лежат неизвестные рукописи поэта. И это странно.

Алишер Навои родился в 1441 году. Тимур умер за 36 лет до этого события — в 1405 году. Улугбек скончался в 1449-м, когда Навои исполнилось всего восемь лет. Иными словами, версия о неизвестных стихах Навои выглядит весьма неубедительно.

И вряд ли поиски литературного наследия пробудили интерес к самаркандской экспедиции лично самого Иосифа Виссарионовича. На документах об организации вскрытия саркофага Тимура, подготовленных специалистами Ленинградского государственного Эрмитажа, рукой вождя написано: «Работы по вскрытию гробницы Тимура в Самарканде начать не позднее мая. И. Сталин».

Почему не позднее? Зачем вождь торопил ученых? Хотел убедиться, действительно ли там лежит Тимур?

Узнать правду можно было, лишь изучив скелет. Известно, что Тимур был сухорук и хромал на правую ногу. Опытный анатом мог определить это по костям. К тому же заодно можно было воссоздать портрет «героя», изображений которого не сохранилось. Известный скульптор Михаил Герасимов, участвовавший во вскрытии мавзолея, позднее написал, что это и было одной из целей экспедиции. Но не самой главной.

В Гур-Эмире могли храниться драгоценности, награбленные в дальних походах. И эти ценности пригодились бы трудовому народу. «Алчной» версии придерживается, например, писатель и историк Игорь Бунич: «Поставленная Сталиным задача концентрации золота, платины и драгоценных камней в руках государства продолжала энергично выполняться. Если в самой России и на Украине к середине 30-х годов были уже перепаханы все кладбища и вскрыты практически все могилы в надежде найти золотые часы или вставную челюсть, то на территории Средней Азии подобные мероприятия еще не проводились».

В этот ряд легко укладывается идея известного археолога Михаила Массона. В 1929 году он подал в Совет народных комиссаров УзССР записку, в которой предлагал организовать вскрытие могилы Тамерлана. К записке прилагал отчет самаркандского инженера М. Ф. Мауэра: «Магнитные наблюдения 1925 года над могилой Тимура подтвердили наличие в ней большого парамагнитного стального тела и других металлических предметов». Чем не повод для вскрытия? Тем более что в Самарканде всегда ходили слухи о таинственном свечении, порой возникающем над гробницей.

Мечта Михаила Массона сбылась через 12 лет. Правда, лишь отчасти.

Продолжает Малик Каюмов.

— Пятого июня, — вспоминает он, — вскрыли гробницу Шахруха, который умер своей смертью и был похоронен в саване по мусульманским обычаям. 17 июня подняли могилу Улугбека — внука Тимура. Известно, что исламские фанатики и отрубили ему голову. Череп и в самом деле был отделен от скелета. На следующий день начали вскрывать могилу самого Тимура. Пришлось повозиться — сверху лежало 90-пудовое надгробие из нефрита. Поднимали его с помощью домкратов. Под ним оказалась мраморная плита. Под ней — еще одна. Потом еще…

— Не очень приятно это говорить, но… снимать кинохронику с учеными очень тяжело. Образно говоря, найдут блоху и два часа в лупу ее разглядывают. В общем, пока они изучали эти плиты, я поднимался наверх попить чаю. В чайхане ко мне подошли три старика — самые обычные с виду, в халатах и тюбетейках.

— Сынок, — говорят, — Тимура еще не трогали? Не надо его трогать — война начнется. Это в книге написано.

— В какой книге? — спросил я.

Старики протянули рукописную книгу — тяжелую, в кожаном переплете. Открыта она была примерно в середине прямо на фразе: «Нельзя трогать прах великого Тимура». А дальше были начертаны предупреждения о духе войны и о том, что его нельзя выпускать из гробницы.

Я побежал в мавзолей и рассказал о стариках ученым. Айни, Кара-Ниязов и Семенов поднялись, долго пили с ними чай, спорили. Наконец Садреддин Айни бросил фразу типа: «Что за бред вы несете?» И старики, обидевшись, ушли. А мы вернулись в мавзолей.

Мраморных плит на могиле Тамерлана оказалось три. Подняли их только 19 июня. Из-под плит показался массивный деревянный гроб, покрытый немного истлевшей парчой.

Малик Каюмов:

— Едва приподняли крышку, — вспоминает кинооператор, — в воздухе запахло чем-то дурманящим. А другие вскрытые гробницы вообще никакого запаха не имели. Мне стало как-то не по себе. И тут внезапно погас свет. За предыдущие три недели раскопок такого ни разу не было.

По словам Каюмова, свет потом столь же внезапно загорелся, как и пропал, только через три часа. Причем экспедиционный электрик так и не понял, в чем было дело.

Пока проверяли электростанцию, ученые вспомнили рассказы Массона о необычных явлениях в Гур-Эмире и послали за ним в гостиницу. Но, оказалось, что он к тому времени уже уехал в Ташкент. До начала Великой Отечественной войны оставалось ровно 48 часов…

Малика Каюмова определили кинооператором на Калининский фронт. Весной 42-го года он встретился с довоенным знакомым, генерал-лейтенантом Порфирием Чанчибадзе, и рассказал ему о предсказании стариков. А тот, в свою очередь, передал рассказ Жукову.

— А осенью того же года, — вспоминает кинооператор, — к нам на фронт приехал Георгий Жуков. Оказалось, что про меня ему рассказал Чанчибадзе. И через несколько дней Жуков пригласил меня к себе в землянку, где очень подробно расспрашивал о тех событиях. Спросил, где сейчас хранится череп Тимура. Я сказал, что его Герасимов увез.

Жуков задумался. А я, набравшись смелости, заметил: «Георгий Константинович, вот бы товарищу Сталину рассказать».

Но генерал уже вставал из-за стола: «Спасибо, ты свободен».

Больше я никогда с ним не встречался, и никто меня об этой истории не расспрашивал.

Неизвестно, насколько сильно подействовала легенда на высшее руководство страны, но согласно официальным документам черепа Тимуридов вернули в Самарканд и перезахоронили 20 декабря 1942 года. Кто-то сможет усмотреть мистику и в этом событии: не прошло и двух месяцев, как наши войска одержали победу в Сталинградской битве, которая, как пишут в учебниках истории, переломила весь ход войны.

Малик Каюмов стал «неофициальным» автором легенды о проклятии Тамерлана. Позднее он привел ее, правда, в сильно урезанном виде, в своей автобиографичной книге, выпущенной в середине восьмидесятых годов прошлого века. Единственное, в чем себя клял Малик Каюмович так это в том, что не догадался заснять на кинопленку саму книгу и тех трех стариков, давших страшное предсказание.

Но кто еще может подтвердить версию, что так действительно все и было? Это Камал Садреддинович Айни, сын члена правительственной комиссии по вскрытию гробницы Тимура писателя Садреддина Айни.

— В 1941 году я был 13-летним подростком. Мы жили в Самарканде, и отец брал меня на раскопки. А я вел дневник, где описывал те события.

«Когда все вышли из склепа, — записал в дневнике Камал, — я увидел трех старцев, разговаривавших с отцом, с Семеновым и Кара-Ниязовым. Один из старцев держал в руке какую-то старинную книгу. Он раскрыл ее и сказал: «Вот эта книга старописьменная. В ней сказано, что, кто тронет могилу Тамерлана, всех настигнет несчастье, война». Тут старцы воскликнули: «О, Аллах, сохрани нас от бед!»

Отец взял эту книгу, надел очки, внимательно осмотрел ее и обратился к старцу:

— Уважаемый, вы верите в эту книгу?

— Как же, она ведь начинается именем Аллаха!

— А что за книга, вы знаете?

— Важная мусульманская книга, начинающаяся именем Аллаха и оберегающая народ от бедствий.

На это мой отец ответил: «Эта книга, написанная на фарси, всего-навсего «Джунгнома» — книга о битвах и поединках, сборник рассказов об исторических и полумифических героях. И эта книга составлена в конце XIX в. А те слова, что вы говорите о могиле Тамерлана, написаны на полях книги другой рукой, в главе, где описываются времена Тамерлана. И слова о его могиле — традиционные изречения, которые имеются и в отношении захоронений Исмаила Сомони, и Ходжа Ахрара, и Хазрати Богоутдина, и других известных людей. Чтобы уберечь захоронения от искателей легкой наживы. Но ради научных целей вскрывать древние могилы можно. Вот ваша книга, изучайте ее и думайте головой».

— После, — рассказывает Камал Айни, — книга перешла в руки Кара-Ниязова. Он внимательно просмотрел её и в знак согласия одобрительно кивнул. А потом книгу взял Каюмов, которого все называли «суратгир» — фотограф, и я увидел, что он перелистывает страницы, как в европейских книгах. А ведь «Джунгнома» была написана на фарси, и читать ее следовало с противоположной стороны. Из этого я сделал вывод, что он не вполне владеет языком, на котором мой отец беседовал со стариками, и поэтому не мог хорошо понимать, о чем они говорили.

Итак, два свидетеля подтвердили, что к археологам действительно приходили три старца с книгой и предупреждали. Вот только книга оказалась далеко не древней и не священной.

По нашему мнению, мистика, пророчество или сверхъестественные силы к легенде о проклятии Тамерлана не имеют никакого отношения, ведь план нападения на СССР начал разрабатываться в германском Генштабе ещё более чем за полгода до начала Великой Отечественной войны — Директива № 21 вышла 18 декабря 1940 года и в этом документе будущие события были уже предрешены… Видимо стечение цепи роковых трагических событий всей истории Европы первой половины XX века и привело к рождению этой мрачной зловещей легенды.

Археология

Точное место, где был захоронен Тимур, не знал никто. В родном Шахрисабзе еще при жизни Тамерлана была сооружена глубокая вертикальная гробница, заботливо выложенная камнем. Однако она так и осталась пустой. Один из историков категорически, например, утверждал: «Сын Тимура Шахрух, узнав о смерти своего отца, немедленно прибыл в Самарканд из Герата извлёк тело из мраморного гроба и увёз в неизвестное место».

Еще более фантастические домыслы бытовали в отношении мученика науки Улугбека. Археологи хотели проверить, правильно ли сообщали летописцы, что величайший ученый — астроном и математик средневековья был безжалостно обезглавлен убийцей, подговоренным и нанятым шейхами под руководством Хаджи Ахрара.

Поздняя ночь. Сводчатый, кирпичный склеп озарен светом мощных «юпитеров». Студия хроники фиксирует каждый шаг, каждое движение рабочих и ученых.

С величайшими предосторожностями отодвигается мраморная плита весом в 240 пудов (плита была специально потом взвешена). Убирается тщательно слой ганча, а затем снимаются пять поперечных плит из известняка.

В сумраке саркофага, на дне его проступают очертания какого-то предмета. Но что это? Минута тишины. Возбужденные археологи с возгласами: «Посветите!» склоняются над зияющим мраком и дышащим запахом тления и сырости саркофагом. И чей-то срывающийся голос глухо звучит:

«В могиле гроб!»

Вот оно, последнее прибежище того, одно имя которого в течение десятилетий заставляло трепетать весь тогдашний мир. В огромном саркофаге, сложенном из массивных мраморных плит, около двух метров длины и семидесяти сантиметров ширины действительно стоит деревянный потемневший дочерна огромный гроб, покрытый золотошвейным парчовым, истлевшим, но еще великолепным покрывалом.

Больше ничего. Только гроб!

Здесь нет возможности останавливаться на возникшем у археологов недоумении при виде гроба. В те времена правоверных мусульман хоронили просто завернутыми в саван. Но тут вспоминают, что Тимур умер в пятистах километрах от Самарканда, в окрестностях города Отрара, а в таких случаях останки покойника везли к месту захоронения на верблюде в ящике или в гробу…

Но, быть может гроб пуст?

И вот извлечены из досок большие, грубо выкованные арбяные гвозди и массивная крышка поднята.

Теперь нет никаких сомнений. Да, в саркофаге, стоящем в склепе мавзолея Гур-и-Эмир, находятся останки «Грозы Востока и Запада».

В саркофаг со всеми предосторожностями спускается член комиссии М. М. Герасимов. Он вполне достоин этой чести, ибо в его лице сочетаются не только известный антрополог и не менее известный историк-археолог, но к тому же он еще и талантливый скульптор, возглавляющий знаменитую школу восстановления портретного облика людей по сохранившимся лицевым костям черепа.

Осторожно М. М. Герасимов извлекает с мраморного дна саркофага череп Тимура и демонстрирует его присутствующим на раскопках лицам: руководителю археологической экспедиции профессору Кары-Ниязову, археологам В. А. Шишкину и Яхья Гулямову, литературоведу Хади Зарипову, писателю М. И. Шевердину, антропологу Л. В. Ошанину. Кинооператор Малик Каюмов лично за киноаппаратом фиксирует все детали на кинопленку.

Кости черепа Тимура, сохранившиеся очень плохо — сказались последствия наводнения, затопившего в конце XIX столетия склеп,- тут же пропитываются растопленным воском, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение.

С величайшими предосторожностями вскрывался также саркофаг, в котором, судя по историческим трудам и надписи на надгробии, покоился прах великого ученого Улугбека. Вполне понятно волнение, которое пережили участники археологической экспедиции, когда многопудовая крышка саркофага шевельнулась и приподнялась…

Окажутся ли останки Улугбека в саркофаге? Ведь мракобесы-религиозники издавна славились тем, что они не оставляли в покое своих жертв и в могиле. Известно ведь, что сын и наследник Улугбека, отдавший своего знаменитого отца на расправу реакционным муллам, муфтиям и улемам, узнав о его трагической гибели во время хаджа в Мекку, даже не поинтересовался, что сделали с телом обезглавленного великого ученого. Ведь Улугбека в крайней спешке, кое-как, постыдно небрежно закопали на кладбище селения, где он был зверски убит страшным ударом сабли, которым убийца отсек ему голову с такой силой, что, по описанию летописца, она отскочила в другой угол двора. Вся мерзость этого преступления столь поразила современников, что когда по приказу правителя Мавераннахра, пришедшего на смену сыну, беспощадно убравшему со своей дороги отца, прах Улугбека перенесли в Гур-и-Эмир, то на надгробии высекли надпись с упоминанием, что ученый погиб от руки отцеубийцы.

И вполне оправдана тревога членов экспедиции. Окажется ли в могиле прах Улугбека? Лежит ли в ней череп? Ведь убийца мог унести его. Ведь мракобесы могли надругаться над останками ненавистного им вольнодумца.

Медленно сдвинулась надгробная плита, и саркофаг раскрылся. Еще мгновение, и ученые вздохнули с облегчением. Все увидели, что останки Улугбека сохранились. Череп великого астронома лежал на небольшой подушечке из глины, аккуратно приставленный к костям плеч, сдвинутый чуть влево. Антрополог Л. В. Ошанин тотчас обследовал останки. Подтвердились данные исторических трудов. Шейный позвоночник был рассечен, словно бритвой.

Улугбек был похоронен, как человек, погибший насильственной смертью, не в саване, а в нижнем белье из шелковой ткани.

Через несколько лет М. М. Герасимов создал портреты Тимуридов. Так спустя пять веков был решен один вопрос родственных связей Тимуридов между собой. Вот что пишет М. М. Герасимов:

«Все Тимуриды — Тимур, Шахрух, Мираншах, Улугбек, Мухаммед-Султан имели одну и ту же аномалию в строении свода черепа… Тимур был типичным монголоидом, его внуки — Улугбек, Мухаммед-Султан — метисами, весьма близкими по типу к современным городским узбекам. Сыновья же Шахрух и Мираншах, несомненно, обладали чертами таджикского типа… Но их кровное родство не вызывает сомнений. Улугбек и Мухаммед-Султан — двоюродные братья,- не обнаруживая сходства между собой, похожи, каждый по-своему, на своего деда Тимура. Улугбек, несомненно, похож на своего отца Шахруха. Оба сына Тимура — Шахрух и Мираншах — похожи между собой и к тому же Мираншах похож на отца. Нет сведений о матерях сыновей Тимура, но то, что Шахрух и Мираншах очень похожи друг на друга физиономически… дает нам право предположить, что они не только братья по отцу, но и дети одной матери».

Мавзолей Гур-Эмир. Усыпальница Тимуридов.

Облик Амира Тимура, восстановленный М.М. Герасимовым по черепу завоевателя, извлечённого из захоронения в 1941 году

 

Реставрация

Летом 1943 года на реставрацию мавзолея Гур-Эмир был выделен 1 миллион рублей — щедрый жест отца всех народов в очень непростое время для страны. Но Сталин, видимо, верил в мифы и мистические легенды и решил преподнести подарок великому полководцу в честь победы под Сталинградом. Реставрационные работы начались только в 1951 году и с разной интенсивностью продолжались вплоть до середины 90-х. В 1996 году в связи с 660-летним юбилеем Амира Темура были восстановлены на высоту человеческого роста стены дворика, подняты несколькими рядами кладки стен худжры медресе. Во время реставрационных работ по фотографиям и обмерным чертежам, сделанным в XIX веке, восстановлены два минарета. Дополнены ониксовые панели, позолота и росписи. С потолка, как и в прошлом, свисает роскошная люстра. А в склепе под полом мавзолея, оформленном очень скупо, находятся захоронения, расположенные в том же порядке, что и декоративные намогильники.

Мавзолей Гур-Эмир являет собой шедевр архитектурного и строительного зодчества средневекового Востока и занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры. Гур-Эмир послужил прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея императора Хамэйуна в Дели и мавзолея Тадж Махал в Агре, построенных потомками Тимура, которые в свое время были правящей династией Северной Индии.

Мавзолей Гур-Эмир. Усыпальница Тимуридов.

Сноски:

 

1 — Тромп (франц. trompe — охотничий рог, из др.-верхнем. trumba — труба, рог), в архитектуре — вогнутая поверхность, элемент в виде части конуса. Четыре тромпа находятся в углах сходящихся стен квадратного в плане средокрестия между подпружными арками, обеспечивая переход от квадрата к цилиндрическому барабану купола. Тромпы использовали в архитектуре древней Персии, Византии, Закавказья. В древнерусской архитектуре применяли иную форму, более сложной кривизны. Общее название — пандатив

2 — Гирих — название геометрического орнамента в средневековом искусстве Средней и Центральной Азии. Разнообразные комбинации полигональных и звездчатых фигур. В архитектурном декоре приобрел ведущую роль в IX-X вв., широко применялся позднее, в эпоху Тимура и Тимуридов.

3 — Ибн-Арабшах (Ахмед-ибн-Мохаммедрод; 1389, Дамаск — 1450) — арабский писатель.

Вся его жизнь была цепью странствований. Отведенный Тамерланом в неволю в Самарканд, Ибн-Арабшах изучил турецкий и персидский языки и мусульманскую науку; впоследствии занимался переводами; научные путешествия заводили его в Монголию, Астрахань, Крым, Адрианополь.

Прославившее его сочинение о Тамерлане издано по-арабски, в Лейдене, в 1636, во французском переводе Vattier («L’histoire du grand Tamerlan») в Париже, в 1658; калькуттские издание 1812 и 1818, под ред. Ахмеда-ибн-Мохаммеда ибн аль-Ансари-Йемени, с английским ярлыком, «History of Timur».

Под старость Ибн-Арабшах, по образцу «Калилы и Димны», составил рифмованной прозой сборник притчей, с обычной в то время суфийской подкладкой, о воспитании князей. Это произведение (по-арабски и по-латыни) издал барон Г. Фрейтаг, под названием: «Fructus imperatorum et jocatio ingeniosorum» (Бонн, т. I, 1832; т. II, 1852). Ещё раньше (1824) появились в Москве «Приключения одного невольника. Арабская повесть Ахмеда-бен-Арабшаха, с арабским текстом».

4 — Мискаль, весовая единица в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока, применяемая главным образом как мера массы благородных металлов, драгоценных камней, розового масла и т. п. 1 Мискаль равен в Алжире 4,27 г, Афганистане — 4,6 г, Египте — 4,68 г, Иране — 4,64 г, Ливии — 4,601 г, Судане — 4,68 г, Турции — 4,81 г.

Мавзолей Гур-Эмир. Усыпальница Тимуридов.

Голубые купола Самарканда

Мавзолей Гур-Эмир. Усыпальница Тимуридов.

Верхний зал мавзолея

На переднем плане надгробие Улугбека, справа — надгробие Мухамад Султана, левее — надгробие Тимура

Мавзолей Гур-Эмир. Усыпальница Тимуридов.

Мавзолей Гур-Эмир с высоты птичьего

Мавзолей Гур-Эмир. Усыпальница Тимуридов.

 Ночная подсветка мавзолея Гур-Эмир

Мавзолей Гур-Эмир. Усыпальница Тимуридов.

Склеп

Мавзолей Гур-Эмир. Усыпальница Тимуридов.

 Василий Верещагин. Мавзолей Гур-Эмир. 1869-1870

Мавзолей Гур-Эмир. Усыпальница Тимуридов.

Валентин Ефремов. Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир. 1990 г.

Мавзолей Гур-Эмир. Усыпальница Тимуридов.

 С.М. Прокудин-Горский. Вход в мавзолей. начало XX в.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб