Свежие комментарии

  • Pciha Ivanova
    Комменты к фоткам слишком краткие и перепутаны.Коллекция редчайш...
  • Михаил Ачаев
    А как хочешь. Вон автор заморочился, на капс нажимал, остальное не его дело. Его дело прокукарекать, а там...Русско-польская в...
  • konstantin kurotskin
    К как доказать?Русско-польская в...

Подводные археологи в Крыму нашли пять деревянных судов XIX века

 

Фото: предоставлены Черноморским центром подводных исследований.Фото: предоставлены Черноморским центром подводных исследований.

Ученые будут ходатайствовать, чтобы объекты внесли в список культурного наследия

Пять кораблей, датируемые XIX веком! Такую находку обнаружили крымские подводные археологи в Евпатории. И если бы не запланированная реконструкция набережной имени Терешковой, возможно, море еще долго хранило бы тайну затонувших кораблей.

Прежде чем планировать реконструкцию набережной, чтобы не повредить объекты культурного наследия, которые могут там находиться, в сентябре на место привлекли ученых, которые обследовали акваторию.

В общей сложности исследуемый участок составил 70 тысяч квадратных метров. На небольшом участке в 1200 метров вдоль берега и шириной 55 метров и обнаружили все пять судов, затонувших в разное время и при различных обстоятельствах.

- Про два корабля из пяти мы знали во время исследований в 2013 году. Речь идет о судах, которые затонули, по-видимому, во время шторма 14 ноября 1854 года. Одно из них - деревянное купеческое судно союзного флота времен Крымской войны. Объект находится в 70 метрах на северо-восток от причала № 47 (яхт-клуб) на траверзе церкви Святого Ильи на глубине более 3-х метров. При исследованиях была обнаружена латунная обшивка судна, а в коллекцию Черноморского центра подводных исследований была передана деревянная курительная трубка середины XIX века.

Судно затонуло с креном на правый борт. Видимая его длина - 27 метров, ширина 4 метра, - рассказал «КП» кандидат исторических наук, заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев.

Носовая часть затонувшего английского судна, который обнаружили в 2013 году. Фото: предоставлены Черноморским центром подводных исследований

Носовая часть затонувшего английского судна, который обнаружили в 2013 году. Фото: предоставлены Черноморским центром подводных исследований

Второе купеческое деревянное судно, потерпевшее кораблекрушение, находится в районе Конского пляжа (Солярис).

Туристы-ныряльщики вряд ли бы заприметили затонувшие объекты, так как в пределах исследуемой акватории, где они находятся, нет оборудованных пляжей, а берег представлен бетонными берегоукрепительными сооружениями, возведенными в 1980-е годы. Кстати, до этого, судя по фотографиям, реконструкция набережной была проведена лишь в 1950 году.

ВОЗЬМУТ ПОД ОХРАНУ

Точную дату и причину гибели третьей находки, ученые пока не установили. Известно, что это также деревянное судно - из сосны.

Остов деревянного судна. Фото: предоставлены Черноморским центром подводных исследований

Остов деревянного судна. Фото: предоставлены Черноморским центром подводных исследований

- Большая его часть скрыта песчаными отложениями, а также завалена камнями. Никаких материалов, позволивших датировать время постройки или затопления судна обнаружено не было. Но судя по характеру судового набора, время постройки судна может определяться первой половиной ХХ века. Идентификация и окончательная датировка его возможна только после раскопок объекта, - говорит Виктор Вахонеев.

Четвертое судно обнаружено на глубине 2,6 метров. По словам специалистов, скорее всего - это фелюга. Небольшое палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом. Судно встречалось в военных и торговых флотах Средиземного моря. Например, греческие пираты предпочитали фелюги за быстроходность и маневренность.

Вид с пристани на шлюпки на фотографии начала ХХ в. Фото: предоставлены Черноморским центром подводных исследований

Вид с пристани на шлюпки на фотографии начала ХХ в. Фото: предоставлены Черноморским центром подводных исследований

Чтобы определить размеры и дату гибели пятого - также нужны более тщательные исследования.

- Учитывая, что все последние три затонувших деревянных судна имеют черты судового набора, характерного для довоенной постройки, а также то, что с 1920-х годов деревянные сваи пристаней и причалов стали заменять на металлические, данные объекты обладают признаками объектов культурного наследия и могут датироваться началом ХХ века. В связи с этим, мы планируем подать документацию в Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, чтобы эти объекты включили в список выявленных объектов культурного наследия.

Поясной набор. Фото: предоставлены Черноморским центром подводных исследований

Поясной набор. Фото: предоставлены Черноморским центром подводных исследований

В следующем году ученые планируют провести более детальные исследования неопознанных судов.

Свинцовые пули сер. XIX, латунная накладка с насечками, латунная нашивка, медный гвоздь. Фото: предоставлены Черноморским центром подводных исследований.

Свинцовые пули сер. XIX, латунная накладка с насечками, латунная нашивка, медный гвоздь. Фото: предоставлены Черноморским центром подводных исследований.

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

«Крутой» причал построили в Евпатории

Рядом с затонувшими судами ученые зафиксировали большие деревянные сваи - это остатки старого причала. С 20-х годов сваи стали делать металлическими, поэтому можно сделать вывод, что причал датируется концом XIX или началом XX века. Крымские подводные археологи совместили карту своих находок с дореволюционными картами и планами. Оказалось, что в этом месте был причал Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) – одной из крупнейших на Черном море судоходных компаний второй половины XIX века. Из исторических архивов известно, что в начале XX века Российское общество было самой большой пароходной компанией России. Корабли его заходили в порты Атлантического, Тихого и Индийского океанов.

КОНКРЕТНО

Со дна во время исследований были подняты: татарский поясной набор середины XIX – начала ХХ века, латунная сферическая накладка с орнаментом насечек, латунный кованый корабельный гвоздь, 3 латунных нагеля деревянных судов середины XIX века, пушечное ядро, 8 свинцовых пуль времен Крымской войны, 5 свинцовых пластырей для ремонта деревянных судов и их фрагментов, 1 металлический крюк, 3 медных гвоздя обшивки деревянного судна, 1 затертая медная монета (российский пятак).

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх