«Удар Гнева» — самый сильный удар мечом

"Удар Гнева" - самый сильный удар мечом

Меч изначально — оружие рубящее. Рубящий удар для него естественен, тогда как колющий человеку потребовалось еще изобрести, придти к нему, додуматься до него.

В первобытном своем начале любое рубящее движение — это всего-навсего удар палкой по плечу или черепушке, которая одна обезьяна когда-то нанесла другой обезьяне, чтоб не тырила честно добытые бананы. Ну или наоборот, хотела стырить…

Ударить или рубануть — действие инстинктивное.

Рубящих ударов много. Люди Средневековья, которые любили придавать наукообразности всем своим занятиям, насчитывали до нескольких десятков простых и сложных ударов. Точное количество зависит от фехтовальной школы и от вида оружия, где-то шли по пути упрощения, где-то — усложнения, но нам это сейчас неважно.

Тема этой статьи — самый сильный удар мечом. Какой он? Как наносится?

 
"Удар Гнева" - самый сильный удар мечом
 Цорнхау, или кэса-гири

Этот удар — самый древний. Самый простой. И он же — самый сильный. Это именно то средство, которое позволяет разрубить человека от плеча до пояса, при наличии на нем доспеха — либо рассечь его, либо отбросить жертву назад со сломанной ключицей или плечом.

Этот удар может сокрушить щит. Может пробить выставленный блок мечом. Он очень прост, но защититься от него бывает весьма сложно.

В немецкой традиции он называется «Цорнхау» — «Удар Гнева». В японской — кэса-гири, «Плащ монаха».

Примечание: японцы, как всегда, любят в поэтику, а немцы — в практику… Японское название происходит от слова «кэса» — это разновидность монашеской одежды, которая оставляет открытой одно плечо и руку.

А по сути своей это — диагональный удар справа налево. Наносится в левую ключицу жертвы и идет через весь корпус до печени — или докуда достанет.

В немецкой школе фехтования, к слову, видов цорнхау два — простой и мастерский. Мастерский является защитой от простого удара.

И да — предназначен этот удар для двуручного оружия. Европейского длинного меча — или японских двуручных же клинков. Но он вполне реален и более чем эффективен и в исполнении топора….))

Чем он опасен?

Дело в том, что природные данные любого человека-правши таковы, что именно удар справа налево ему наносить легче всего. Для левши ситуация будет зеркальная — ему проще слева направо. Но классическим считается цорнхау или кэса-гири в исполнении правши, о том и будем вести речь.

Именно потому, что диагональный удар справа налево наиболее легок и естественен, он позволяет задействовать максимум энергии. Вложить в рубящее движение и вес тела, и инерцию шага. Результат получается катастрофический — несмотря на то, что этот удар очевиден и предсказуем, как реакция еврея на просьбу дать денег, он выходит настолько быстрым и сильным, что отбить его либо не успеваешь вообще, либо… Он просто сносит выставленную защиту.

 
Классическая винтовая лестница
Классическая винтовая лестница

Кстати, что интересно: в большинстве старых европейских замков винтовые лестницы закручиваются против часовой стрелки, если смотреть сверху. Это сделано специально, чтобы человек, стоящий наверху, мог наносить именно такие удары — справа налево. А вот атакующим снизу, наоборот, рубить таким макаром крайне несподручно…

Есть всего несколько замков, где лестницы закручиваются наоборот — по часовой стрелке (при взгляде сверху). Например — крепости Валленштайн в Германии и Фернихерст в Шотландии. Считается, что в роду их владельцев было много левшей — а им именно так удобно драться…)

Как он наносится?

Возьмем сначала «простую» версию. Удар Гнева (будем называть его так, этот термин, как по мне, лучше всего отражает его суть) — это маховый удар сплеча, наотмашь.

Он наносится за счет размаха от плеча, из положения «меч на плече» (статичного) либо специальной стойки — Цорнхут (поза гнева) у средневековых немцев, ин-но камаэ — у японцев. В нюансы и различия позиций разных школ вдаваться сейчас не будем, по большему счету смысла в этом нет. Замах идет от правого плеча — и точка.

 
Художник Андрей Дубравушкин
Художник Андрей Дубравушкин

На рисунке выше — Удар Гнева в исполнении латника. Есть небольшой косяк — можно придраться к тому, что руки на эфесе меча сведены слишком близко, нет рычага, но… Во-первых, художник явно не знал таких нюансов, во-вторых, в доспешном бою эффект рычага не так важен, как в бездоспешном, и задействовать его преимущества, когда ты в латных перчатках, сложнее.

В идеале, да, он должен наноситься с рычагом — между ладонями на эфесе меча должно быть свободное пространство в одну ладонь минимум, при этом левая рука осуществляет дополнительное «подтягивание» рукояти, что усиливает рубящее, плюс — «вкладывает» в удар еще и режущее движение.

Самое важное: этот удар обязательно наносится на шаге задней ногой вперед, и если ты правша — эта нога должна быть правой! Именно этот шаг придает удару дополнительную инерцию, разворачивая корпус рубящего слегка боком.

Обратите внимание, как стоит самурай справа. Эта стойка — и есть ин-но камаэ.

 
"Удар Гнева" - самый сильный удар мечом

Они идут одновременно — удар, шаг, разворот корпуса…

Правда, это все теория. В реальности, чтобы кэса-гири или цорнхау (выберите себе любое название) вышел действительно страшным, его необходимо тщательно ставить. Без практики тут никак. Только длительные, тяжелые тренировки позволяет поставить этот удар настолько быстрым, сильным и точным, что шансов отбить его не будет.

К примеру, одна из японских школ — Дзиген-рю, «фирменная» школа княжества Сацума — сделала этот удар основой своей техники. Кроме него, там почти ничего нет, голимая простота. Но зато адепты Дзиген-рю отрабатывают «Плащ монаха» каждый день в течение нескольких лет на утяжеленных боккэнах, весящих втрое больше реального меча.

По несколько часов в день — методично бум-бум-бум трехкилограммовой дурой по мишени, да со всей силы…

Эффект выходит катастрофический. Даже заметить такой удар в исполнении профессионала вы, скорее всего, не сможете, не говоря уже о том, чтобы отбиться.

Правда, кроме него, адепты этой школы больше почти ничего и не умеют — что есть существенный минус…))

Мастерский вариант

Это чисто европейский, немецкий прием из школы Лихтенауэра. Во всяком случаев, в традициях восточных народов он мне пока не попадался. Некоторые хемаисты, кстати, считают «истинным Цорнхау» только этот, мастерский…

Его суть — удар на шаге, прямым лезвием (напомню, у прямого меча есть и обратное) против «простого» цорнхау, описанного выше. Ну, или против кэса-гири, один черт.

Навстречу. Лезвие в лезвие.

 
Вот так. Но здесь прокол с дистанцией, до головы не достало...)
Вот так. Но здесь прокол с дистанцией, до головы не достало…)

Фишка в том, что шаг при этом делается не столько вперед, сколько в сторону, в диагональ, с уходом с линии атаки. А собственный меч выбрасывается на выпрямленных руках наперерез вражескому.

Смысл в том, что там, куда летит вражеское острие, тебя уже нет. Меч нападающего ты ловишь на сильную часть своего клинка, у гарды, а кончик твоего меча врубается оппоненту в голову в районе левого уха (если вы с ним примерно одного роста).

Здесь защита и контрудар сплетаются воедино и осуществляются одним движением. В один темп, в один момент времени. Для того, чтобы выполнить мастерский цорнхау в бою, необходимо обладать отменной реакцией, скоростью и глазомером, а кроме того, отработать его на тренировках не меньше тысячи раз. Чтобы выходил автоматически, как естественная реакция.

Попытаешься контратаковать так сознательно — гарантированно опоздаешь.

Потому, собственно, такой контрудар у немцев и считался мастерским — выучить можно, но применить в бою его может только истинный мастер меча.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб